Все новости
Cоциум
17 Сентября 2020, 11:10

Чтобы взлететь, надо подпрыгнуть...

...потом ухватиться за турник, подтянуться, сделать подъем переворотом, пробежать сотню километров, прыгнуть с парашютом, при всем при этом получить кучу школьных пятерок и четверок... Оно вам надо? А им — да!

Когда придумывал заголовок к этому материалу, долго не мог выбрать какой-то один. «Им сверху видно все»? Примитивно. «От винта»? Тривиально. «Лестница в небо»? Слишком просто, пошло, заезжено, и потому не цепляет. А хочется, чтобы цепляло, где-то интриговало и заманивало читать дальше.
В конце концов остановился на том варианте, что значится сверху. А что? Несколько необычно, зато достаточно точно. Чтобы мечта потянула тебя за собой вожделенной жар-птицей, нужно ее сначала отыскать, потом, подпрыгнув, вцепиться покрепче и не отпускать...
Собственно, сегодняшняя тема несложная. Три десятка мальчишек со всей республики учатся под Уфой... летать. На настоящих самолетах, хоть и сверхлегких.
Аэродром Первушино. Как почти все аэродромы в России, он назван так же, как ближайший населенный пункт. Первушино — деревня в Кушнаренковском районе. Старинная, с трехвековой историей. Кстати, первушей на Руси называли первенца, зачинателя рода, а впоследствии еще и какого-то большого дела. Вроде основания поселения. Так что в нашем случае все вполне символично.
В эти дни здесь проходят свою первую летную практику курсанты из средних учебных заведений: школы-интерната им. М. Гареева (Уфа), кадетского корпуса ПФО им. А. Доставалова (Ишимбай) и кадетского корпуса при индустриальном колледже (Мелеуз). Итого — 21 человек из Уфы и девять из двух других городов. Мальчишки 16 — 17 лет, которых и за рулем-то представить сложно, не то что за штурвалом самолета, хоть и с инструктором. Но каждый из них прошел уже не один отборочный конкурс: в специализированное учебное заведение после 7-го класса обычной школы — раз, отбор по состоянию здоровья — два, тестирование на право совершать прыжки с парашютом и полеты — три... А потом еще будут единые госэкзамены после 11-го класса, поступление в летные вузы, окончание их, военная служба, казармы, казармы, казармы... С беспрестанной теоретической, физической подготовкой и бесконечными медкомиссиями.
Потому что наши герои не мыслят себя без авиации именно военной.
Знакомьтесь.
Артур Зарипов, 17 лет. До 7-го класса жил и учился в Толбазах. Ныне уфимец. «В авиации» — с 14-ти. Имеет значок «3 прыжка с парашютом» и общий налет в объеме трех с половиной часов на сверхлегком самолете «Саванна».
Георгий Янситов, Уфа. 17 лет. Родители работают на НПЗ. Мечтает поступить в Краснодарское высшее военное авиационное училище. Признается, что в увольнение, на выходные, удается выбраться не всегда. Это значит, что где-то на неделе схлопотал трояк.
Денис Трофимов. 16 лет, г. Октябрьский. Известная песня «Ну а девушки? А девушки потом!» — пока про него. Отец — работник дорожно-постовой службы, дед — вертолетчик. Это значит, что с дисциплиной знаком не понаслышке.
У всех троих много общего. У каждого в роду имеются родственники, вплотную работавшие или работающие с небом (а у Артура старший брат учится в Можайской военно-космической академии им. Жуковского).
Все трое, как вы поняли, стремятся за штурвал непременно боевой машины. Спрашиваю — почему? Одну из причин этого (явно с мнения командиров-наставников) назвал Георгий: «Ну, боевым же самолетом ты сам управляешь, от тебя все зависит. А на гражданском — нет: автопилот включил, и все». Вторая причина еще проще: из 100 претендентов на летную практику отбирали 30 не только по здоровью и успеваемости, но и в первую очередь по нацеленности на дальнейшую военно-авиационную карьеру.
Хотя сами ребята говорят, что среди однокурсников есть и такие, кто собирается и в гражданскую авиацию, и в ее наземные службы, и в десант, и в МВФ, и даже в военную медицину.
Спрашиваю собеседников, конечно же: «Ну как вам первое небо?»
Артур в восторге, пусть и несколько высокопарном: «Я небом просто заболел! Я без него, наверное, уже не смогу!» Денис на тот момент пока еще не летал, ждал своей очереди. А Георгия распирало от произошедших конкретных событий:
— Мы полетели на Бирск, а там недалеко деревня, где я летом все детство провел! Я заранее сообщил о маршруте своему троюродному брату, и он специально приехал в Десяткино, где мы должны были сесть. Но тамошний аэродром оказался расквашенным, и мы полетели обратно. Правда, помахать мне снизу успел. Потом звонил. Я, говорит, в шоке! Ты — и сам самолетом управляешь!
— А как же ты сообщил, если, говорят, у вас компьютеры только для учебы, а сотовые и вовсе у командира хранятся?
— Правильно. Во-первых, надо привыкать. Ведь далеко не везде ими можно в служебное время пользоваться, хотя бы и по соображениям секретности, — рассудительно сказал Артур. — А во-вторых, для нашей же пользы: посадишь зрение — комиссию в вуз не пройдешь.
— И потом, телефон официально можно на час взять, а компьютер дома есть, если в увольнение пойдешь, — добавил Георгий.
— Вот на дистанционке, наверное, дома лафа была? — подначил я. — Сплошное увольнение!
— Да вы что!? — хором возмутились трое разом, а Денис громче всех. — Самоизоляция только мешала. Надо режим поддерживать, а тут соблазнов столько! И вообще, нам же ЕГЭ сдавать, а тут пробелы такие в знаниях!
Не дети — волшебный сон учителя!
— Что вы еще хотите сказать тем, кто соберется вслед за вами? Чего ожидать сложного? Какие, наоборот, плюсы от нахождения в автономном режиме?
— Я, например, не сразу привык к физподготовке. Каждый день кросс три километра, а то и шесть, — вспоминает Артур. — Турники, брусья... Недавно гироскоп появился — тренажер для вестибулярного аппарата...
— Кого-то наряды смущают, по кухне, например, — вставил Денис. — Но это же тоже часть подготовки к будущей службе.
— Вообще, как кормят?
— С этим как раз нормально! — почти хором сказали трое.
— Три раза плюс второй завтрак, плюс полдник! — уточнил Артур.
— Повара к нам, как мамы к детям своим, относятся! — акцентировал Денис.
— Да у нас лучшая, мы считаем, столовая в городе! — поставил восклицательный знак Георгий.
И все дружно закивали.
Так дружно, будто они сейчас только что сообща сделали свой крайне важный выбор — прошли «точку принятия решений».
Значит, все-таки летать будут!

Акрам КАРАМОВ

Кушнаренковский район.
Цитаты в поддержку начинающим
«Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолет взлетает против ветра».
Генри ФОРД.

«О самолетах я могу сказать то же, что о диете: это самое лучшее, что можно посоветовать другому человеку».
Джин КЕРР.
«Некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит».
Александр ЯКОВЛЕВ.
Справка
Проект «Летная практика. Небо для смелых» реализует Уфимский учебно-методический центр малой авиации при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан, что позволило расширить географию начинания.
Поддержка подростков, нацеленных на авиацию, стала возможной благодаря гранту главы Республики Башкортостан в форме субсидий на развитие гражданского общества.
Центр малой авиации кроме аэродрома Первушино и самолетов имеет штат пилотов-инструкторов и преподавателей авиадисциплин, лицензию на оказание образовательных услуг (дополнительное профессиональное образование), сертификат Федерального агентства воздушного транспорта на соответствие требованиям к организациям, осуществляющим обучение специалистов авиационного персонала.
За девять лет существования центр подготовил около 450 юных летчиков, половина из которых прошли в вузы авиационных летных профессий.
По данным заместителя координатора проекта Олеси Косенко, Уфа сегодня единственный город в России, где подростки могут получить первые навыки пилотирования.
Читайте нас: