Все новости
Cоциум
17 Января 2022, 20:15

Конец «спящей точки»

Продолжение рассказа (напечатан в № 138 «РБ» от 3 декабря 2021 года) о японской подрывной базе, которую обнаружил уфимец

Конец «спящей точки»
Конец «спящей точки»

Итак, напомним, что наш герой — старший сержант Евгений Смирнов — родился в Ленинграде.

Во время блокады был эвакуирован в Уфу, а едва ему исполнилось восемнадцать лет, ушел добровольцем на фронт.

С 1943 года Смирнов воевал в 36-м минно-торпедном Краснознаменном авиационном полку северной морской авиации. После победы над фашистской Германией полк перекинули на Дальний Восток, где с 1949 года он базировался на военном аэродроме в шестидесяти километрах от Владивостока.

Однажды Евгений торопился на свидание с девушкой, чтобы срезать путь, свернул в лес. И случайно наткнулся в куче осенних листьев на человека без сознания, в черной униформе без знаков отличия. В итоге Смирнов оказался главным участником и свидетелем того, как была обнаружена землянка — замаскированная японская подрывная база, так называемая «спящая точка». В которой были обнаружены оружие, боеприпасы, обмундирование и провиант. Многие годы ветеран Великой Отечественной войны Смирнов не имел права разглашать эту тайну. И лишь спустя семьдесят лет смог нарушить молчание и рассказать свою удивительную историю автору этих строк. Что же было дальше?

Разумеется, со всех причастных к истории с обнаружением базы взяли подписку о неразглашении. Однако слух о находке дошел почти до всех сослуживцев Смирнова. А поскольку многие из них были его боевыми друзьями, они рассчитывали получить от Евгения подробности таинственного происшествия. Но тот только отмалчивался или отшучивался. Самым настырным отвечал, мол, ходят какие-то слухи, но сам он ничего толком не знает. Друзья обижались. Даже своему командиру полка, который пригласил его, чтобы расспросить о произошедшем, Евгений не мог рассказать всей правды. Надо сказать, командир отнесся к этому с пониманием.

Военные контрразведчики предупредили старшего сержанта, что кроме сослуживцев к нему могут подойти неизвестные люди и попытаться получить информацию об этом событии. Ведь «хозяев» базы могло заинтересовать, провалена «точка» или нет.

В самом деле, через некоторое время к Евгению подошел незнакомый старлей интендантской службы и пригласил вечером посидеть в поселковой закусочной.

Интенданты в армии были уважаемыми людьми, и Смирнов охотно согласился. Тем не менее о приглашении и месте встречи он сообщил офицеру особого отдела. За столом собеседник представился Михаилом, предложил сразу перейти на ты и стал щедро подливать в рюмку Евгения. При этом, стараясь вызвать к себе интерес, рассказывал о больших возможностях интендантской службы, обещал выполнить все его просьбы. Узнав, что Евгений собирается жениться, даже вызвался помочь решить квартирный вопрос.

Затем, решив, что клиент созрел, Михаил перешел к расспросам о происшествии, которое, как он слышал, произошло со Смирновым. В этот момент в закусочную вошел военный патруль во главе с тем самым офицером из особого отдела. Патруль проверил документы посетителей-военнослужащих и дошел до их стола. Старшему сержанту офицер вернул документы сразу, а у старлея изучал долго и тщательно, а затем предложил ему пройти с ним. На том вечеринка закончилась.

Больше Евгений этого Михаила не видел. А знакомый «особист» на вопрос о судьбе старлея уклончиво ответил, что с ним все в порядке. Он же сообщил Евгению, что личность найденного в лесу человека установлена. Им оказался житель маленькой деревушки, расположенной неподалеку, в которой постоянно проживали китайцы и японцы. Его еще до войны завербовала японская разведка с единственной целью: присматривать за землянкой. Что он и делал все эти годы. А в тот день неудачно перепрыгнул через ручей и сломал ногу. Он хотел ползком добраться до землянки и там отсидеться. Но обессилел и, укрывшись листьями, решил передохнуть. Там его и нашел Евгений.

Для досконального изучения содержимого землянки из Приморского Управления министерства госбезопасности прибыла группа военных следователей и криминалистов.

Они тщательно прочесали все пространство базы, сняли найденные отпечатки пальцев.

Землянка была обустроена с умом. Вентиляционные коробы выходили в стволы больших деревьев, растущих над оврагом, а канализацией служило полое бревно, опущенное из землянки в ручей. С помощью миноискателя был обнаружен прикопанный стальной ящик. Эксперты испытали легкий шок, когда увидели его содержимое.

В нем находилась крупномасштабная карта города Владивостока и его окрестностей с указанием жизненно важных объектов, альбом с поквартальным описанием подходов к этим объектам, коробка с десятью ампулами бесцветной жидкости (возможно, яды), блокноты с шифрами на отрывных листочках, и, главное, список агентуры с паролями и адресами явок. Японская разведка к войне подготовилась основательно. И советским чекистам было над чем поработать.

Высокое начальство понимало, что своей случайной находкой старший сержант Евгений Смирнов оказал большую услугу делу обеспечения безопасности страны. Но представить его к правительственной награде означало бы признаться, что у них под носом длительное время находилась «спящая точка». На это начальство пойти не могло.

Тем временем сам Евгений даже и не думал ни о каких наградах. Его голова была занята предстоящей женитьбой на любимой Лидусе. Свадьба в Новонежино гуляла три дня. Ну еще бы! Первую красавицу села отдавали замуж за летчика-аса. По тем временам яств особых на столах не было. Зато песни, пляски, гармошки звучали с вечера до утра. Пример показывали молодые. Невеста была первой певуньей, а жених лихо отплясывал морское «Яблочко».

К слову, никто точно не подсчитывал, но, говорят не менее десяти красавиц села на той свадьбе завоевали сердца молодых лейтенантов и потом разъехались с ними по всей стране.

Через некоторое время «спящую точку» взорвали, а место заровняли так, будто ее там и не было никогда. Евгений пришел туда, постоял немного и тоже решил выкинуть всю эту истории из головы. Далее, как водится, у Евгения и Лидии родились сын и дочь. И в 1956 году Евгений Смирнов уволился с военной службы и с семьей переехал в Уфу. Здесь жила эвакуированная во время войны из Ленинграда его мама, которую Евгений не видел с 1943 года. Жизнь в Уфе для нашего героя оказалась не менее насыщенной. Но это уже совсем другая история...

Фото: электронные СМИ.

Автор:Марс АБДЕЕВ, подполковник ФСБ РФ в отставке
Читайте нас: