Все новости
Экономика
31 Октября 2012, 21:52

Вся правда об уфимском тоннеле

Столице республики когда-то отказали в метрополитене. На очереди транспортный коридор до М-5?

От М-7 до М-5 через полуостров рукой подать.
От М-7 до М-5 через полуостров рукой подать.
Действительный член Академии горных наук РАН, начальник ФГУП "Управление строительства №30" Владимир Абрамчук.

У каждого города есть генплан — документ, определяющий его развитие. Нет генплана — нет вразумительного будущего. Генплан Уфы был сравнительно недавно откорректирован архитекторами. Но документом, похоже, не стал. В развитии столицы до сих пор нет ясности.
Центр Уфы мог бы проходить по улице Цветочной

Неужели Уфа становится гиблым местом для супермасштабных проектов? Вспомним предысторию. В 20-е годы прошлого века в Уфу по направлению приезжает молодой специалист-гидротехник Сергей Жук, который впоследствии станет руководителем проектирования Беломоро-Балтийского канала, канала имени Москвы, Волго-Донского водного комплекса, академиком, Героем Соцтруда. В Башкирии, несмотря на Гражданскую войну и разруху, выпускник вуза засучив рукава занимается своим мирным делом. Изучив геологию грунтов, Жук приходит к выводу, что миллионы лет назад Уфимка впадала в Белую в створе от Лихачевской излучины и улицы Цветочной — там, где сегодня находится спорткомплекс «Биатлон». Перепад рек составляет в этом месте восемь метров. Будущий академик предлагает властям проект строительства канала с небольшой электростанцией. Проект не состоялся ввиду отсутствия техники и цемента. Жук предлагает обложить дно и стены канала лесом. Но и этот вариант отвергается. Будем считать, помешала Гражданская война.

Канал со временем мог бы стать тем самым живописным географическим центром Уфы с набережной, которого сегодня так и нет.

Другой несостоявшийся проект — метрополитен. Решение о его строительстве уже почти было принято в 70-е годы. Без осторожного слова «почти» здесь не обойтись. Во всяком случае, на самом верху дали отмашку на геологоизыскательские работы на участке от нынешней остановки «Строительная» в сторону перекрестка улиц Интернациональной и Ульяновых. Кстати, специалисты треста «ЗапУралТИСИЗ» подтвердили результаты исследований Сергея Жука: в районе старой поймы Уфимки толщина отложений ила достигала 50 и более метров. Изыскания под метро длились не один год, затем их свернули, несмотря на огромные потраченные средства.

Тем не менее примерно в те же годы были заложены метрополитены в Казани, Екатеринбурге, Челябинске. Хотя эти города не так растянуты географически и не стиснуты реками, как Уфа.

Третьим крупным несбывшимся проектом может стать тоннель, в строительстве которого уже вложено 44 процента сметной стоимости. Сам по себе тоннель — лишь часть масштабного, остро необходимого для Уфы комплексного плана строительства транспортного коридора от М-7 на М-5 — в створе Затонского моста, улицы Округа Галле, через проспекты Октября и Салавата Юлаева, реку Уфимку до автомагистрали Самара — Уфа — Челябинск.

Полуостров обязывает

В тысячу первый раз напомним, что наш мегаполис расположен на вытянутом с севера на юг узком полуострове. Еще недавно у столицы была одна продольная автотранспортная артерия — проспект Октября. Рожденная в больших муках вторая — проспект С. Юлаева — уже не справляется со своей задачей. Транспортные потоки растут и будут расти. Загружены улицы Блюхера, Зорге, Менделеева и Кувыкина. Но все они продольные. Архитекторы и специалисты по вопросам гражданской обороны говорят о необходимости строительства сразу нескольких поперечных транспортных магистралей с запада на восток как об аксиоме. Это предусмотрено последним генпланом. Ведь Уфа — один из немногих городов России, в котором слишком велика концентрация предприятий, представляющих огромную техногенную опасность.

Или взять другую проблему, непроходящую головную боль как для простого горожанина, так и для властей: Уфа устойчиво занимает лидирующие позиции по дороговизне жилья в стране и Приволжском федеральном округе. Причина одна — острый дефицит свободных земельных участков под многоэтажное строительство. Их в городской черте попросту нет. Отсюда беспорядочные точечные застройки, порождающие нешуточные страсти между населением и чиновниками. Кстати, за каждый «пятачок» под девяти- или двенадцатиэтажку так называемые «откаты», говорят, давно перевалили сумму в 10 миллионов рублей.
Все эти кричащие проблемы можно решить только за счет сооружения мостов, тоннелей и развязок. Рядовые уфимцы с советских времен по простоте душевной ломают головы: почему они, в отличие от соседей, всегда оказываются на заднем плане кремлевской режиссуры? Люди же более сведущие, умудренные опытом работы над крупными проектами, ответ знают. Кстати, президент Рустэм Хамитов прямым текстом не раз говорил на эту тему: республиканские чиновники, по его мнению, больше думают о своих благах и не заботятся о населении, поэтому не проявляют настойчивость при переговорах в московских кабинетах либо попросту не готовы проводить их. Надо, видимо, обладать особым талантом, напором, цепкостью, что ли, при лоббировании интересов родной республики. История тоннеля учит многому.

Свет в конце тоннеля забрезжит через 70 метров

Кто бы мог подумать, что в Уфе между парком Лесоводов, 21-й больницей и проспектом Салавата Юлаева трудятся шахтеры? Каждый день они переодеваются в специальную рабочую одежду и уходят под землю. Мы тоже напросились с ними.

Первым делом впечатляют не сам тоннель и две его огромные ноздри, в каждую из которых свободно въезжают сразу два «КамАЗа», а четкая организация работ. Столь высокую культуру производства на обычных стройплощадках видеть не приходилось. Горнопроходчики подчеркнуто демонстрируют, что безопасность людей — превыше всего.

Производственная база шахтеров «Управления строительства № 30» продумана до мелочей. Просторные бытовки на 420 мест, душевые, баня, столовая. Есть свои мини-заводы: по приготовлению сухой смеси — 50 кубов в час, растворобетона — 25 кубов в час, склады, цеха по изготовлению нестандартного оборудования, по ремонту горной техники и автомобилей. Есть калориферные мощности для подачи воздуха в горные выработки. Все рабочие, инженеры и руководители — с большим горнопроходческим опытом, до этого трудились на строительстве Байкало-Амурской магистрали, где было пробито немало тоннелей, на шахтах Заполярья, на строительстве метро в Москве, Казани, Челябинске, Екатеринбурге, Самаре, Днепропетровске. Для Башкирии — это уникальный коллектив. Ему и был доверен уникальный для Уфы объект.

Строить тоннель начали в 1992 году по постановлению Совета министров РБ в соответствии с генеральным планом развития столицы. Но еще примерно за десять лет до этого воображение уфимцев бередили разговоры о том, что улицу Округа Галле ждут большие перемены: она должна будет пересечь проспект Октября то ли поверху, то ли под землей и дальше соединиться с тоннелем. Уже тогда этот оживленный перекресток наводил на мысль о необходимости построить транспортную развязку.

Проект транспортного коридора начался с тоннеля. Его сметная стоимость в нынешних ценах составляет 13,5 млрд рублей. С начала строительства освоили 6 млрд рублей, то есть 44 процента. Немалые средства, огромный объем работ. С 2007 года строительство приостановилось. Почему? Ведь начинали бодро и уверенно. Тоннель и оба «плеча» к нему — развязку над проспектом Октября и мост через Уфимку — рассчитывали построить на средства республиканского бюджета. Были хорошие нефтяные деньги. Но произошло перераспределение бюджетных полномочий в пользу центра. В результате были заморожены многие объекты по стране, в том числе и уфимский тоннель.

Десятилетием раньше на глазах того же поколения, которое начинало великие стройки, были «заживо похоронены» сотни проектов гражданского и оборонного назначения, почти построенные, в которых сегодня государство вновь стало нуждаться.

— Каждый день с восьми утра и до пяти вечера мы осматриваем временную крепь тоннеля, — рассказывает начальник участка Глеб Птицын. — Обслуживаем систему вентиляции, электрооборудование, систему водоотвода. Принудительно загоняем теплый воздух, чтобы не образовывались сосульки, иначе лед начнет разрушать временное покрытие стен. Горное давление непредсказуемо, не зависит от сезонов года.

Кстати, Птицын живет в деревне Русский Юрмаш. Построил там дом с тем расчетом, чтобы после ввода тоннеля и моста через Уфимку мог добираться до центра города за 7 — 8 минут. Осталось 70 метров горных пород до света в конце тоннеля. Птицын и его товарищи утверждают, что в Уфе по генплану надо будет строить еще несколько тоннелей. Проходчики УС-30 рассуждают не как политики, «режущие» бюджетный пирог, а как профессионалы: надо — значит надо.

— Начиная с 2007 года полная неопределенность — нет официального документа от заказчика о приостановке работ в тоннеле, — рассказывает начальник горно-строительного комплекса ФГУП «Управление строительства № 30» Александр Сергеев. — Для консервации на длительное время или ликвидации такого объекта по федеральному закону о недрах необходим проект, прошедший экспертизу. Проекта тоже нет. Для содержания тоннеля в относительном порядке ежегодно необходимо до 150 млн рублей.

Первоначально в роли заказчика выступало Управление коммунального хозяйства Уфы, затем — республиканское управление капстроительства, сейчас — Управление дорожного хозяйства РБ. Ни одна из этих государственных структур не поступила строго в соответствии с законом. Чиновникам не хватило то ли профессионализма, то ли решительности.

— Неоднократные наши обращения во все инстанции остаются без решения, — досадует доктор Российской академии транспорта, действительный член Академии горных наук РАН, начальник ФГУП «Управление строительства № 30» Владимир Абрамчук. — Выделяемые ежегодно средства на обслуживание тоннеля в режиме «приостановки работ» недостаточны, чтобы гарантировать безопасность объекта. Нужны специальные дополнительные мероприятия. По предварительным расчетам, затраты на консервацию составят около 2,4 млрд рублей, на ликвидацию — 3 млрд, на окончание — 7,5 млрд. В случае принятия решения о продолжении строительства ежегодное финансирование работ составит не менее 500 млн рублей. В арифметике с такими серьезными цифрами ни на секунду нельзя забывать о нашем будущем. Нельзя спихивать родительские проблемы на детей. Уфа не сможет развиваться без мощной транспортной инфраструктуры.
Из рекомендаций Тоннельной ассоциации России:

«...Признать совершенно обоснованными принятые правительством Башкортостана решения о строительстве в Уфе автодорожного тоннеля, улучшающего транспортную ситуацию и безопасность движения в городе.

...Продолжить строительство с выделением необходимых средств в объеме не менее 700 млн рублей в год».
Читайте нас: