Все новости
Cоциум
2 Ноября , 11:15

Пусть светлой останется грусть

Тагир Кусимов — один из творцов Великой Победы

ru.wikipedia.org›wikiКусимов
Фото:ru.wikipedia.org›wikiКусимов

За свою долгую жизнь журналиста мне доводилось оказываться в интереснейших ситуациях, о которых долго помнишь, знакомиться с людьми, встречи с коими непременно оставляют метку в твоем сердце. Я с увлечением распутывал для себя сложнейший клубок жизни и творчества создателя любимой несколькими поколениями песни «По долинам и по взгорьям» Петра Семеновича Парфенова, оказавшегося родом из Буздякского района. Бережно храню письма и фотоснимок генерал-полковника авиации белоречанина Бориса Федоровича Королькова, служившего в свое время первым заместителем командующего ВВС страны, занимавшегося проблемами подготовки космонавтов, начальника Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Неожиданной для меня была судьба ординарца В. Блюхера Басыра Ягудина, оказывается, жившего многие годы рядом, в родной деревне моего отца… Такие люди и знакомства, кажется мне, составляют богатство каждого пишущего человека.

Конечно же, на земле нет обделенных уголков. Каждый из них красив по-своему и преисполнен достоинств, хотя любой из нас готов биться об заклад, что именно на его родине восходы ярче, старцы мудрее, горы круче. Возможно, этим объясняется мое особое расположение к абзелиловской земле, хотя мне посчастливилось бывать в краях неземной красоты. Тем не менее я убежден, что на Абзелилово наложена Богом печать особой милости, ибо где, как не здесь, можно найти немыслимое сочетание раздолья и высоты, не исчезнувшей еще первозданности и лика сегодняшнего, гибкости ума и строптивости, присущих башкирам. Сами абзелиловцы свято верят в свою избранность, и это чувство наглядно отражается в их отношении к знаменитому земляку, Герою Советского Союза генералу Кусимову.

Генералов в истории человечества были сотни тысяч. Их и ныне не пересчитать. В России сейчас звездопад — обычное природное явление. Но в военную годину звезды на погоны воинов, даже самых доблестных, ложились крайне скупо.

Офицеры того времени, еще не утратившие прекрасные традиции русского офицерства, служили не за высокие звания, а чести Родины ради. Поэтому меня совершенно не смущает тот факт, что офицер, командовавший полком в Великую Отечественную, герой Днепра, окончивший затем две военные академии, в том числе и Академию Генштаба, получил генеральские погоны лишь в пятидесятые годы. Важны, в конце концов, не чины-звания. К Тагиру Таиповичу Кусимову в Башкортостане отношение особое. При всей легендарности и трагичности судеб видных профессиональных башкирских военачальников Мусы Муртазина и Минигали Шаймуратова фигура генерала Кусимова для людей послевоенных поколений обрела ореол общенационального героя. Раньше мне казалось, что Кусимов популярен в основном в пределах Абзелиловского района. С годами, несколько сблизившись с этим человеком, узнав и почувствовав его характер, убедился, насколько значительна эта личность. Без преувеличения, его признают народным героем не только сами башкиры, но и русские, и украинцы, и белорусы, и татары. О генерале Кусимове написано очень много — профессиональными писателями, журналистами, историками, краеведами. Но далеко не всем удавалось объективно показать извилистый жизненный путь военачальника, вникнуть в его мысли и взгляды, понять непростой его характер. В этом отношении, мне кажется, наиболее удачной на данный момент является книга Рамазана Уметбаева с незатейливым названием «Генерал Кусимов».

У меня имеется книга с дарственной надписью автора. В отличие от очерков писателей Рамиля Хакимова и Ивана Сотникова, наивно-восторженных, весьма примитивных по сюжетной линии, Рамазан Уметбаев в своей документальной повести талантливо «очеловечил» образ своего легендарного земляка. В его повествовании генерал Кусимов отнюдь не лубочный сказочный батыр, а предельно реальный, даже приземленный человек: ему с трудом давалась наука, он лихой рубака, но неважный дипломат. Он прямолинеен до крайности, иногда горяч, резок в суждениях. Тагир Кусимов, по всей видимости, вобрал в себя черты своих земляков — людей простых, без показной бравады, но смелых в минуты решающие.

Думаю, мне очень повезло в жизни: был знаком с генералом; женившись на его землячке, сблизился с ним. О наших встречах, весьма мимолетных и давних, не вижу смысла распространяться. С годами, прокручивая в памяти эти короткие мгновения, вновь открываю для себя незамеченные тогда слова, детали, интонации, жесты. В то время, когда Тагир Таипович служил военным комиссаром республики, в Башкортостане, пожалуй, и не было другого действующего генерала.

Если и были, то в тени могучей фигуры Кусимова мало кто их замечал. Его появление в любом месте было настоящим событием, и вокруг него мгновенно собиралась толпа, посреди которой, подобно утесу, возвышался он. У меня хранится фотоснимок, сделанный в марте 1968 года, когда мы, абзелиловцы — Калимулла Мансуров, Буляк Фатхуллин, Анвар Кильдияров, Байкал Габитов, Арслан Лукманов и ваш корреспондент, — сфотографировались с генералом на память. Даже среди отнюдь не хилых людей Тагир Кусимов выделялся несокрушимой статью. Думается сейчас, что генерала отличала от окружающих не только мощь физическая. Смею судить об этом, глядя на его сына — профессора Салавата Тагировича Кусимова. Мой ровесник родился далековато от Башкортостана, в городе Гяндже Азербайджана. Но он сын своего народа и Башкортостана. Авторитет Салавата Кусимова в республике высок, и это не индульгенция за славу отца. Своего положения в науке и политике Салават Тагирович достиг исключительно трудом и талантом. Суровость, жесткость в его характере, думается, от отца, а интеллигентность, безупречная воспитанность, полагаю, уже от матери — Сайды Мустафиевны.

Один из героев Второй мировой войны, американский генерал Дуглас Макартур, говорил, что старые солдаты не умирают, они постепенно исчезают. Вот уже почти сорок лет, как мы живем без генерала Кусимова. Мне посчастливилось в последний раз слетать с ним на сабантуй в Абзелиловский район. Тагир Таипович уже чувствовал себя неважно. Сразу же с самолета поехал в родные места — в Кусимово. Его там всегда ждали, боготворили. У генерала в деревне жила многочисленная родня, и он помнил каждого жителя Кусимово.

Время — это ткань, из которой сделана жизнь. Время же — лучший судья нашим делам и помыслам. Ничто конъюнктурное и наносное не должно затмевать нашу память, ибо только она и есть тот корень, благодаря которому мы живы сегодня и будем жить завтра. Хотелось бы в связи с этим искренне поблагодарить за подвижнический труд заслуженного учителя Республики Башкортостан, ветерана Великой Отечественной, патриота своего края Гумера Гильмановича Гильманова, очень много сделавшего для увековечения на родине памяти генерала Тагира Кусимова. Он потратил десятилетия для сбора документов, вещей, свидетельств, воспоминаний, связанных со знаменитым земляком. Первый домик, где были размещены экспонаты музея Т. Кусимова, оказался неудачным и тесным. Уже тогда возникла необходимость в новом, более приспособленном здании. Благодаря энергии того же Г. Гильманова, помощи районной администрации, АО «Башнефтезаводстрой», наконец, появилась такая возможность.

Укромная, на первый взгляд, деревня Кусимово, приткнувшаяся к подножию могучего Кыркты-тау, на самом деле стоит на пути бурь и туч. Восточные ветры, разбиваясь о гранитную грудь гор, вздымаются ввысь, образуя карусель косматых облаков. Тут все сурово, неумолимо и вечно, как вечна сама жизнь. Даже судьбы великих людей кажутся лишь дуновением ветерка в круговороте бытия. Что уж говорить о нас, простых смертных…

Автор:Марсель КУТЛУГАЛЛЯМОВ
Читайте нас: