Все новости
Экономика
5 Марта 2013, 02:25

Беспокойное наследство, или Большие проблемы маленьких хозяйств

На северо-востоке республики, пожалуй, лучше других знают, что такое зона рискованного сельхозпроизводства. Здешним сельчанам не привыкать к природным и экономическим катаклизмам. Мечетлинцы — не исключение. Зато они вполне могут поделиться опытом того, что нужно делать, когда, кажется, сделать невозможно уже ничего.

Многие проблемы после строительства нового моста будут решены.
Многие проблемы после строительства нового моста будут решены.
Новые мосты «Кызылбая»

Совхоз «Месягутовский» когда-то гремел на всю республику. Люди из года в год наращивали показатели, получали заслуженные ордена и премии. Продолжение истории, увы, банально для дней сегодняшних. Перестроечная лихорадка, обвал по всем пунктам, банкротство. В общем, законы жанра налицо. Рухнуло хозяйство, но остались люди, которым жить здесь, на этой земле. Кто-то, конечно, подался куда подальше — на северные вахты либо в соседние области дороги строить да особняки тамошним нуворишам возводить. Но на всех этого пирога все равно не хватит. Остальные огляделись да смекнули: хозяйствовать по-новому надо. Так появилось на этих землях предприятие «Кызылбый»

Наш приезд в хозяйство совпал с событием довольно знаменательным: только что привезли металл для строительства нового моста. А пока идет разгрузка, директор Альфит Аюпов разъясняет:

— Новый мост нам жизненно необходим. Дело в том, что ставка сделана на молочное животноводство, а пастбища и летний лагерь — за рекой. Многие проблемы будут теперь решены. Будем постепенно решать и другие, которым нет числа. Главная — отсутствие капитальной фермы. Мы буквально «на зубах» завершаем нынешнюю зимовку. Здание коровника успели выкупить до нас, скот зимует во временной карде, почти под открытым небом. О каких показателях можно говорить? Сейчас пытаемся войти в программу «500 ферм», закупили коров черно-пестрой и бестужевской пород. Что-то делать надо срочно, еще одна такая зимовка может подкосить окончательно.

Первые шаги всегда очень непросты. В «Кызылбае» что-то, без сомнения, уже успели: построили зерносклад с сушилкой, например, обеспечили работой жителей деревни Большекызылбаево. При этом обошлись без банковских кредитов, средствами учредителей. Очень рассчитывали на ферму, о которой шла речь. Да опередили конкуренты, разводящие там теперь свиней. Конечно, опыт экстремальной зимовки тоже важен, но лучше все-таки избегать подобных экспериментов. Очень хочется верить, что все получится у людей, рискнувших вложить свои кровные в без того рискованное сельское хозяйство северо-востока.

«Йондоз» — звезда путеводная

С колхозом имени Фрунзе примерно та же история, что и у «Месягутовского». Обанкротилось передовое некогда хозяйство, сразу пять деревень едва без работы не остались. Собрались всем миром да порешили: соединить земельные паи и создать «Йондоз», что в переводе означает «Звезда». Восьмой год уже работают.

— Живем, можно сказать, полностью за свой счет,— начал разговор Юрис Латыпов, возглавляющий хозяйство. — Много чего не хватает, конечно. Половину зарплаты, скажем, в натуральном виде выдаем. Хорошо, люди трудности эти понимают. К тому же комбикорм, например, всегда в хозяйстве пригодится — население сегодня по три-четыре головы КРС держит. Сейчас вот в программу «500 ферм» вошли, очень на нее надеемся. Программа эта, я считаю, очень своевременная. Когда еще без помощи государства удалось бы старые фермы реконструировать?

Жить за свой счет — это совсем непросто. Зато дисциплинирует, заставляет себя постоянно в тонусе держать. И находить там, где другие пока не научились. Позаботились вот в свое время о кормах, создали хорошую базу, да еще с запасом. Ох, как запас этот пригодился теперь, когда после засушливого лета соседи без кормов остались. И себе хватило, и менее предусмотрительным реализовали. Фермы, как уже было сказано, устарели, но поголовье наращивают из года в год. Потому что выгодно, мясо прямиком санаторий «Карагай» закупает да еще просит. Вот что тревожит — так это отток молодежи. Конечно, той зарплатой, что может предложить сегодня хозяйство, никого не прельстишь. Остается надеяться, что времена переменятся в лучшую для крестьянина сторону. Что цены на молоко стабилизируются, придут хоть в какое-то соответствие со стоимостью солярки и электричества. Вот тогда, может, удастся избавиться от ручного труда на фермах, который сейчас преобладает, и молодежь не так будет на сторону поглядывать. В общем, ищут в «Йондозе» свои пути. Традиционное для этих краев коневодство большим подспорьем стало, пасека тоже прибыль весомую приносит. Свою мельницу недавно построили, опять же плюс для людей.

Нынешнее руководство Мечетлинского района делает немало для подъема сельхозпроизводства. Другое дело, что наследство досталось не самое лучшее. Но иного выхода у северян попросту нет. Да и не бывает безвыходных ситуаций — здесь в этом твердо убеждены. Где-то, как в «Кызылбае», пришли инвесторы, умеющие работать на перспективу, не гоняясь за сиюминутной прибылью. Кто-то, как в «Йондозе», полагается на свои силы да на крестьянскую смекалку. Но и те, и другие — пример для многих, кому сегодня нелегко. Хотя, если разобраться: кому легко-то?
Читайте нас: