Все новости
Cоциум
20 Марта 2015, 14:54

Два лика древнего Абзелила

«Живая старина» прописалась в районе в самом буквальном смысле: первобытные чудища подают голос и машут хвостом.
«Живая старина» прописалась в районе в самом буквальном смысле: первобытные чудища подают голос и машут хвостом.
Кто не знает, Абзелиловских районов у нас два. Первый — тот, что по причине географической близости тяготеет к Магнитке, — резв, шумен и суетлив. Один только горнолыжный центр «Металлург-Магнитогорск» ежегодно собирает на своих трассах больше 200 тысяч любителей экстремальных видов спорта. Но есть и другой Абзелил — родина легенд и эпосов. За последние сотню-другую лет он изменился не слишком сильно. Так же стелется по ветру седой ковыль, помнящий Емельку Пугачева, поглядывают вниз, охраняя селения от набегов казахов, горные хребты, а бабушки рассказывают внучатам те же сказки, что и полтора века назад.

Не верьте, что динозавры вымерли

О древности Абзелила свидетельствуют стоянки первобытных людей, которые археологи обнаруживают то на одном озере, то на другом. На озере Карабалыкты возле села Ташбулатово, например, наши далекие пращуры жили более ста тысяч лет назад — это самый ранний след человека на Южном Урале. А расположенное чуть дальше озеро Северные Улянды известно как одно из крупнейших в России мест обитания доисторических ящеров. Которым, похоже, здесь весьма комфортно.

Амаргозавр, тираннозавр и прочие завры рычат, бьют хвостом, скалят зубы, но не кусаются и в целом ведут себя смирно. Правда, здешние охранники признаются, что по ночам им бывает как-то не по себе. Электронно-механический зоопарк под открытым небом создал три года назад магнитогорский бизнесмен. До этого здесь был брошенный пионерский лагерь. Теперь — большой развлекательный комплекс для отдыха всей семьей и прежде всего с детьми. Коллекция «оживших» древних рептилий, выполненных с максимальной точностью в натуральную величину, — лишь одна из его изюминок.

— Пока у нас затишье, а летом бывает очень много народу, — рассказали сотрудники парка с нестрашным названием «Динозаврик». — Одни приезжают на день посмотреть наши экспонаты, покататься на каруселях. Другие остаются на неделю и больше. У нас тут настоящий курорт: гостевые домики, отели с мангальной зоной, ресторан, финское кафе-гриль, два открытых бассейна и, конечно, само озеро с пляжем, посыпанным морским песочком.

Кстати, озеро, несмотря на внушительные размеры, неглубокое и прогревается мгновенно. Вода девственно чистая, дно — мелкая галька, на берегу шезлонги и зонтики от солнца из тростника. Представьте: нежитесь вы в этаком тропическом раю, и вдруг сзади, из зарослей, — рык какой-нибудь первобытной зверюшки в шесть метров ростом. Под стать и другие развлечения: обзорная экскурсия на вертолете, прогулка на воздушном шаре, гидроциклы, квадроциклы. Жаль только, что от Уфы до этого праздника жизни 290 км. Хотя говорят, что уфимцы и оренбуржцы гостят здесь куда чаще, чем жители соседней Магнитки.


Столица войлока

Это село Бурангулово, где древнее башкирское ремесло превратили в бренд и символ Абзелиловского края. Здесь действует единственный в России Дом войлока. Когда в 2012 году район с «ответным» визитом посетили гости из Франции (сами абзелиловцы навещали Париж в 1812-м — в составе башкирской конницы), они так восторгались и прижимали к сердцу хенд-мейд бурангуловских мастериц, что в конце концов вызвали недоумение местных жителей: чумовые какие-то.

Хозяйку и основательницу Дома войлока Зульфиру Махиянову мы не застали, но воспеть это непостижимое для иностранцев искусство в районе может любой. Есть предание, что первый войлок валяли еще на Ноевом ковчеге: с животных летела шерсть, которую они сами же сбивали лапами и копытами.

— Войлок хранит в себе древнюю магию, — утверждают в районном историко-краеведческом музее. — В старину каждая башкирская женщина дол-жна была уметь валять войлок, без него не обходилось ни одно событие в жизни. На войлоке спали, утепляли им жилище, на нем же принимали гостей. Невесты с юных лет готовили себе в приданое изделия из войлока, причем девушке, прежде чем впервые войти в дом жениха, полагалось наступить на белый войлок — символ чистоты, семейного тепла и достатка. Отсюда и название нашего ежегодного фольклорного праздника — «Ступая на белый войлок».

В музее хранится бесценный экспонат — фрагмент войлочного ковра 1850 — 1860-х годов с вышитой на нем свастикой. Уникален он не только возрастом, но и исключительной судьбой. В 1943 году органы НКВД устроили в районе «охоту на ведьм»: обыскивали дома и если находили старинные паласы, занавески, утварь с «фашистским» знаком, тут же их сжигали. Хотя авторы этих творений про нацизм и не слыхали, а свое рукоделье украшали тамгой башкирского рода тамьян, представители которого и сейчас живут на территории района. Переданный в музей ковер — то немногое, что чудом удалось сберечь.

— Вы посмотрите, какие сочные краски! — восторгаются шедевром в музее. — Современные красители за год выцветают, а эти пережили века.

Но зато если бы предки сегодняшних мастериц увидели, что нынче валяют из овечьей шерсти, они бы глазам не поверили: тут и игрушки, и сумочки, и дамские шляпки, и даже самовар с пиалами. Старинный промысел, почти исчезнувший в советские годы, абзелиловцы никогда не забывали и сейчас обучают ему полстраны: на семинары по технике валяния в Бурангул приезжают из Казани, Петербурга, Москвы, а бывает, даже из Европы. Главный секрет — «напитать» изделие доброй энергетикой, поэтому коммерческих целей команда Зульфиры Махияновой не ставит — работает для души.

Между прочим, есть данные, что войлок, продукт совместного творчества природы и человека, обладает целительными свойствами и даже помогает… стать мамой. Техника простая: не получается забеременеть — кутайся в войлок. Почему, думаете, у абзелиловских бабушек сплошь и рядом по 10 — 12 детей?


Рецепт долгожителей

Доброжелательный, гостеприимный, с открытым сердцем народ — так отрекомендовали нам абзелиловцев всюду, где довелось побывать. Если празднуют — столы ломятся от угощений. Национальная кухня здесь так богата, что некоторые названия блюд впервые слышат даже сами башкиры, если живут в других районах. Главенствует на любом празднике буза — напиток, который готовят только в Абзелиле.

Скажу сразу: «буза» и «бузить» — слова разного корня. На приключения после местной бузы не тянет: делают ее из овса по рецепту, который не меняется на протяжении веков. Овес сначала просеивают на ветру, чуть поджаривают, варят, несколько раз пропускают через сито, добавляют капельку нутряного жира, хотя бы сутки настаивают — словом, канитель такая, что берутся за нее больше старики. Молодые умеют не все.

— Вот у нее мама вчера бузу готовила, — быстренько «сдали» одну из сотрудниц в школе деревни Салаватово, и мы, прихватив Лилю с собой, едем в гости к Рахиме-апай Мустаковой.

Хозяйку успели предупредить: к нам она вышла в каноническом башкирском наряде, какой, говорят, можно отыскать в сундуке чуть не в каждом абзелиловском доме. Лиля — ее десятый по счету ребенок, а всего она вырастила одиннадцать. Почти все разъехались кто куда, и Рахима-апай управляется с хозяйством одна. В свои-то 85.

— Бузу пью, поэтому молодая, — объясняет она, наливая нам по небольшой чашке. Кто не привык, начинать надо помаленьку, а местные за один присест выпивают по поллитра с сахарком. Вкус и правда необычный. Но приятный. Панацея для желудка и печени, говорят в деревне. Кто постоянно готовит бузу, ничем не болеет: и от шлаков она очищает, и иммунитет повышает, и сил придает. Продукт для долгожителей, одним словом.

На прощание нам продиктовали рецепт. Не исторический, а адаптированный к городским условиям и вечной нашей спешке. Стакан геркулеса заливаем тремя литрами кипятка, варим 10 минут. Добавляем две ложки сливочного масла, сметаны или маргарина и ставим в теплое место бродить. На следующий день можно пить. Получится, конечно, не совсем как у Рахимы-апай, но для здоровья все равно полезно.
Есть данные, что войлок, продукт совместного творчества природы и человека, обладает целительными свойствами и даже помогает… стать мамой. Техника простая: не получается забеременеть — кутайся в войлок. Почему, думаете, у абзелиловских бабушек сплошь и рядом по 10 — 12 детей?
Рахима-апай по себе знает: кто пьет бузу — ничем не болеет.
Во многом благодаря абзелиловцам для войлока наступила «эпоха Возрождения».

Удивительное рядом

Озёрный край


Среди районов республики Абзелил выделяется прямо-таки фантастическим количеством озер. В музее назвали цифру 33, местные же уверяют, что наберется все сорок. Главный бриллиант в этой короне, конечно, озеро Яктыкуль, но и другие влекут к себе толпы туристов. Так, озеро Атавды славится как рыболовный рай, где можно поймать все — от рака до сома, а отведать знаменитой местной ухи едут со всей России. В окрестностях озера Суртанды (Щучье), которое просто кишит щуками, находили орудия труда и наконечники стрел каменного века. Берега озера Мулдаккуль (Соленое) летом превращаются в стихийный курорт: народ с энтузиазмом мажется местной целебной грязью в надежде подлечить кости и суставы, избавиться от дерматитов. Озеро Сыбаркуль и вовсе единственное в своем роде. Ветер гоняет по нему плавучие острова, состоящие из одной растительности, которую местный люд умудряется косить на сено.


Еще одна особенность района — уникальное сочетание гор, степей, тайги, лугов и рек. Соответственно, зверье здесь водится всякое: медведи, волки, лисы, зайцы, рысь, кабаны, лоси, маралы, косули, белки, выдры, барсуки, бобры, нутрии, ондатры, норки.


Сокровища лежат под ногами

Причем в буквальном смысле. Той же яшмы в районе столько, что ею мостят дороги и подпирают заборы. В годы Великой Отечественной каждый второй советский танк имел в броне марганцевую руду, добытую у деревень Елимбетово и Кусимовский рудник, — шахты там сохранились до сих пор.

С XIX века вплоть до 1950-х годов в районе добывали россыпное золото. Самые крупные прииски до революции принадлежали братьям Рамеевым. Известен случай: в 1890-х годах крестьянин Ушанов, подрабатывая на одном из приисков, нашел два самородка весом до пуда каждый. В награду управляющий пожаловал ему лошадь и отрез на платье. Нищий работник был потрясен такой неслыханной щедростью, а хозяева прииска заработали на его удаче 100 тысяч рублей царскими деньгами.

Унесённые ветром

Гора Бия-Каза в 12 км от села Аскарово принесла району славу всероссийского центра дельтапланеризма. Здесь наблюдается редкое в природе явление — постоянные восходящие потоки воздуха, необходимые для полетов на дельтаплане. Каждое лето на гору съезжаются энтузиасты из разных регионов, разбивают палаточный городок, проводят соревнования и чемпионаты. «Нам бы хорошего инвестора, — вздыхают в районе, — мы бы такую базу для развития дельтапланерного спорта развернули».

Кужановские лиственницы

На поляне за деревней Кужаново растут 11 лиственниц, которые считаются загадкой природы и одним из чудес Абзелила. Ученые всего мира только разводят руками: нигде на планете подобные деревья больше не встречаются.

Местные называют их «ултук карагас», что в переводе означает «лохматая лиственница». Отличаются они прежде всего пышной шарообразной кроной, а также мощным стволом. Существует поверье, что если прижаться к стволу, подумать о хорошем, пожелать здоровья себе и близким, все болезни уйдут. Лиственницы огорожены, находятся под охраной, а жители деревни уже устали убирать мусор, который оставляют после себя бесчисленные туристы.


Геройские гены

Предки сегодняшних абзелиловцев — активные участники башкирских восстаний XVII — XVIII веков и Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. За свой горячий нрав они заплатили высокую цену. Только в ходе подавления восстания Карасакала в 1740 году каратели сожгли в этом краю больше двухсот деревень. Поэтому большинство населенных пунктов района ведут историю с того момента, как возродились на пепелищах прежних.

Спустя два столетия гены прадедов помогли Герою Советского Союза генерал-майору Тагиру Кусимову громить фашистов на фронте. Память земляка в районе берегут, дом-музей в его родной деревне Кусимово навещают сын и внук Героя.
Читайте нас: