Все новости
Cоциум
7 Декабря 2021, 09:30

Дорога за решётку

Каждый день автоинспекторы республики останавливают сорок с лишним пьяных водителей

Дорога за решётку
Дорога за решётку

Дорожная арифметика довольно проста. Как, собственно, и механика человеческой жизни. Утром на дорогу вышло сто человек, вернулось домой девяносто, разницу мы нередко находим в сводках ДТП. Колесная диалектика ужасна — количество перешло в негуманное качество: аварий с каждым годом происходит меньше, но умирает в них все больше людей.

К началу декабря этого года на дорогах Башкирии погибли 445 человек, это на 27 больше, чем в 2020-м.

Дня не проходит, чтобы в смертельную статистику не добавились новые строки. Самое страшное, что каждая четвертая гибель на дороге происходит по вине пьяных водителей. Ежедневно автоинспекторы ловят их по пять десятков, а сколько несостоявшихся убийц за рулем ускользает мимо внимания камер и дорожных стражей региона? Журналисты «РБ» в поисках причин безответственного поведения за рулем отправились к виновникам смертельных аварий в уфимскую колонию-поселение №5. Их там немало: осужденных по разным частям дэтэпэшной статьи 264 УК РФ — треть контингента учреждения.

Халилу Зулкарнаеву из Баймака 27 лет, наказание в колонии он отбывает меньше месяца. В прошлом году в октябре, рассказывает, отдыхал в компании, выпивал. Охотно откликнулся на звонок знакомых, сел за руль, отправился в ночь.

Обгоняя, зацепил попутный минивэн, обе машины вылетели с дороги. Тем, кто был в микроавтобусе, досталось больше — 47-летняя пассажирка скончалась на месте. Приговор Зулкарнаеву — пять с половиной лет лишения свободы и возмещение морального ущерба потерпевшей стороне в 600 тысяч рублей. Теперь бывший стропальщик трудится в столовой колонии-поселения и уверяет, что раскаялся в содеянном. Виноват безусловно, ситуация однозначна и недвусмысленна: выпил, сел за руль, убил — в тюрьму.

— Вас же уже раньше лишали водительских прав за нетрезвое вождение. Выходит, преду-преждение сработало вхолостую? — мы пытаемся вызвать какой-то моральный отклик у осужденного.

Справка

С января по декабрь в республике с участием нетрезвых водителей совершено 291 ДТП — 61 человек в них погиб и 384 травмированы.

За тот же период сотрудники ГИБДД задержали 13 306 нетрезвых водителей.

— Справедливое наказание, — наконец выдавливает из себя Халил. — Сам виноват, что пьяным поехал, никто ведь не заставлял. Для родителей моих это был страшный удар, как и для всей семьи. Мои родные выходили на связь с близкими погибшей, но у тех крайне негативное ко мне отношение. Еще раз прошу прощения за случившееся.

О том, что автомобиль — источник повышенной опасности и в самонадеянных руках определенно смертельнее пистолета, большинство из нас забывает сразу после получения водительских прав. А ведь именно с этих слов начинается любой инструктаж по правилам безопасности, и ими же, кстати, заканчиваются сообщения о дорожно-транспортных происшествиях. Когда в авариях гибнут люди, это напоминание повторяется дважды, но кто-то слышит его, примеряет к себе?

Современные машины с каждым днем становятся мощнее и убаюкивающе комфортнее, но тот, кто сидит за рулем, похоже, меняться не спешит.

Время подумать над совершенным преступлением на дороге есть и у восемнадцатилетнего Ивана Федорова из Давлеканово: по решению суда — те же пять с половиной лет. Фактически профессиональную жизнь он начинает разнорабочим в колонии-поселении. С полным комплексом вины за смерть человека, по его словам.

— В полночь повез друзей кататься, на повороте машину занесло, перевернулись. Двое на заднем сидении были пристегнуты — отделались легкими повреждениями. Я очнулся в реанимации, а пассажирку с соседнего кресла выбросило наружу — насмерть. Ее мама на суде сказала: сажайте! За руль я тогда садился трезвым, — голос Ивана дрожит, он нервно теребит расцарапанные руки. История его смертельного ДТП, правда, достаточно мутная. Прав категории В юноша не имел, хотя с техникой знаком не понаслышке — отучился на тракториста-автослесаря. В ту фатальную ночь до утра возил приятелей невесть где, а с места убийственной аварии вместе с оставшимися в живых исчез — его нашли без сознания с тяжелыми травмами автоинспекторы дома. А возле машины остался труп 15-летней знакомой школьницы — той самой, с которой веселая компания каталась ночь напролет.

— Мне не удалось лично извиниться перед родными погибшей, я снова и снова прошу у них прощения. Хочу признаться, что чувствую их боль и сделаю все, чтобы искупить вину, каждую ночь молюсь, — в словах Ивана рефреном звучит главная мысль всех осужденных за смертельные ДТП: почему их так ненавидят родственники погибших? Неудивительно, прощение здесь редкая птица. Практически за каждым помимо срока стоит и подтвержденный судом иск о возмещении ущерба — редко у кого менее чем на полмиллиона рублей.

Василий Корнеев, разменявший полтинник, искренне недоумевает, когда у него пытаются вызнать подробности прошлогодней смертельной аварии в Туймазинском районе. Его вазовская «десятка» опрокинулась, 63-летняя пассажирка погибла.

— Я сам ничего не помню, полгода провел в больнице, заново говорить учился. Думаю, что объезжал яму, зацепил гравий на обочине, меня закрутило и выбросило в кювет, — Василий Васильевич через фразу добавляет «говорят», показывая, что память ему действительно отшибло, она вообще оказывается к выжившим милосерднее, чем к умершим. Суд отмерил ему два года в колонии-поселении и крупную сумму в пользу родственников погибшей в аварии.

— Я не боялся тюрьмы, просто не верилось, что все это произошло со мной. Я же камазистом долго работал, никогда подобных ДТП у меня не было. У самого трое взрослых детей, но помогает мне справиться с этим сестра. А родственники погибшей со мной напрочь отказались общаться, ее дети и подали иск ко мне, — с лихорадочным блеском в глазах неразборчиво говорит Корнеев. Похоже, много где лукавит, но сути дела это не меняет.

С Алексеем Журбенко мы успеваем поговорить прямо на его рабочем месте — помощника повара в столовой колонии-поселения. В прошлом году роковой чертой для него, водителя городского автобуса, стал перекресток в Нефтекамске.

— Ехал по маршруту, повернул налево на зеленый свет, сбил бабушку. Она оказалась в «мертвой зоне». Был бы регистратор, наверное, доказал бы, что не мог ее видеть… Оба завершали маневр, — удрученно тянет Журбенко. — Самое тяжелое — год ждал решения суда, все думал: что дальше? Меня за глаза называли убийцей. Как наказание определили — словно камень с души упал. Но, думаю, справедливо было бы, чтобы мне дали продолжать работать — тогда бы и иск от погибшей быстрее удовлетворил бы.

«Моя смерть ездит в черной машине», — пророчески спел Борис Гребенщиков. Впрочем, неважно, какого цвета автомобиль выскочит лоб в лоб на встречной, столкнет вас с дороги или снесет с пешеходного перехода — в половине случаев аварию вы не переживете. Будь вы внутри машины или снаружи. Каждый из тех, кто посеял смерть на дорогах, отдал бы полжизни за то, чтобы повернуть время вспять, только жизнь он уже взял взаймы. Чужую.

Цифры года

В прошлом году в России зарегистрировано более 145 тысяч ДТП, в которых погибли 16 152 человека, почти 190 тысяч участников дорожного движения получили ранения разной степени тяжести. Почти каждый четвертый погиб в аварии, связанной с выездом на полосу встречного движения и произошедшей по вине водителя. Каждый девятый погибший получил смертельное ранение в ДТП, произошедшем из-за превышения скорости.

Прямая речь

Антон ОВЧИННИКОВ, начальник КП-5 УФСИН по Башкирии, полковник внутренней службы:

— Из содержащихся в учреждении 160 человек 61 отбывает наказание за совершение ДТП. Это достаточно много. Как правило, эти люди никогда не были связаны с криминалом: кто-то вел успешный образ жизни, кто-то чуть хуже, но случаи на дорогах привели их в наши стены. Что касается статистики «пьяных» и «непьяных» ДТП, то здесь примерно 50 на 50 процентов — и эта доля последнее время не снижается.

«Пьяная» статистика

По данным ГИБДД России, в 2020 году в стране совершено 12 845 ДТП с участием водителей в состоянии опьянения и 3 121 ДТП — с участием водителей, которые отказались от прохождения медосвидетельствования.

В этих авариях погибли 3 524 и были ранены 21 459 человек. С января по сентябрь 2021 года каждое девятое ДТП в России произошло с участием водителей с признаками опьянения — погиб каждый пятый от общего числа смертей россиян на дороге.

Фото: пресс-служба ГИБДД РБ.

Автор:Денис БОРОДИН
Читайте нас: