Все новости
Cоциум
3 Июля 2022, 13:15

Воспитай себе друга

Когда идёт речь о формировании развитой личности, нужно как можно чаще оглядываться назад

иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
Фото:иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА

Одна из самых актуальных и обсуждаемых тем — воспитание подрастающего поколения. Об этом говорят на скамеечке в парке, в курилке на работе и даже в общественном транспорте. Весьма неприятные и даже трагические события в школах различных городов России (и не только в России!) заставляют людей разных профессий искать решения явных и скрытых конфликтов в обществе. Изменения ли в образовательной системе стали причиной непонимания между учителями, детьми, их родителями, или же тенденция людской агрессии и нетерпимости витает в самом воздухе и имеет какие-то планетарные причины? Почему представители старшего поколения дружно констатируют, что до середины 80-х годов прошлого столетия не возникало необходимости в школьных психологах, а проблемы в семье и в учебных заведениях решались на семейном совете или на уровне классного руководителя?

Всем ребятам пример

Не собираюсь отстаивать преимущества того или иного государственного строя; сужу по своему советскому детству 60-х годов. На стенах школ всей нашей огромной страны висели портреты пионеров-героев, комсомольцев, отдавших свою жизнь за Родину. Отмечали праздники, вспоминали героев, проводили тематические мероприятия, где дети выступали с докладами по биографии и боевому пути юного партизана или подпольщика. Параллельно слушали сообщения об уникальных военных операциях Гражданской и Великой Отечественной войн. И опять-таки силами ребят готовили лекции о советских военачальниках. И это не говоря уже о достаточно подробном материале в учебниках, дополнительной литературе, которую добросовестный и любящий свой предмет педагог старался бережно донести до учеников.

В 10 —16 лет все еще дети, но были темы, которые не являлись поводом для шуток или критики, — это история нашей страны, трудовой и воинский подвиг советского народа в освобождении Европы от фашистских захватчиков. Стоять в почетном карауле у Вечного огня доверяли только лучшим ученикам. И это не было формальным выполнением ритуала. Несколько недель дети учились ходить строевым шагом, синхронно производить смену караула, подгоняли, отглаживали соответствующую одежду. Помню, как случайно выяснилось, что в парке имени Ивана Якутова в братской могиле похоронен родственник нашей одноклассницы. На торжественную линейку пригласили всю семью этой девочки. Нам показывали старинные фотографии, рассказывали о судьбе погибшего за свободу героя.

Мы участвовали в детской военизированной игре «Зарница» для того, чтобы прочувствовать, хотя бы в облегченной форме, сложности и тяготы войны. Девочки получали навыки санитарок, мальчики преодолевали полосу препятствий, и все вместе ставили палатки, бросали учебные гранаты на точность и дальность, совершали рейды, ориентируясь по карте и компасу, выполняя задания командиров.

Мы, по причине детского возраста, конечно, не понимали всей глубины трагедии гибели молодых людей, защищавших нашу страну, но мы знали их имена: Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Валя Котик, Зина Портнова, Олег Кошевой… Пионерские дружины носили имя какого-нибудь героя войны или космонавта, в школе создавали соответствующий музей, проводили конкурсы чтецов, тематические вечера.

Кто такие вредители?

В эпоху Сталина слово «вредители» довольно часто встречалось в народном обиходе. Но сейчас следует уточнить, кто же они такие. А все просто… Это люди, недобросовестно выполняющие свои должностные обязанности, допустившие растрату казенных средств, нанесшие моральный или материальный вред своей Родине, народу. Человек, сознательно искажающий исторические факты, провоцирующий межнациональную рознь, в сталинское время получал гарантированную «путевку» в ГУЛАГ. Что мы имеем сейчас? Российские художественные и даже документальные фильмы, где ставится под сомнение роль СССР в ходе Великой Отечественной войны. Про предреволюционное положение России и значение Октябрьской социалистической революции в мировом масштабе вообще сочиняют такие сказки, что невольно начинаешь верить в «Горбачева-спасителя», на радость всем нашим врагам положившего начало развалу некогда мощного государства.

Молодые режиссеры, пользуясь отсутствием цензуры, даже не пытаются взять в консультанты военных экспертов, историков. На экраны выходят сериалы с интеллигентными эсэсовцами и пьющими запоем дебилами-энкавэдэшниками. Откровенно слабые, с многочисленными ляпами боевики отличаются неправдоподобными сюжетами, слабой проработкой образов, безнравственностью, нелепостью ситуаций и дискредитацией российской армии и правоохранительных органов. Дожили до того, что современные «специалисты» публично заявляют о «нецелесообразности «рельсовой» войны в годы Великой Отечественной войны», подвергают критике подвиг Зои Космодемьянской, начинают рьяно выяснять, к какой национальности принадлежит тот или иной герой.

Что можно ожидать от детей, чьи родители в 90-е годы наблюдали рост преступности, поэтизацию рэкета и разврата? Воспитанное на примерах еще постсоветских нуворишей и современном кинематографе, юное поколение скептически относится к прошлому, не верит, что доживет до «светлого будущего», и, естественно, жадно «берет от жизни все и сейчас».

Психологическая атмосфера в современных школах напоминает маскарад, где трудно угадать, кто прячется за маской зайчика или Мальвины, где взорвется петарда, в каком углу юные «принцессы» устроят «темную» своей однокласснице и вернется ли домой вся эта раскрепощенная компания во главе с учителем живой и невредимой.

Кому это нужно?

Дети — наше будущее. Вот только непонятно: почему дети с некоторых пор стали главными в семье, в обществе? Главный — тот, кто зарабатывает деньги, обеспечивает безопасность, содержит семью, дает знания вступающему в мир поколению. Природе свойственна иерархия. Щенок, жеребенок или едва вылупившийся птенец приобретают навыки выживания от матери, их родившей, от своих родичей. Далее отношения выстраиваются в стае, в прайде. Так почему четырехлетний карапуз, закатив истерику, может подчинить своей воле бабушку или отца? Почему учитель с многолетним стажем, отдающий тяжелой профессии не только оплачиваемые часы, но и большую часть своего личного времени, является предметом издевательств со стороны учеников-хулиганов?! За нецензурные выражения в общественных местах нарушителей правопорядка штрафуют, и только в школах матерщина звучит безнаказанно!

Стрельба и поножовщина в школе — это следующий этап распоясавшихся маленьких дебоширов, которых неоднократно прощали и тем самым подвели к мысли: мы еще несовершеннолетние, нам можно.

Начиная с древнейших времен и на протяжении многих веков труд помогал человеку развиваться физически и духовно. Прекрасно помню уроки труда в советской школе, где мальчики познавали азы слесарного или столярного дела, а девочки пробовали себя в качестве швеи или кондитера. Периодически учеников привлекали к уборке школьной территории. Ежедневно дежурные мыли свой класс. И вдруг кому-то в высших инстанциях пришло в голову назвать это эксплуатацией детского труда.

И понеслось по всей России! Почему-то в сельской местности никому не приходит в голову запретить детям ухаживать за скотиной, работать в огороде, пилить, колоть дрова, а в городе просьба педагога расчистить снег возле крыльца своей школы вызывает бурную реакцию родителей.

То, что за последние тридцать лет молодежь стала слабее физически, официально подтверждают медики. Тренировки на уроках физкультуры носят чисто игровой характер и больше напоминают забавы на сабантуе. Существенно упрощены нормативы ГТО, которые и в советское-то время не являлись сложными. Детей сознательно ограждают от любых физических нагрузок, подвозят к воротам учебного заведения на автомобиле, лишая даже пешей прогулки!

Если заглянуть в архивы примерно столетней давности, можно обнаружить сведения о многочасовых или многодневных лыжных или легкоатлетических пробегах, перед Великой Отечественной войной юноши и девушки участвовали в мото- и велокроссах, осваивали самолетный и парашютный спорт. В пионерских лагерях подростков учили плавать. По всей стране проводили массовые соревнования, спартакиады. Не отставали и жители сельской местности. На развитие физкультуры в колхозах и совхозах выделялись средства, создавали команды по игровым видам спорта, а наши прославленные лыжники и бегуны в основном были из глубокой провинции.

Все, что происходило за семьдесят лет советской власти, держалось на идеологии. И далеко не всегда эта идеология носила политическую направленность. «Человек человеку — друг, товарищ и брат», «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «Учиться, учиться и учиться!» — такие лозунги были в каждой школе, в пионерских лагерях и даже на уличных транспарантах. Как говорил канцлер Германии Отто фон Бисмарк, «Россию невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя».

Потерянное поколение?

Для того чтобы достойно воспитать одно поколение, нужно, чтобы предыдущее поколение уже приобрело хотя бы минимум знаний, опыта, навыков. Родители современных школьников — это люди, рожденные в 80 — 90-е годы — период, когда потоки словоблудия захлестнули Россию. Прилавки магазинов пустели, но народ жадно ловил новые слова: гласность, кооператив, сухой закон, ваучеры, реклама, МММ… Казалось, еще немного, и сами собой появятся товары, продукты, откроются границы, а какие-то бумажки-акции сделают всех богатыми и счастливыми. Действительно, кое-кто разбогател, но большая часть общества потеряла даже то, что имела:

стабильную работу, накопления, уверенность в будущем. Стали закрываться заводы, фабрики. Тысячи людей были заняты мыслями, как выжить и прокормить свою семью. Рухнули все моральные принципы. Совесть, доброта, культура стали тяжким и ненужным грузом, от которого старались быстро избавиться. Конкуренция, умение выгодно провернуть дело, обвесить, обсчитать, обмануть — вот фундамент успеха в новой России! Ничего святого! Вышедшие из мест заключения спекулянты стали бизнесменами. Слегка подправившие свою биографию рэкетиры пошли во власть.

В атмосфере отчаяния, растерянности, озлобления росли родители современных школьников. Их задача была — выжить любой ценой! Им уже не вкладывали идеи братской помощи, чести, любви к своей Родине и уважения к ее истории. Все логично: невозможно требовать от современных детей того, что не было заложено в души их родителей. Напрашивается вывод: если в семье ребенок не может получить необходимые знания и выбрать правильные ориентиры, этим должны заниматься в дошкольных заведениях и в школе. Да, учителя загружены! Да, зарплата у них низкая! Но кто-то должен понять, что, отгораживаясь от проблем турникетами и Росгвардией, мы невольно растим поколение, способное подчиняться только устрашениям и физической силе.

В 60 — 70-е годы прежде чем купить щенка служебной породы (а их приобретали через клубы ДОСААФ), взрослый или ребенок должны были закончить специальные шестимесячные курсы, где будущий владелец четвероногого друга знакомился с анатомией и особенностями дрессировки той или иной породы. С детьми все проще…

Девушка, не получившая практически никакого домашнего воспитания, от случайной связи рожает ребенка, который ей не нужен. В роддоме сердобольные нянечки уговаривают молодую мамашу ребенка не бросать. И выходит в свет еще одна не приспособленная к жизни душа. Потом содержимое холодильника и наличие койко-места для ребенка будет контролировать социальная опека, в худшем варианте — комиссия по делам несовершеннолетних. Но это контроль лишь за физическим состоянием ребенка. Вот и появляются в классе неуправляемые, озлобленные существа, терроризирующие одноклассников и учителей.

На крайний случай для них существуют коррекционные классы, школы, но… кто же будет корректировать поведение родителей, не получивших элементарного воспитания? Как в дальнейшем сложатся отношения между близкими людьми?

Мы все немного собаки

Дети в СССР имели много разных обязанностей, занятий в школе и вне ее. Родители старались не вмешиваться в учебный процесс, не подвергали сомнению авторитет педагогов. Кто-то предпочитал отдать свое чадо в школу с математическим уклоном или с углубленным изучением иностранного языка. Были у ребят дополнительные нагрузки в музыкальной школе, в художественной, а также всевозможные кружки и спортивные секции.

Первая профессия, которую я получила в пятнадцать лет, — инструктор служебного собаководства. Помню, как мы, курсанты, решали: какую специализацию выбрать для своей первой собаки. Старый собаковод, воспитавший немало питомцев для службы на границе и в милиции, посоветовал: «Для начала воспитайте себе друга.

Чтобы понимал вас и выполнял все команды. Научите его внимательно следить за вами, не проявлять агрессии к окружающим. Ну и, конечно, собака должна быть физически хорошо подготовлена: плавать, бегать, преодолевать препятствия. Чем больше вы будете проводить времени с вашим четвероногим другом, тем больше будет уверенности, что в трудную минуту он вас не подведет».

Удивительно, но все эти советы кинолога вполне можно отнести и к воспитанию детей. Не важно, станет ли ребенок олимпийским чемпионом, талантливым математиком или художником, задача родителей — воспитать хорошего человека, трудолюбивого, стремящегося к познанию нового, способного услышать и понять других.

Среди кинологов есть специалисты по корректировке уже взрослых собак с неустойчивой психикой. Это очень трудный процесс, но перевоспитание возможно. В современном обществе назрел вопрос создания новой учебной структуры, объединяющей в себе педагогов с психолого-психиатрическим, юридическим образованием, а также культурологов. Это было бы заведение, где корректировку проходили бы и родители, и дети, ведь сложно привить ребенку основы культуры и развить эстетический вкус, когда дома родители не способны создать здоровую обстановку.

Конечно, в идеале ­это соблюдение семейных традиций, когда в воспитательном процессе задействованы бабушки, дедушки, родители, другие родственники, близкие друзья семьи. В моем случае участие принимали даже соседи. Каждый привносил что-то свое, оставив в памяти (и в дневниковых записях) забавные истории, рассказы о поездках в деревню или на дачу, примеры личного мужества и душевной щедрости.

За последнее время в крупных городах России стали возникать так называемые кризисные центры. По сути, они выполняют роль скорой помощи, спасая людей (чаще женщин и детей) от родственников, представляющих угрозу их здоровью и жизни. Пребывание в этих центрах носит кратковременный характер. Более продолжительное время потерпевшие от домашнего насилия или получившие тяжелую психологическую травму могут находиться в специальных реабилитационных центрах, но, как правило, это уже на платной основе.

Судя по телевизионным передачам, сейчас не редкость, когда девочки шестнадцати лет и моложе начинают вести активную половую жизнь, рожают детей, не будучи подготовленными к ответственности за своего ребенка, не имея даже самых примитивных знаний по уходу за малышом. Конечно, можно что-то освоить экстерном, но не проще ли начинать знакомить подростков с бытовыми и семейными отношениями, начиная со школы? Не все станут дипломатами, артистами, учеными, но почти все создадут семью и станут родителями. В нашей стране материально поддерживается материнство, многодетные семьи, но почему-то количество рожденных детей далеко не всегда переходит в качество их воспитания.

Цивилизация не стоит на месте: каждый день — новые открытия, технологии, и только в вопросах воспитания полезно оглядываться назад. Как говорил выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский — «Воспитание детей надо начинать с родителей»; «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника».

Автор:Галина ФАДЕЕВА
Читайте нас: