Все новости
Экономика
19 Июля 2013, 14:42

Сельский маркетинг

Крестьянин начинает торговать по-новому

«Живое подворье» создаст конкуренцию на российских рынках.
«Живое подворье» создаст конкуренцию на российских рынках.
Для сельчанина сбыт продукции — давняя головная боль. Именно она толкает его в объятия по большей части жуликоватых перекупщиков и вынуждает продавать результат своего труда по сниженным ценам. И это притом, что обмануть крестьянина сложно и практическая сметка у него работает на все сто. Просто не силен он в маркетинговых ходах, рекламе, пиаре и прочих рыночных штуках. Да и мерчендайзингу его никто не учил. А без него нынешнему избалованному покупателю даже огурец с родимого огорода продать сложно.
Решить эту проблему как раз и призвана программа «Живое подворье». Она работает в Аургазинском районе почти год, но вот именно это название получила буквально на днях. Ведь жители республики уже успели узнать ее как проект «Живое село», а некие ученые мужи сочли логотип плагиатом и подняли по этому поводу нешуточный скандал. Аграриям ничего не оставалось делать, как пожать плечами, сменить вывеску и работать дальше. Правда, бдительность продвинутых граждан обойдется районному бюджету в дополнительные расходы, но сути дела это не меняет: программа действует успешно. Именно об этом и говорил Рустэм Хамитов после того, как посетил район.

— Этот проект — одна из форм самоорганизации села, — подчеркивает глава региона. — А то, что люди их ищут и находят, не может не радовать. Аургазинский опыт уже начали перенимать в некоторых других районах, я же призываю всех изучить его и применить на собственной практике.

Если говорить кратко, то суть программы — в поддержке личных подсобных хозяйств и помощи крестьянину в продаже его продукции. Как пояснила нам руководитель информационно-консультационного центра местной администрации Екатерина Дубинская, в этом направлении район сделал уже немало и планирует сделать еще больше. Например, вывести своих земляков на общероссийский уровень. «Уже сейчас продукция наших крестьян поступает на прилавки других регионов, — комментирует моя собеседница. — Например, в Магнитогорск, куда налажены прямые поставки. Но останавливаться на этом мы не собираемся — наши цели гораздо масштабнее».

Под масштабностью подразумевается выход на московские рынки. Там уже давно тоскуют по натуральным продуктам, и аургазинские жители готовы им их дать. Но только для «продуктового завоевания» Москвы требуется не просто наличие товара. Нужна грамотная маркетинговая стратегия. То есть товар должен не просто поступить в магазины в своем первозданном виде, а иметь узнаваемую упаковку, постоянные точки сбыта, стабильные каналы поставок, несомненное качество и разумную цену. Эти моменты уже были отработаны под программу «Живое село», но теперь, со сменой и регистрацией логотипа, многое придется менять. Например, заказывать новую упаковку, лейблы на халаты продавцов, вывески и прочие читаемые атрибуты. Причем сделать это нужно спешно, поскольку с некоторыми московскими фирмами контракты уже заключены. «Не очень-то удобно работать в таком цейтноте, однако другого выхода нет, — говорит Екатерина Дубинская. — Но самое главное — выход на столичные прилавки наши земляки получили. Остальное приложится».

Для того чтобы аургазинский крестьянин шел к рынку не в одиночку, администрация района выступила с инициативой организовать сельскохозяйственный сбыто-потребительский кооператив (ССПК). Это не новая форма хозяйствования, поскольку нечто подобное у нас уже было. Сразу после Гражданской войны и до начала коллективизации на селе действовали товарищества, созданные примерно по такому же принципу.

«Для меня как для производителя кооператив очень удобен, — рассказывает его председатель Марс Гималетдинов. — Сейчас в нашем ССПК двадцать четыре человека, которых объединяет общий интерес — рынок сбыта. Ведь продать свою продукцию по настоящей цене тяжеловато. Надо самому крутиться-вертеться, договариваться, искать — в общем, уйму времени и нервов тратить. А так у нас ее поставщик оптом забирает — и больше никаких проблем. Кстати, это уже давно на Западе практикуется. Да и вообще, пора отвыкать работать по старинке. Нужно мини-бойни ставить, цеха для производства полуфабрикатов... Этим мы тоже займемся в ближайшем будущем, главное, что администрация района нам во всем помогает. Помещение выделили, устав помогли составить, на налоговый учет встать. А это мощная поддержка. Сейчас жителю района даже приусадебный участок расширить не проблема. До двух гектаров земли дополнительно прирезать можно. Такого, по-моему, больше ни в одном районе нет. Только работай, не ленись, и все получится.

Еще один способ сбывать сельхозпродукцию — это сельхозярмарки. Администрация района проводит их постоянно и даже провела тотальную инвентаризацию хозяйств, зная, кто, чего и сколько производит. А в недалеком будущем планирует построить в Толбазах современный рынок. Как нам сообщили в администрации, инвестор, готовый вложиться в строительство, есть. Теперь определяется место застройки.
Читайте нас: