Все новости
Cоциум
17 Июля 2021, 13:15

В одну упряжку впрячь ли можно?

Можно. И нужно. Образование и воспитание должны быть неразрывно связаны

В одну упряжку впрячь ли можно?
В одну упряжку впрячь ли можно?

Проблемы в воспитании — не из разряда свалившихся как снег на голову. Они возникали и раньше. Беда в том, что современный кризис затянулся и напоминает анекдот. На заводе сменился директор. Спустя время на отчетном собрании председатель профкома зачитывает доклад: «С прежним руководством предприятие стояло у края пропасти. С новым директором мы шагнули вперед». С тех пор, как учителей «приговорили» оказывать образовательные услуги (или гораздо раньше?), воспитательный процесс скукожился до средства повышения успеваемости. Говорят, он еще помогал в борьбе с правонарушениями. Российское движение школьников, юнармия и волонтеры — это лишь фрагменты воспитания, которое 1 сентября прошлого года наконец-то возвратилось в школы. Вновь стал актуальным вопрос: как выпустить из своих стен достойного человека, зрелую и успешную личность, патриота и гражданина? Заново выстраивать отечественную систему воспитания или реанимировать старую, советскую — не один к одному, а отдельные, самые достойные, направления? Свое видение высказали участники круглого стола, который прошел в центральной городской библиотеке Уфы.

Турбулентность учительского авторитета

Лиза АГАДУЛЛИНА, народный учитель Российской Федерации:

— Хочу напомнить и подчеркнуть: основная заслуга в победе Советского Союза над фашистской Германией принадлежит школе. Великую Отечественную войну выиграли советские учителя, сумевшие организовать правильное воспитание. Самым главным качеством системы образования был ее морально-нравственный оптимизм. В классах царил дух коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Отделить образование от воспитания невозможно. Великий писатель и философ Лев Толстой на этот счет высказался так: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание воспитательно».

Может ли учитель воспитывать, не давая знаний, и давать знания, не воспитывая, — вопрос риторический. Идет урок — он должен быть воспитывающий.

Однажды я с ужасом услышала фразу, прозвучавшую в выступлении одного из докладчиков на представительном форуме: учитель невостребован. Жаль, что на нашем круглом столе не присутствуют те, кто курирует образование. Если проблемы образования и воспитания не будут заострены на государственном уровне, мы никогда не сможем вернуть уважение к труду учителя. Если к наставнику проявляется непочтительность, то как он будет воспитывать?
В первый класс я пошла в послевоенное время и помню, как почитали труд учителя. Несмотря на известные трудности, учителя были высокооплачиваемой категорией. Тогда ведь как было: пять лет отработал в школе — зарплату повысили. И так через каждые пять лет. Никто поэтому из школы не уходил. Зачем? Отработал определенный срок — представляли к наградам.

О ЧЁМ РЕЧЬ

Указ президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1948 года устанавливал награждение учителей за выслугу лет и безупречную работу, а именно: 10 лет — медалью «За трудовое отличие», 15 лет — медалью «За трудовую доблесть», 20 лет — орденом «Знак Почета», 25 лет — орденом Трудового Красного Знамени и 30 лет — орденом Ленина.

Меня наградили юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Дело, конечно, не в награде — работа была для меня удовольствием.
А что сейчас? Об учителе вспоминают, когда происходит резонансное ЧП. Через некоторое время забывают: страсти улеглись, чего будоражить общество? А без учителя, без школы разве можно решить проблемы воспитания? Забывают об учителе. Вот и обо мне бы забыли, только я никому покоя не даю, надоедаю, говоря о бедах образования, потому и помнят. А мои коллеги на пенсии проводят дни в одиночестве, в школе их сменила молодежь — о ветеранах все забыли.
Необходимо позаботиться об авторитете учителя, о престиже профессии. Иначе ни о каком воспитании и речи быть не может. Вот сколько лет говорим о том, что в Уфе нужен памятник учителю. Место городские власти определили и даже обустроили, а конкурс эскизов до сих пор не проведен.

Однажды я стала свидетелем выступления ветерана-педагога, я даже запомнила его год рождения — 1936-й. Мало того, что он оказался прекрасным рассказчиком, он потом еще и запел… арию из оперы! Дети были в восторге. Вот кого надо приглашать в школы. Это хороший пример воспитательной работы.

Раньше к мнению учителя все прислушивались независимо от занимаемой должности. Редко какое совещание проходило без участия учителей. Посмотрите на нынешний депутатский корпус: там сплошь начальники, бизнесмены, спортсмены, артисты. Я как-то в Москве выступила на эту тему . Тут же поступило предложение внести меня в список кандидатов в депутаты. Это в моем-то возрасте да в депутатское кресло?! Что я могу? Разве что посоветовать с высоты прожитых лет и накопленного опыта. Если я и хочу воспользоваться трибуной, то исключительно по теме образования. Учить детей, воспитывать их — это мое.

Сейчас такое время, что говорить правду нужно. Мне иногда кажется, что пора уже перестать рассуждать о проблемах школы — возраст дает о себе знать и здоровье пошаливает. Но смотрю, сколько молчунов, перестраховщиков вокруг развелось, и не могу себя сдержать. Меня на телевидение приглашают — я говорю о бедах в образовании. Только не все, что я сказала, в эфир идет — вырезают критику, она им почему-то не нравится. Игры, шутки, танцы, песни — это им больше нравится, считают, что и зрители думают так же.

Из советского образования можно многое вернуть в современную школу. Например, закрепление старшеклассников за младшими сверстниками. Вот вам профориентация, воспитание потенциальных педагогов. Я ведь и сама так пришла в профессию. В наше время молодые выпускники приходили в школу — опытные учителя становились их наставниками. И они дружили, несмотря на разницу в возрасте. А завучи как работали? Заместитель директора по учебно-воспитательной работе — так официально именовалась эта должность — регулярно посещал уроки. А сейчас заместителей директоров загрузили бумажной работой, им некогда, им надо вовремя отчитаться.

Почему-то сейчас забыта практика направлять учителей на стажировку в столичные школы. Опасения понятны: узнают учителя, какая зарплата у москвичей, расстроятся. А некоторые и останутся в столице. Другой вопрос: почему бы авторов лучших педагогических практик не приглашать в школы республики? В Москве или Санкт-Петербурге немало передовых практик, там прекрасные специалисты, готовые поделиться опытом, а нам нужно изучать новейшие методики. Может, не все новации кому-то понравятся, но воспользоваться опытом или проигнорировать — это личное решение учителя.

Дмитрий Иванович Менделеев, наш великий ученый, говорил, что «знание без воспитания — это меч в руках сумасшедшего». А Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание — вот цель обучения». Разве с ними поспоришь?

Классические ценности не стареют

Азат ЯНГИРОВ, ректор Института развития образования:

— Не могу не согласиться с уважаемой Лизой Киямовной: профессия учителя действительно требует большего внимания. По численности занятых в сфере образования специалистов и по количеству обучающихся — это действительно самая крупная отрасль. Правда и то, что о школе вспоминают, когда там происходит ЧП.

Несмотря на огромное количество новых технологий — цифровизация, широкое использование гаджетов, во главу угла все равно ставятся традиционные ценности и приоритеты. Вот что сказал по этому поводу министр просвещения России Сергей Кравцов: «В центре воспитательной политики, конечно, лучшие качества ребенка. Какого человека, нашего соотечественника, гражданина России мы хотим воспитать и увидеть в будущем? Высокообразованного, доброго, сочувственно и дружелюбно относящегося к людям, милосердного, мужественного, способного к настоящему творчеству, ответственного перед семьей и родиной, перед порученным ему делом, друзьями, коллегами, горячо любящего свою родину, а также ее природу, культуру, с уважением относящегося к лучшим традициям и обычаям других народов».

Таким образом, ставится задача отстаивать традиционные фундаментальные ценности. Взращивать учителей, которые осознают престижность своей профессии, свою значимость, способны с учетом таких новых веяний, как цифровизация, исповедовать классические ценности. Это большая проблема. Но ее надо решать.

Наверное, мы увлеклись образованием, а вопросы воспитания упустили. Если даже взять реализацию цифровых технологий в системе образования (дистант и т.д.), становится понятно, что прогресс есть. Разработаны целые курсы, которыми можно овладеть без участия учителя. Есть курсы, инструменты, платформы, а вот в рамках воспитательной работы образовались «белые пятна», надо подтягиваться. Должна реализовываться классическая схема образования и воспитания с включением новых технологий. Бессмысленно отметать то, что привносит цивилизация.

Настроить сердце на любовь

Надежда СТЯЖКИНА, учитель гимназии №4, г. Стерлитамак:

— Главная задача учителя начальных классов — вовремя услышать ребенка. Быть может, тогда мы не будем допускать ситуации, как в казанской школе, да и у нас в Стерлитамаке тоже был случай. А почему так происходит? Потому что даешь задание по литературному чтению: «Что вам мама рассказывает перед сном?» А ребенок не может ответить, у него слезы на глазах: маме некогда, она чадо свое не видит. О каком воспитании может идти речь?

Говорю маме: «Надо провести опыт. Пусть ребенок почувствует себя исследователем. Вопрос: почему слезы текут, когда режете лук?» Все, что необходимо было маме — это взять луковицу, сфотографировать ребенка, когда он занят. Но вновь у мамы не было времени. А ведь она наверняка каждый день занята готовкой и режет этот злосчастный лук…

Возникает и такой вопрос: а зачем родители во что бы то ни стало устраивают ребенка в гимназию, возят его ежедневно чуть ли не на другой конец города? За знаниями гонятся? Если бы! За престижем.

Я сама училась в трех школах. И поняла, что есть разные учителя. Мне однажды повезло: учитель просто избавил меня от соседа по парте. Когда дети просят: «Пересадите меня, пожалуйста», — надо вовремя пойти навстречу. Ребенок будет чувствовать себя комфортнее.

Мы на словах учим детей хорошему. А сами как поступаем? Разве будет ребенок любить классическую музыку, если родители ее не слушают?

С другой стороны,почему родители часто одергивают ребенка? Разговариваю с коллегой, она в шоке: дочь покрасила волосы в красный цвет. Какой ужас! Все воспитание насмарку! А я думаю: да, эпатажно, но девочка глупее не стала, цвет волос никак не отразился на успеваемости. Пройдет время, и дочь поймет, что неестественный цвет ей не к лицу. Как важно не одергивать ребенка, а вовремя услышать, посоветовать, протянуть руку помощи, если потребуется.

В нашей гимназии проводятся тренинги. И на одном из них одна мама, не сдержав удивления, призналась: от родителей, оказывается, очень многое зависит. Тут уж, как говорится, комментарии излишни.

Мне нравятся не походы в кино, не виртуальные экскурсии, а прогулки по лесу. Мы всем классом собираем мусор. Экологическое воспитание, как впрочем, и любое другое, нельзя навязывать, дети не должны чувствовать, что их к чему-то принуждают.

Зрелый? Возмужалый? Молодой!..

Алим АХМАДЕЕВ, профессор, доктор философских наук:

— Профессиональному сообществу предстоит поразмышлять еще над двумя вопросами. Как известно, принят закон об увеличении возрастной планки молодежи. Раньше это был возраст от 14 до 30 лет. Теперь — до 35 лет. Я в недоумении: как можно сравнить 14-летнего подростка с 35-летним заматеревшим мужиком или взрослой дамой? О каком воспитании этих великовозрастных граждан может идти речь? Наконец, у нас в республике государственный орган, который занимался воспитанием, недавно реорганизовали. Раньше он назывался министерством молодежной политики и спорта, теперь это два отдельных ведомства — министерство спорта и госкомитет по молодежной политике. Сомневаюсь, что прежде чиновники указанного министерства занимались воспитанием. И будет ли эта обязанность основной в новой структуре?

Точки опоры в волнах информации

Ляйсан ФАЗЛЕТДИНОВА, заместитель директора топливно-энергетического колледжа по воспитательной работе:

— Хотим мы того или нет, но надо признать: настало время, когда поток информации, который обрушивается на наших детей, гораздо объемнее и шире по тематике, чем осознают многие из профессионалов, кто вплотную этим занимается.

Цифровая социализация в молодежной среде происходит стремительно и совершенно не контролируется взрослыми. Цифровые устройства позволяют детям иметь доступ к любой информации, к сетевым развлечениям и общению друг с другом.

Без воспитания ответственности и неусыпного надзора не обойтись, поскольку все это может привести к непоправимым результатам.

В плане социализации именно мы должны формировать фон информационной среды. Нам готова предоставить свою базу Центральная городская библиотека Уфы. Что нам мешает подписать соглашение и расширить информационное поле наших детей? Ресурсы огромны, они впечатляют. Это подтвердила презентация, состоявшаяся накануне нашего заседания.

Ветераны — наше богатство, нравственный ресурс, который мы используем не полностью. Наверное, не хватает объединяющей силы.

Миссия наставника выполнима

Алима Салаватова, директор школы № 95, г. Уфа:

— Молодым учителям мы доверяем классное руководство. В этом есть свой резон: они все же быстрее находят общий язык с подопечными.

Родители считают, что в так называемых элитных гимназиях дают лучшее образование. Но родители, которые предпочли нашу школу, рады: классы малокомплектные, учителя уделяют внимание каждому ученику и всесторонне осведомлены о ребенке. Из соседней школы к нам перевелась девочка — там ее считали очень проблемной, конфликтной. У нас к работе с ней подключились психологи, я сама с ней неоднократно беседовала. Прошел год, девочка изменилась: занялась спортом, мама и папа наконец-то нашли общий язык с дочерью.

Есть категория родителей, считающая, что за воспитание их детей должна отвечать школа: дескать, ребенка одеваем-обуваем, а вы дайте образование. Мы настаиваем: дома нужно повторять пройденный материал, учить уроки, иначе знаний не будет. Но вот парадокс: убедить в этом взрослых не всегда получается. Приходится с такими родителями очень долго работать.

Фото: Александр ДАНИЛОВ.

Автор:Владимир Огородников
Читайте нас: