Все новости
Экономика
19 Апреля 2013, 15:37

Чёрный мешок бюджетных чудес

Новый закон позволит аудиторам бороться с коррупцией

Счетная палата теперь будет отслеживать, как исполнительная власть тратит деньги налогоплательщиков. Это коснется в том числе пенсий, любительского спорта и ЖКХ — «национальной боли», как ее охарактеризовал председатель Счетной палаты (СП) Сергей Степашин. Новый закон об СП дает также широкие полномочия для парламентских и общественных проверок.
Серьезным вкладом в создание системы внешнего финансового контроля в России назвал эти новшества руководитель аппарата СП Сергей Шахрай на конференции, которая на днях прошла в Уфе. «Мы предлагаем республике выступить пионерами и инициировать принятие регионального закона о системе общественно-государственного контроля в самой болезненной и чувствительной сфере — жилищно-коммунальной. Это позволит контролировать не только бюджетные средства, но и деньги граждан. Таким образом, у нас появится важный элемент внешнего финансового контроля от имени налогоплательщика, то есть общества. Уверен, в будущем историки назовут нашу конференцию «уфимской инициативой», — отметил он.

Новый закон понадобился потому, что российский бюджет, по мнению С. Шахрая, «превратился в некий черный мешок, внутри которого происходит много интересного». Например, по оценкам известных экономистов, бюджеты стали приносить доходы выше, чем даже добыча газа, нефти или алмазов. И тот, кто нашел доступ к бюджетным средствам, получил неограниченные ресурсы, часто в совершенно неподконтрольной сфере. Красноречивый тому пример — ситуация в Сочи, когда «товарищу Билалову» авансом, без оглядки выделялись огромные деньги, которым он нашел применение на свое усмотрение. Или задолженность бизнеса перед Пенсионным фондом, которая в прошлом году достигла почти ста миллиардов рублей.

То же самое и с целевыми программами. Федеральная программа развития физкультуры и спорта предусматривает, что к 2015 году любительским спортом будет заниматься треть населения. В то же время денег на спортсооружения стали выделять на 37 процентов меньше. Теперь Счетная палата сможет указать на разницу между целью программы и объемом ее финансирования.

— Бюджет в очередной раз меняется. И когда нашим парламентариям придется его утверждать, вместо привычного документа они получат перечень целевых программ, которые разрабатывает и утверждает правительство, оно же их и исполняет. То есть роль парламента существенно уменьшится. Зато резко возрастет роль Счетной палаты и контрольно-счетных органов (КСО) субъектов как «агентов» парламента, а по существу — граждан, — считает руководитель аппарата СП.

После вступления закона в силу до октября этого года должна сформироваться коллегия Счетной палаты. В связи с этим появились слухи, что ее переформатируют, так как грядет вторая волна приватизации — «Газпрома», нефтяных компаний с госдолей, Аэрофлота. Сергей Шахрай опроверг эти предположения. По его словам, палата сильна как раз в области приватизации. Она выяснила, что от продажи 145 тыс. госпредприятий российская казна получила всего 9,7 млрд долларов — столько же, сколько российские туристы оставили за рубежом в одном 2003 году. Чтобы не повторять ошибок прошлого, В. Путин попросил палату проанализировать итоги российской приватизации начиная с 1990-х годов. Результатом этой работы стало изменение законодательства, которое касалось сроков давности и изменения собственника.

У СП есть еще пакет поручений президента в области приватизации. Палата должна дать обществу ответ — по справедливой ли цене тогда ушло в частные руки государственное имущество? Во всех развитых государствах без официальной оценки счетных органов не совершается ни одна приватизационная сделка. «Любое участие СП в оценке выставленного на продажу имущества приводит к тому, что почему-то это имущество начинает стоить гораздо дороже. Такие примеры есть и в нашей практике, когда мы оценивали ряд нефтяных компаний. Благодаря нашему участию в оценке этих компаний доходы бюджета от приватизации увеличились с 200 до 700 млн долларов», — пояснил С. Шахрай.

Он призвал контрольно-счетные органы совершенствовать под эгидой СП, парламента и исполнительной власти систему внутреннего финансового контроля. Это улучшит финансовый контроль республики, поскольку не нужно будет на два месяца посылать в ту или иную организацию целую бригаду с проверками. Таким образом освобождаются ресурсы, люди, деньги и появляется возможность «перебросить» аудиторов с рутинных проверок на тематические.

В свою очередь председатель Госсобрания республики Константин Толкачев отметил: результат проверок КСП — это не только выявленные нарушения, но и определение процессов, которые привели к недостаткам. Одновременно палата предлагает меры для увеличения доходов республики и муниципалитетов. Многие ее предложения и рекомендации стали основой принятых управленческих решений.

По словам К. Толкачева, в новой редакции республиканского закона о КСП полномочия, определенные федеральным законодательством, были дополнены правом оценивать эффективность использования, а также отчуждения государственного и муниципального имущества.
КОММЕНТАРИИ
Владимир БАЛАБАНОВ,
руководитель администрации президента республики:
— Характерной для республики проблемой два года назад Сергей Степашин назвал долгострой в несколько миллиардов рублей. Причина в непродуманных или несвоевременно принятых управленческих решениях. Многолетнее содержание и консервация недостроя требуют больших бюджетных затрат. В худшем случае объекты остаются невостребованными и разрушаются. Эти проблемы застарелые, чтобы их решить, нужно время. И деятельность КСП здесь для нас очень важна.

Контрольно-счетная палата привлекает должностных и юридических лиц
к административной ответственности. Это повышает персональную ответственность за принятые решения.

Количество коррупционных проявлений не снизилось, просто они стали более изощренными. КСП выступила с инициативой по антикоррупционному сопровождению реализуемых в республике крупномасштабных инвестпроектов с привлечением бюджетных средств. В Уфе намечена реконструкция ряда объектов. Подобные мероприятия обычно сопровождаются дотационными издержками. Вспомним хотя бы истории во Владивостоке и с некоторыми объектами в Сочи. Поэтому хотелось бы призвать КСП к более активной позиции в начале этих процессов, когда процедуры еще только проходят, определяются подрядчики и заключаются договоры.

Кроме того, необходимо вести профессиональный мониторинг общего финансового состояния региона, муниципальных образований, анализировать качество предоставляемых населению бюджетных услуг. Тут важно
работать на упреждение.
— Недавний Всемирный экономический форум в Давосе сформулировал 50 глобальных рисков. Все они имеют отношение к органам власти и контроля. Это отрицательные последствия от их действий, затянувшаяся запущенность инфраструктуры. Яркий тому пример — сфера ЖКХ, неуправляемая инфляция или дефляция, большая разница в доходах — в России она просто зашкаливает. С точки зрения экономической безопасности соотношение доходов бедных и богатых не должно превышать 10-кратную величину, а у нас, если верить Росстату, эта величина 17-кратная. Причем в регионах ситуация еще более тревожная. Кроме того, в числе глобальных рисков были названы нестабильность цен на электроэнергию, сельхозпродукцию и так далее.

Сколько же надо контролеров, чтобы охватить весь спектр проблем и вопросов? Видимо, не в количестве контролеров дело, а в характере их работы.

Нужна четкая отлаженность всей системы контроля. Иначе из-за одного слабого звена может рухнуть вся система. Сегодня таким наислабейшим звеном является муниципальный контроль. Два года прошло, как действует закон о муниципальных счетных органах, а показатели одни и те же. Из 83 субъектов РФ только 55 имеют свои региональные объединения КСО.

Конечно, нет необходимости, чтобы в каждом сельском поселении был свой орган. Смысл в том, чтобы даже самый маленький местный бюджет не оставался без контроля. А ситуация здесь как раз тревожная.

С появлением нового закона СП приобрела статус высшего органа госконтроля, соответственно такой же статус должны приобрести и региональные КСО.

Надо научиться оценивать действия власти по важнейшему критерию, который был сформулирован еще древнегреческим философом Протагором: человек — мера
всех вещей.
Читайте нас: