Все новости
Экономика
2 Ноября 2012, 15:29

Контракт? Есть контракт!

Республика проверит новый механизм госзакупок

Федеральная контрактная система (ФКС), законопроект о которой сейчас обсуждается депутатами Госдумы, в Башкортостане будет внедрена на несколько лет раньше, чем в целом по стране. Республика определена в качестве пилотного региона по апробации ключевых положений ФКС, идущей на смену механизму госзакупок.

Нет сомнений, модернизация действующей системы назрела уже давно. Наша газета не раз писала о дискуссиях на тему известного широкой аудитории 94-го закона. Чиновники давно заявляли, что он не позволяет учитывать качество работ и услуг, а также оставляет лазейки для недобросовестных фирм. Демпинг, мошеннические схемы, коррупция мешали честному бизнесу участвовать в конкурсах, это приводило к низкой эффективности исполнения госзаказов.

— Сегодня для всех стало очевидным, что закон о закупках № 94 исчерпал свои возможности. Основная его цель — экономия бюджетных средств любой ценой — оказалась идеологически ошибочной. Нельзя выделять контрагентов только по ценовым критериям. Это снижает эффективность исполнения договорных обязательств. Действующие сейчас механизмы создают серьезные сложности и для предпринимателей, ориентированных на рынок государственных закупок, — обобщил ситуацию президент республики Рустэм Хамитов на прошедшей в Уфе всероссийской конференции «Федеральная контрактная система — основа развития конкурентной России».
С другой стороны, по мнению заместителя премьер-министра — руководителя аппарата правительства Илшата Тажитдинова, закон был необходимой ступенью эволюции. Благодаря ему создана процедура закупок, общество и бизнес получили доступ к информации о заказах. Сформирована платформа для электронной торговли.

— Но в ходе эволюции системы госзаказа выявился ряд проблем. Назрела необходимость перехода к идеологии эффективного управления всем жизненным процессом закупки, вплоть до аудита выполненных обязательств, — согласился И. Тажитдинов. — Чтобы не получалось, например, так, что построенные объекты простаивают или загружены наполовину, а государственные средства расходуются в низкоприоритетных направлениях.

Помимо регулирования полного закупочного цикла, законопроект о ФКС также устанавливает возможность общественного контроля за закупками.

Еще одно нововведение — единые критерии описания объекта госзакупок. Товары и услуги должны соответствовать минимально достаточным требованиям, но при этом не обладать излишними свойствами или категорией «люкс».

С 2010 года республика совместно со Счетной палатой России начала подготовку к переходу на новую систему закупок. В прошлом году была сформирована совместная рабочая группа палаты и правительства Башкортостана для разработки так называемого информационно-технологического маршрута контрактной системы региона.

Тем не менее проект закона еще сырой, считает председатель СП России Сергей Степашин.

— Мы дали серьезные поправки и замечания ко второму чтению закона. Юридически он еще исполнен сыровато, мягко говоря, но это не от хорошей жизни, — пояснил он. — Сейчас предстоит очень большая работа. Кстати, и региональные депутаты, и сенаторы, я очень рассчитываю, к этой работе подключатся.
КОММЕНТАРИЙ

— Концептуально новый законопроект, конечно, нужно поддерживать, но с юридической точки зрения необходимо конкретно его вычищать, даже сокращать. Кроме того, с введением закона назреют поправки в Гражданский кодекс и антимонопольное законодательство.
— Федеральная контрактная система пытается исправить недостатки действующего закона. Но и по ней очень много вопросов. В частности, по качеству материалов и работ, их влиянию на цену. Предполагается, что на осенней сессии Госдумы закон о контрактной системе будет принят. Но в каком виде? Поэтому мы готовим свои предложения для законодателей, чтобы новая система заработала эффективно.
Читайте нас: