Все новости
Cоциум
15 Июня , 11:15

И клавиатура со шрифтом

Банк России призвал финансовые учреждения стать удобными для людей с ОВЗ

Альберт ЗАГИРОВ
Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Жизнь современного человека невозможно представить без финансовых услуг. Вклады, кредиты, переводы, страховки и многое другое стали ее неотъемлемой частью.

О стандартных способах получения этих услуг осведомлены практически все, а вот о специальных, разработанных для людей с ограниченными возможностями здоровья, знает не каждый. Мы попросили рассказать об этом заместителя управляющего Отделением — Национальным банком по РБ Банка России Егора МИХТАНЮКА.

— Что делается для того, чтобы человек с инвалидностью мог без проблем обратиться в банк?

— Создание комфортных условий для клиентов с ограниченными возможностями здоровья — предмет постоянной заботы Банка России. С одной стороны, идет работа по формированию доступной и безопасной среды в офисах компаний, с другой — расширяются возможности для дистанционного получения финансовых услуг.

Банки, страховые компании, пенсионные фонды, микрофинансовые и другие финансовые организации должны быть доступными для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных граждан. Банк России рекомендует устанавливать перед входом пандусы, антискользящие покрытия и кнопки вызова персонала, оборудовать офисы усилителями звука и клавиатурами со шрифтом Брайля. Кроме того, в помещениях рекомендуется размещать контрастную маркировку, тактильные указатели и звуковые информаторы.

Многие услуги сегодня можно получить с помощью банкоматов, адаптированных для людей с инвалидностью. Они имеют экраны с настройкой контрастности, размера и цвета текста, что удобно для слабовидящих клиентов. Незрячие могут подключить к устройству наушники и получать озвученную информацию по проводимым операциям. Где расположены такие банкоматы, можно узнать на сайте конкретного банка, в его мобильном приложении или по телефону контакт-центра.
Кроме того, Банк России рекомендует финансовым организациям обучать персонал работе с инвалидами и выезжать на дом к людям, которым трудно добраться до офиса.

— А могут ли люди с ограниченными возможностями здоровья получить услуги, не выходя из дома?

— Конечно, это можно сделать через личный кабинет на сайте банка или через его мобильное приложение. Компаниям рекомендовано адаптировать их для людей с ограничениями по зрению и слуху — в частности, использовать программы, преобразующие текст в устную речь, чаты или видеозвонки с переводчиком жестового языка, а также контрастные элементы, крупные шрифты, помощь экранного диктора для чтения текстов.

— Наверное, повышению доступности финансовых услуг способствует и биометрия, которая становится все более популярной?

— Удаленная идентификация с помощью биометрических данных позволяет легче и быстрее совершать платежи, переводы, проводить другие финансовые операции. Банки используют два вида биометрических данных — запись голоса и изображение лица клиента. Достаточно один раз сдать эти данные в Единую биометрическую систему (ЕБС), и можно дистанционно получать услуги в разных банках: открывать вклады и счета, подтверждать перечисление денег, оформлять кредиты. Сбор и передачу биометрических данных в ЕБС сегодня осуществляют практически все российские банки, многие из них могут заключать договоры с клиентами удаленно.

Сдать упрощенную и стандартную биометрию можно на портале госуслуг. Чтобы иметь доступ ко всем сервисам, работающим по биометрии, нужно прийти в отделение любого банка и сдать подтвержденную биометрию. Записи лица и голоса сразу же превращают в цифровой код, шифруют и отправляют в Единую биометрическую систему. Регистрация в ней бесплатная и добровольная. Свои данные можно удалить в любой момент, а потом, если будет желание, зарегистрироваться заново.

— А что такое «Цифровой профиль» и как им воспользоваться?

— С помощью сервиса «Цифровой профиль» можно получать финансовые услуги на портале госуслуг. Информацию о клиентах финансовые организации получают из государственных информационных систем, что позволяет им оказывать услуги без предъявления бумажных документов.

Сервис объединяет информацию о человеке из баз разных ведомств: данные паспорта, сведения о детях и имуществе, браках и разводах, смене фамилии, доходах, налогах и так далее. В основе технологии лежит ЕСИА — Единая система идентификации и аутентификации, работающая через портал госуслуг. Передача и обработка большинства данных возможна только с согласия клиента, которое хранится в Едином реестре цифровых согласий.

Чтобы использовать цифровой профиль, необходимо зайти на сайт финансовой организации, которая предоставляет услугу и поддерживает ЕСИА.

— Как человек с инвалидностью может узнать обо всех этих возможностях?

— Чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья знали о доступных способах получения финансовых услуг, Банк России разработал специальные образовательные модули. Кроме того, созданы методические пособия для волонтеров, которые работают с инвалидами. Совместно со Всероссийским обществом глухих записана серия роликов, где полезная информация представлена на жестовом языке.

В завершение добавим, что финансовые организации обязаны обеспечивать полный и беспрепятственный доступ к услугам всем клиентам. Если человек с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с ущемлением своих прав, ему следует обратиться в службу поддержки финансовой организации, при взаимодействии с которой возникла проблема. Если она откажется оказать помощь, обращайтесь в Банк России и Роспотребнадзор.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: