Все новости
Экономика
24 Апреля 2012, 04:15

Белой грозит безработица

Будущее речного флота республики пока под вопросом

Навигация на Белой с каждым годом усложняется.
Навигация на Белой с каждым годом усложняется.
Тревожные цифры, характеризующие состояние водного транспорта, прозвучали на совещании у президента республики Рустэма Хамитова. А обозначенные бизнес-идеи, по сути, призваны отобрать у реки Белой функции пассажирского и грузового судоходства, оставив лишь прогулочные маршруты на легких катерах. Обидно такое слышать о любимой всеми реке, воспетой в стихах и песнях.
За прошлый год по водной магистрали было перевезено по сравнению с 2007 годом вдвое меньше пассажиров и почти втрое — грузов. А если вспомнить показатели навигации 20-летней давности, то сегодняшний объем пассажиро- и грузопотоков уменьшился аж в десять раз. Кстати, на этот год такой крупный заказчик, как АНК «Башнефть», вообще отказался подписывать договор с речниками.

По словам Рустэма Хамитова, из-за снижения оборота грузов и пассажиропотока республика теряет налоговые поступления в бюджет не только на речном флоте, но и на авиа-, железнодорожных и автотранспортных перевозках. «Если в год у нас летает два миллиона пассажиров, — привел он простую арифметику, — то при средней стоимости билета пять тысяч рублей выручка доходит до десяти миллиардов рублей. Наших перевозчиков нет, деньги уходят из Башкортостана. Мы теряем везде», — настроил Рустэм Хамитов собравшихся на критический анализ работы отрасли.

Речной транспорт — самый чистый в экологическом смысле, дешевый и удобный для перевозки нестандартных и крупногабаритных грузов. Но проблема в том, что Белая мелеет, а тут еще крайне засушливый 2010 год. Средств, выделяемых из федерального центра на поддержание судоходного русла, явно не хватает.

Так можно ли ходить судам по Белой? Этот вопрос был адресован заместителю руководителя ФБУ «Камводпуть» — начальнику Бельского района водных путей и судоходства Станиславу Большакову. Как он сообщил, с 1963 года установлены следующие габариты для судового хода — это 180 сантиметров глубины и 50 метров ширины. Из-за трех засушливых сезонов габариты уменьшились в межень до 150 сантиметров и 40 метров соответственно. Району приходится заниматься углублением реки, особенно в местах 40 перекатов, извлекая ежегодно более 600 тыс. кубометров грунта.
— О положении флота на Белой красноречиво говорит устоявшееся среди речников выражение: «Суда работают дно об дно, при расхождении искры летят», — сказал Большаков и привел расчеты: — Чтобы довести судоходные параметры до 200 сантиметров глубины и 60 метров ширины, нужны дополнительные работы, которые требуют увеличения ежегодного финансирования на 45 млн рублей. Это позволило бы углублять Белую по 5 сантиметров в год и добиться к 2016 году нужных параметров.

Как сообщил Большаков, река Уфа считается судоходной только в паводок. Уже в течение 15 лет из федерального бюджета не выделяются средства на ее углубление и расширение.

Маршрут «Монумент Дружбы — ДОК» относится к категории социально значимых: им пользуются в основном пенсионеры-садоводы. На всех шести остановках не оборудованы ни причалы, ни подходы. Пожилые люди с рюкзаками и ведрами поднимаются на борт по дощатому настилу, который «играет» под ногами. Пароходству, которое само едва выживает, латая старый флот, не до садоводов.

Судьба судоходства в провинциях, отдаленных от матушки-Волги, зависит во многом от федерального бюджета. Достучаться до центра не так просто. Но его представители к нам часто наведываются. Был на том совещании контр-адмирал, председатель исполкома «Клуб адмиралов» Александр Кондрашов. Он приехал со своим вариантом решения проблемы в рамках проекта по созданию объединенной судоходной компании, в которую приглашается и флот республики с заводом и пристанями. Но при одном условии: если вся производственная база пароходства вместе с судоремонтно-судостроительным заводом будет передислоцирована из Уфы в город Агидель. В Уфе предлагается оставить только легкие прогулочные катера.

Идея, высказанная Кондрашовым, смотрится эффектно и вроде бы не требует особых вложений: грузовой терминал в Агидели почти готов, глубины достаточные, недалеко несет свои воды вторая российская матушка — Кама. Бизнесменов привлекает наличие в Агидели железнодорожной ветки до Янаула. Вокруг этого проекта давно ведутся переговоры. Существующие береговые сооружения и причалы спешно приватизированы. Кто собственники? Даже руководство города затрудняется ответить.

Но при реализации такого проекта практически исчезнет судоходство на нижней Белой от Уфы до Агидели. Насколько это будет экономически оправданным? Стоит ли ради вхождения в новую судоходную компанию хоронить огромный судоходный комплекс, который создавался несколько веков? Как закрытие традиционного судоходства отразится на экономике миллионного мегаполиса? Стоит только вспомнить тот факт, что огромнейший российский нефтеперерабатывающий и нефтехимический узел появился в Уфе более полувека назад во многом благодаря судоходству: гигантские узлы и агрегаты заводов доставлялись до места назначения только по реке, никакой другой транспорт не годился.

Речники-специалисты и сегодня уверены, что судоходство по Белой реально и выгодно. Только за рабочим руслом нужно грамотно ухаживать. На это не требуется больших средств.

Собравшиеся не смогли выработать единого подхода к решению проблемы. Да это и не могло произойти, так как совещание, по оценке президента Рустэма Хамитова, было плохо организовано. Отсутствовали основные грузоотправители — нефтяники, строители, аграрии. Президент республики потребовал подготовиться и провести повторную встречу по проблемам водного транспорта через два месяца.
Справка

Основных грузоперевозчиков на Белой два. ОАО «Башкирское речное пароходство» (БРП): 63,4 процента акций принадлежат республике, более 30 — работникам предприятия, остальная часть — иным акционерам. В составе БРП — судоремонтно-судостроительный завод, узел связи, речные порты «Уфа» и «Бирск», 112 единиц самоходного и несамоходного флота. В БРП работают 986 человек. Износ судов составляет 64 процента. В 2011 году перевезено 897 тыс. тонн грузов — на один процент больше, чем в 2010 году, и более 121 тыс. пассажиров — на 17 процентов меньше.

ЗАО Судоходная компания «Волготанкер» имеет 27 единиц самоходных судов и 29 — несамоходных. Перевозит нефтепродукты в границах РФ и на экспорт. Маршруты пролегают по всем судоходным рекам европейской части России. В 2011 году компания перевезла более 1,3 млн тонн темных нефтепродуктов, в том числе из Уфы — 875 тыс. тонн. По сравнению с предыдущим годом грузооборот вырос в 1,3 раза.
Читайте нас: