Все новости
Cоциум
28 Ноября 2021, 11:15

Реквием по «зомбоящику»

Уйдёт ли в прошлое эра телевидения?

Реквием по «зомбоящику»

«Со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества.

Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение», — большинство помнит это смелое заявление, сделанное персонажем культового фильма «Москва слезам не верит». Прогноз не сбылся, но сегодня такую же роль пророчат интернету. И это кажется вполне правдоподобным, хотя все вышеперечисленное не исчезло, но частично встроилось во всемирную сеть. А что же телевидение? Теряет популярность, но не сдается.

У голубых экранов — вся страна

В ноябре отмечается Всемирный день телевидения. Стремительное развитие телевидения в прошлом столетии привело к тому, что к концу XX века успело вырасти несколько поколений, не представляющих себе жизни без «голубого экрана».

Как говорил герой известного мультфильма «Простоквашино» почтальон Печкин: «В наше время главное украшение стола что? Телевизор!»

Первые телевизоры, пригодные для массового производства, появились в конце 30-х годов прошлого столетия. Они производились в СССР, США, Великобритании, Германии, Франции. Тогда же и там же было открыто регулярное телевещание.

В нашей стране оно было запущено в 1938 году, первые телецентры были построены в Москве и Ленинграде. Так как телевизоров еще ни у кого не было, проводились коллективные просмотры в специально отведенных для этого местах.

Кстати, слово «телевидение» появилось именно в СССР в 30-х годах. До этого новую технологию как только не называли — «электровидение», «дальновидение», «радиотелескопия», «телевизирование», «кинорадио» или «радиокино».

Понимая, какие огромные возможности дает телевидение в деле воспитания советского человека, власти довольно быстро наладили в стране производство телеприемников. Согласно официальной статистике, в 1955 году в стране было зарегистрировано около миллиона семей, владеющих этим устройством, к 1960 году пять, а в 1970-м уже 25 миллионов. Цветные телевизоры появились в 1967 году и долгое время были признаком достатка в семье, на них копили деньги или приобретали в рассрочку.

В то время существовал лишь один канал — Первый. На время Великой Отечественной войны транслирование было прервано и восстановлено лишь 7 мая 1945 года. А в 1960 году появился и Второй канал. Любая передача проходила жесткую цензуру, и советские люди верили дикторам безоговорочно. Никакая информация с экрана сомнению не подвергалась.

— Во время показа интересных фильмов и телесериалов даже улицы пустели, — вспоминает пенсионерка Анна Михайловна. — У экрана собирались заранее всей семьей, вместе с детьми. Да и новости смотреть было одно удовольствие: все неприятности происходили где-то там, за рубежом, а у нас только планы выполнялись да устанавливались новые рекорды.

Парад уродов

Телевидение стало частью нашей культуры и воспитания. Тем труднее нашим гражданам пришлось в 90-е. На доверчивых зрителей, привыкших, что любая информация в медиа — официальная и проверенная, не вызывающая сомнений, с экранов обрушился «свободный рынок»: целители, маги и экстрасенсы «на удаленке», заезжие проповедники, реклама финансовых пирамид и прочего надувательства. Люди долго не могли перестроиться, а когда, наконец, это случилось — безоговорочное доверие к экранному слову начало сменяться тотальным недоверием.

В итоге в «нулевые» годы начался постепенный отток зрителей от телеэкранов, хотя интернет тогда был еще плохо развит, а соцсетей не существовало вообще. Именно тогда телевизор окрестили «зомбоящиком» и неприжившимся прозвищем «дебилизатор».

Согласно исследованиям, телевидение постепенно, но неумолимо сдает свои позиции, хотя все еще остается главным источником информации и развлечений для россиян. Если в 2009 году 94% жителей страны узнавали новости по телевизору, в 2014-м — 90%, то в 2019-м ему доверяют уже только 72%. Причем среди людей возраста 65+ он по-прежнему в безусловных лидерах — его смотрят 93% пожилых, а вот среди молодежи до 25 лет таких только 42%.

По данным же фонда «Общественное мнение», сегодня регулярно смотрят телевизор только 67% россиян.

И недоверие — не единственная причина падения популярности. Кто-то метко окрестил наше современное телевещание «парадом уродов». Льющийся с экранов негатив и засилье отрицательных героев способны отвратить многих.

— Включил я как-то средь бела дня телевизор — больше не хочется, — негодует 40-летний знакомый. — На одном федеральном канале выясняют, кто от кого родил, на другом берут интервью у эскортниц, на третьем обсуждают мужика, отравившего соседей. Как будто нарочно создают впечатление, что нормальных людей у нас в стране не осталось.

— Не обязательно смотреть дурацкие шоу, есть прекрасные познавательные каналы, посвященные истории, культуре, музыке, спорту, образовательные передачи, в том числе для детей, — не согласна с критиком его супруга. — Если вам попадаются плохие книги, это же не причина совсем бросить читать?

Один сплошной интернет

«Меньше надо зомбоящику верить!», «Откуда вы взяли эту чушь, с Первого канала?», «Смотрите телек? Может, еще и патефон слушаете?» — такие пренебрежительные фразы сегодня часто бросают в горячих интернет-баталиях на любую тему. Регулярный просмотр телевизора в последние годы считается чуть ли не признаком низкой культуры и недостатка интеллекта. А что взамен? Интернет, разумеется.

За последние десять лет количество людей, использующих социальные сети как информационный ресурс, выросло более чем вдвое. Если телевидение справедливо обвиняют в том, что оно часто преподносит информацию однобоко, в «официальной» обработке, то в интернете, казалось бы, есть возможность ознакомиться со множеством точек зрения. Но стало ли человечество от этого просвещеннее? Увы.

Такое впечатление, что слепую, нерассуждающую веру в истинность преподносимой информации некоторые просто перенесли с телевизора на интернет. Есть хорошая шутка: «Проблема цитат в интернете в том, что люди верят в их подлинность. В. И. Ленин». Из сотен виртуальных источников человек, как правило, выбирает несколько «вызывающих доверие», то есть тех, чью точку зрения он вполне разделяет, и черпает информацию только из них. «Многобокого» взгляда на вещи не получается.

В плане же дезинформации интернет легко способен переплюнуть «зомбоящик». Ведь чтобы попасть на экран телевизора, нужно пройти хотя бы минимальную проверку личности и рода деятельности. Для выкладывания же ролика на Ютуб нет никаких критериев и фильтров — получить «трибуну» в интернете может любой: сумасшедший, преступник и просто дилетант, прикинувшийся каким угодно специалистом. Вот и получается, что неважно, откуда ты черпаешь информацию — важно уметь ее фильтровать.

А может, все проще? Телевизор нельзя смотреть на работе, в дороге, в путешествии, да и вообще в любом месте, кроме жилых комнат собственной квартиры. При нынешнем ритме жизни, когда сегодня здесь, завтра — там, ничего удивительного, что молодое поколение выбирает смартфон и интернет.

А КАК У НИХ?

Некоторые считают, что «зомбированы» телевизором исключительно российские граждане. На самом деле в привычке к регулярному просмотру телепередач в мире с большим отрывом лидируют США. За ними следуют Италия, Испания, Польша, Великобритания и Канада. Россия лишь на седьмом месте. Замыкают десятку Франция, Германия и Бразилия. Так следует из данных компании Eurodata TV Worldwidе — Международного банка данных телевизионных программ и аудиторий.

А в рейтинге интернет-зависимых стран Россия попала только на 15-е место.

Автор:Жанна МИРОНОВА