Все новости
Cоциум
7 Августа 2022, 09:15

Поезд по расписанию

Встретить праздник дома помощнику машиниста удаётся крайне редко — он всегда в дороге

Альберт ЗАГИРОВ  Ринат Акбашев выбрал профессию по примеру деда.
Ринат Акбашев выбрал профессию по примеру деда.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Помощник машиниста пригородного электропоезда локомотивного депо Дема Ринат Акбашев работать на железной дороге мечтал с детства.

Оно и понятно — родом он из села Мурсалимкино Салаватского района, а там, как известно, есть станция. Мало того, машинистом тепловоза работал дед Рината, и все мальчишки в родне собирались последовать его примеру.

Однако в итоге железнодорожником стал только он. С молодым, перспективным сотрудником РЖД мы встретились накануне профессионального праздника.

Новая «Ласточка»

— Я отучился в Златоусте в железнодорожном техникуме, отслужил в армии, а когда вернулся, сразу же устроился на железную дорогу. Сначала, правда, работал на грузовых поездах. Восемь лет ездил в Златоуст, в Челябинск. Возили нефть и нефтепродукты, древесину, уголь, газ, — рассказывает Ринат Акбашев. — График был очень сложный: из Демы до Златоуста доехал — там 12 часов отдыхаешь, могут еще в Кропачево поставить, там спишь. А потом из Кропачево возвращаешься обратно в Дему. Так проходит три дня. Отдыхаешь — и снова в путь.

В мае нынешнего года Ринат решил освоить новое для себя направление и перевелся помощником машиниста на пассажирский электропоезд пригородного движения, проще говоря — электричку.

— Ездим по всем направлениям, которые есть в Башкирии, — Инзер, Кандры, Абдулино, Кропачево, Урман, Улу-Теляк. График здесь другой: день, ночь и два дня отдыхаешь. Но, конечно, когда народа не хватает, он более плотный. Бывают и так называемые короткие поездки — по шесть-семь часов, например, до Улу-Теляка или до Раевки.

Раньше, как рассказывают другие машинисты, у бригады была своя, именная, электричка. Сейчас они каждый раз разные. Более старые постепенно заменяют на новые, современные. Например, в депо в Деме уже целых три новых электропоезда ЭП2Д, а сейчас еще и «Ласточка» появилась.

Отвечать за всё

Работа у помощника машиниста сложная и ответственная, признается Ринат Акбашев.

— Вообще, за все во время движения отвечает машинист, и даже за своего помощника, — поясняет он. — Со своей стороны помощник контролирует работу машиниста, подсказывает ему, с какой скоростью движется поезд, какие имеются преду­преждения — ограничение скорости, например. Во время стоянки я осматриваю ходовую часть на предмет трещин, рассоединения, а также экипажную часть и докладываю об этом машинисту. Также наблюдаю за пассажирами, чтобы они адекватно себя вели. Сейчас, конечно, в большинстве электричек присутствует транспортная полиция и охрана. А раньше, говорят, помощникам машинистов даже драки приходилось разнимать, если по громкой связи поступали жалобы.

Скоро, кстати, Ринат Акбашев отправится на учебу в Москву. По окончании курсов он получит допуск к управлению электропоездом пассажирского движения. После «обкатки», а она длится 90 дней, и экзамена в Самаре он сможет работать машинистом.

Плюсы и минусы

Трудиться на железной дороге Ринату очень нравится, но, как и в любой работе, есть свои минусы. Например, тяжело ехать ночью: наблюдать за светофорами, строением пути, состоянием контактной сети. А еще, особенно в районе станции Воронки в Уфе, очень часто на пути выходят люди.

— Просто страшно в таких случаях становится. Если это грузовой состав, то даже на скорости 40 километров в час остановиться не успеешь: сзади 7 тысяч тонн груза, и тормозной путь составляет 1 — 1,5 километра. Электричка полегче, ее еще можно остановить, — поясняет Ринат.

К счастью, сбивать людей не приходилось, но животные под колеса, как ни грустно, попадали. Еще одна головная боль для бригады — железнодорожные переезды. Это только кажется, что поезд большой и железный. На самом деле при столкновении с автомобилями, особенно грузовыми, машинисты и их помощники могут получить тяжелые травмы и даже погибнуть.

Опасна эта работа и в том смысле, что в электричке напряжение в сети составляет 3,5 тысячи вольт. Если по незнанию кто-то полезет не туда, дело может закончиться печально.

Полный соцпакет

Охотно ли идет на железную дорогу молодежь, спрашиваем у Рината.

— Молодых сотрудников у нас много, они приходят сразу после техникума. У нас стабильная зарплата, полный соцпакет, семейным дают квартиры в порядке очереди, если есть дети — еще быстрее жилье получают, — отмечает он. — РЖД нам всегда помогает. Вот, например, мне компания оплачивает корпоративную квартиру в Деме, я только за «коммуналку» плачу. Но свое жилье пока не дают, говорят: приходи, когда женишься.

И, видимо, эти времена настанут уже скоро — девушка у Рината есть, да и понимание, что уже пора заводить семью, — тоже. Но это в перспективе, а пока все мысли у помощника машиниста о предстоящем отпуске. Бригада, кстати, берет его одновременно.

— Я в отпуске к себе на родину езжу. Очень горы люблю. Особенно Таганай и Зюраткуль. Очень красивое озеро Тургояк, ездить туда с ночевкой — одно удовольствие.

Напоследок спрашиваем, будет ли в Деме праздник по случаю Дня железнодорожника.

— Пока не знаю, наверное, будет, он бывает каждый год. Только я обычно в этот день работаю, всего один раз отдыхал и попал на него, — поясняет Ринат Акбашев. — У нас, железнодорожников, праздников как таковых нет. Мы и в Новый год работаем, последний раз я его отмечал на станции Сулея. Да и день рождения ни разу дома не справлял, только в этом году удалось. А так мы всегда в дороге.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: