Если будете проездом в Кигинском районе, обязательно побывайте в старинном селе Леуза. Главная его достопримечательность — храм Живоначальной Пресвятой Троицы, который стараниями местных жителей и меценатов восстанавливается с 2008 года.
Храм строился пятнадцать лет и был освящен 1 июля 1895 года. Кирпич для него брали на местном заводе, как раз в 1880-м здесь было открыто месторождение подходящей для производства глины.
В 50-е годы прошлого столетия снесли колокольню, купола и башни, а здание отдали под склад зерна. Пока оно использовалось по новому назначению, окончательно были утрачены уникальные росписи, которые то замазывали, то заколачивали щитами. Обвалилась штукатурка, были замурованы оконные и дверные проемы. Стены хоть и уцелели, но находились в плачевном состоянии. Так бы продолжалось и доныне, если бы не местные активисты.
— В 2006 году был восстановлен приход, и мы стали добиваться реконструкции храма. В 2008-м назначили к нам служить отца Моисея. И с тех пор наступила у нас новая жизнь. С помощью меценатов и неравнодушных людей дело сдвинулось с мертвой точки, — рассказывает Любовь Козлова.
Она бывший педагог местной школы, а теперь, уйдя на заслуженный отдых, активно занимается общественной работой, собирает факты из прошлого села, информацию о выдающихся земляках, трудовых династиях, пишет краеведческие материалы, чтобы местные жители, а особенно молодежь и подрастающее поколение, знали историю своей малой родины.
В 2015 году была восстановлена колокольня храма и башни. В 2022-м здание оштукатурили, в прошлом году территорию вокруг него огородили. Также к сегодняшнему дню привели в порядок помещение, где проходят службы. Однако работы еще много. Необходимо восстановить трапезную, которая сейчас демонстрирует, в каком ужасном состоянии находилась церковь до реконструкции. Заказан проект лестницы, ведущей на колокольню, которая заменит нынешнюю временную.
— Мы уже имели возможность наблюдать здесь чудесное явление. Первое, это когда вдруг на одной из стен стали проступать лики ангелов. Хотя для этого ничего не было сделано. Мы пробовали восстанавливать фрески, но это оказалось делом безнадежным, так как местами осыпалась штукатурка и росписи замазывались известкой, — поведала Любовь Федоровна. — Но уже одно то, что храм восстанавливается, здесь снова проходят службы, само по себе чудо.