Нельзя сказать, что в стране не поддерживают предпринимателя. Но порой новые законы ставят человека перед вопросом: продолжать бизнес или сворачивать его. В таком положении оказался Айбулат Байракаев из села Темясово.
После того как обанкротился совхоз, Айбулат решил: буду заниматься сбором молока от населения. Начинал с сорока литров, сейчас принимает до четырех-пяти тонн в день. Шесть лет назад официально зарегистрировался как индивидуальный предприниматель в налоговой инспекции Магнитогорска. Сначала молоко сдавал на Сибайский комбинат, в последние годы сотрудничает с Белорецким молкомбинатом. Все бы ничего, да вышла загвоздка с молокоприемным пунктом.
— В свое время я хотел выкупить его у обанкротившегося совхоза, — рассказывает Айбулат Байракаев. — Но внешний управляющий выставил все имущество совхоза одним лотом, и его купило ООО «Темяс». В 2008 году и оно обанкротилось, успев продать молокопункт мне за 585 тысяч рублей.
Предприимчивый селянин уже планировал расширяться. Однако этим летом местная сельская администрация предложила ему покинуть помещение.
— Оказалось, что его признали бесхозным и передали сельсовету, — говорит предприниматель. — Хотя техпаспорт на здание сделал я, заплатив немалые деньги. При этом компенсировать затраты мне никто не собирается.
Как пояснила «РБ» начальник юротдела районной администрации Зульфия Булякова, здание молокоприемника действительно принадлежит Темясовскому сельсовету. Так решил Баймакский райсуд 1 апреля этого года. А в июле сельсовет объявил торги на аренду помещения.
— Сельсовет действовал по закону, — объясняет З. Булякова. — Информация об аукционе была размещена и в газете, и в интернете. Более того, Байракаев был лично уведомлен не только о торгах, но и о своем праве принимать в них участие.
— Однако заявку подал только «Башагрофин», — дополняет замглавы администрации района Зариф Ушанов. — Айбулат Байракаев заявку не подавал. Значит, он уже не имеет право на это помещение. К тому же он занимал бесхозное здание, поэтому не платил ни за аренду помещения, ни за аренду земли и, как следствие, налог на имущество. За электроэнергию также будет платить собственник, то есть сельсовет.
Впрочем, местные власти предложили предпринимателю на выбор помещения в деревне Тагирово, в пяти километрах. Байракаев с этим не согласился и написал возмущенные письма во все инстанции.
— Я выкупил это здание, вложил немалые деньги, воду сюда провел. Регулярно и в полном объеме рассчитывался за молоко даже тогда, когда Сибайский молкомбинат задолжал больше полумиллиона рублей. Почему должен переезжать? Мне придется снова вкладываться: там нет ни света, ни воды. Да и поставщиков молока я могу попросту потерять.
Ринат Гайсин из деревни Муллакаево пять лет ежедневно привозит на приемный пункт до 500 литров молока. По 700 — 800 литров каждый день доставляет Ишдавлет Гайсин из села Билалово. И их вполне устраивало положение дел. По словам сборщиков, каждые десять дней предприниматель рассчитывается с ними, а они в свою очередь — с односельчанами. За литр молока люди получают от восьми до 10 рублей.
Не останется ли деревенский житель у «разбитого корыта», пока идут разборки? Нет, заверили нас в администрации. В Темясово это не единственный молокоприемный пункт, есть еще один. Он может принимать до 10 тонн. Дополнительный пункт имеется и в селе Юмашево.
Между тем, по условиям аукциона, темясовский молокоприемник должен перейти в аренду «Башагрофину». Предприятие сейчас заканчивает строить молокозавод. В спорном помещении арендаторы хотят разместить лабораторию и молокоприемное оборудование.
Айбулат Байракаев уже подсчитывает убытки. Впрочем, он надеется изменить ситуацию — пожаловался в суд на действие местных властей. Он верит в свою правоту.
Рафаиль Гибадуллин,
уполномоченный по правам предпринимателей в Башкортостане:
— Это системная проблема, она характерна для всей республики: практически в каждом районе есть брошенные и при этом не оформленные в собственность объекты недвижимости предприятий-банкротов. На большинство из них отсутствуют правоустанавливающие документы. К сожалению, процесс инвентаризации бесхозяйного имущества в муниципалитетах идет медленно, поэтому и возникают конфликтные ситуации. Совместно с минземимущества республики мы уже направили письма в муниципалитеты с рекомендациями, как узаконить бесхозяйное имущество. Комитеты по управлению собственностью должны выступать не только учетчиками, но и эффективными собственниками — им следует провести инвентаризацию бесхозного имущества и классификацию земель.
В соответствии с нашими рекомендациями, письмом минземимущества по аналогичной ситуации как в Темясово администрация Салаватского района приняла конструктивное решение: с местным предпринимателем заключен договор ответственного хранения объекта, ему поручено отремонтировать крышу здания, провести необходимые работы. В дальнейшем предприниматель приобретает преимущественное право на заключение договора аренды здания после приема объекта в муниципальную собственность.