Все новости
Экономика
15 Марта 2012, 13:32

Против банка нет приёма?

Кредиторов будут учить финансовой грамотности

«Мы уже научили граждан обращаться в отдел по защите прав потребителей в случае поломки бытовой техники, проблем с одеждой, обувью. Но когда речь идет о банках, граждане пасуют, боятся, считая, что они заведомо виноваты. На самом деле это не так. В этом году мы задались целью обучить потребителей грамотно действовать в финансовой сфере», — отметила заместитель главы администрации Уфы Альфира Бакиева на пресс-конференции, посвященной Дню защиты прав потребителя.
— При кредитовании отношения между гражданином и банком являются равноправными лишь формально, — подчеркнула вице-мэр. — На практике явно доминирует одна сторона. При этом кредиты в стране опасно доступны. К сожалению, многие граждане не оценивают реально свою платежеспособность и оказываются потом в тяжелой ситуации, особенно когда речь идет о крупных приобретениях — машины, квартиры.

В пример она привела случай с многодетной семьей, которую банк выселяет из квартиры за неуплату по кредитам, а идти им некуда.

— Мы попытались помочь, предложив временно поселить их в маневренный фонд, с тем чтобы банк продал квартиру и вернул часть средств, — пояснила А. Бакиева. — На эти деньги семья могла бы приобрести жилье по ипотеке на льготных условиях. Но не тут-то было: представители банка заявили нам, что даже в случае продажи квартиры семья останется должником процентных выплат.

Поэтому, подписывая договор, нужно быть очень внимательными, очень аккуратными. В помощь горожанам администрация Уфы издала «Справочник потребителя банковских услуг». Если при подписании договора возникают сомнения, лучше лишний раз обратиться к юристам, обсудить буквально каждый пункт и только после этого ставить подпись.
По словам А. Бакиевой, в последние годы зафиксированы многочисленные факты включения в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителей. Это предоставление кредита с обязательным оказанием возмездных услуг по открытию и ведению банковского счета, взимание комиссии за предоставление и обслуживание кредита, определение банком судебного органа, рассматривающего споры по договору, изменение банком процентной ставки без согласования с клиентом. Незаконным является и привлечение для взимания долгов коллекторских служб. Так, в описанном выше случае с многодетной семьей коллекторы круглосуточно терроризировали ее звонками по всем имеющимся телефонам: мужа, жены, домашнему номеру.

Вице-мэр обратила внимание и на такую проблему: банки, обладая колоссальной системой безопасности, не удосуживаются проверить должным образом кредитоспособность клиентов. Одним из решений могло бы стать признание физического лица банкротом. В этом случае банк не сможет предъявить ему претензии. Соответствующий закон рассматривается в Госдуме уже несколько лет. Если он все-таки будет принят, кредитные организации, безусловно, ужесточат условия предоставления кредитов, ибо терять будут уже они.
Справка

В 2011 году в отдел по защите прав потребителей администрации Уфы поступило 10 тыс. 488 обращений, в том числе 1 тыс. 198 — письменных. Это на 10% меньше, чем в 2010 году. Большинство из них касается торговли (64%), в частности качества бытовой техники (30%) и сотовых телефонов (17%). Нарекания вызывают также бытовые услуги (7,8%), монтаж окон (6,6%), «коммуналка» (4,7%).

В 932 случаях спор разрешен в досудебном порядке, для 266 граждан подготовлены документы в суд. Предотвращено возможных убытков на сумму 20 млн рублей.
Отдел организовал 190 консультаций в торговых комплексах, 8 выездов бригады быстрого реагирования, 62 «прямых провода», занятия в комплексных центрах социального обслуживания населения и школах. Прошел ряд конкурсов по потребительской грамотности, открыты тематические клубы для детей и пожилых людей.
Читайте нас: