Все новости
Cоциум
10 Декабря 2020, 12:30

Молодой человек ХХI века

Остаётся ли он неизменным в современном мире? Похож ли на своих сверстников из предыдущих столетий?

Молодежь XXI века называют не иначе как «цифровое поколение» или «интернет-поколение». Если молодежь — это наше будущее, то какова же наша молодежь и каким будет наше будущее? Очевидно, что сегодня формирование образованных, активных, деятельных и ответственных молодых людей ХХI века, нацеленных не только на личностный успех, но и на социальное благо, не только на обретение собственной престижной, комфортной и выгодной социальной ниши, но и качественное обустройство своей страны, и для государства, и для общества, для семьи становится жизненно важной задачей. Семинар «Методологические основы познания сущности человека XXI века: концептуализация проблемы», на котором башкирские ученые искали ответы на эти вопросы, в республике проходил в первый и, скорее всего, не в последний раз. Организовал его Институт развития образования РБ совместно с Академией наук РБ под эгидой Министерства образования и науки республики. Прозвучавшие на нем идеи и постулаты ученым и слушателям семинара, среди которых множество педагогов, предстоит еще долго осмысливать, но начало положено.
Исследуя феномен

Дети новой эпохи

— В чем сущность современного человека, в чем его потенциал и возможности? Есть ли у человечества шансы противостоять всем вызовам? — такими вопросами задается ректор Института развития образования РБ, доктор экономических наук Азат Янгиров. — Мы с вами видим, с какими вызовами сталкивается сегодня человечество: пандемия, изменение всех устоев, трансформация экономики, социальной сферы. Если до этого человек в большей степени был преобразователем, творцом среды, то кто он сейчас, вынужденный подстраиваться под события и обстоятельства?
Эти вопросы сегодня интересуют ученых не из праздного любопытства и не ради построения абстрактных теорий. Понимание того, чем нынешнее юное поколение отличается от своих предшественников, необходимо прежде всего для создания эффективной системы образования, новых подходов к обучению.
— Учитель не может успешно осуществлять свою образовательную деятельность, если он не знает проблем, которые постоянно сопровождают современного человека, — уточняет доктор исторических наук, профессор Михаил Бикмеев. — Педагогу необходимо знать, к чему стремятся сегодняшние учащиеся, какие противоречия их одолевают. А для этого нужны научные и методологические подходы.

Планка всё выше

На вопрос о том, каков наш современник, во что верит и на что надеется, а точнее — каким он должен стать, чтобы уверенно чувствовать себя в реалиях нынешнего века, постаралась ответить председатель совета Ассамблеи народов РБ, депутат Госдумы РФ, доктор философских наук, профессор Зугура Рахматуллина.
— Человек ХХI века — целеустремленный интеллектуал, умеющий мыслить глубоко, креативно и нестандартно, конкурентоспособный и востребованный профессионал в своей области; его задачи — постоянное самообразование, инвестиции в собственное развитие и самосовершенствование, — утверждает Зугура Рахматуллина. — Это так называемый «дока» — со здоровым духом, хорошим физическим здоровьем в условиях бесконечных стрессов динамичного ритма жизни, с твердым характером.

В начале XXI века социологи заговорили о появлении Z-поколения цифровых технологий.
Нелегко достичь столь высокой планки, но только такой современник сможет добиться успеха в нынешнем веке, эффективно управлять временем, собой и другими, уверена профессор. И это далеко не единственные требования. Значимость коэффициента интеллекта уходит в прошлое, а на первый план выходят такие стороны личности, как развитый социальный, эмоциональный, культурный и этический интеллект. При этом важной гранью культурного интеллекта, особенно актуальной в условиях глобализации, становится знание своего родного языка, культуры, обычаев. Не менее важны и ценности этические — гуманизм, экологизм, патриотизм и гражданственность, ведь, как говорил знаменитый ученый Дмитрий Менделеев, «знания без воспитания — меч в руках сумасшедшего».
— В последние годы Госдумой приняты многочисленные законы, направленные на защиту и поддержку молодежи, ее здоровья и духовного мира, — отметила депутат. — Сегодня и страна, и социальные институты, и семья, и законодатели несут консолидированную ответственность за формирование молодого человека ХХI века с высокой культурой знаний, мышления, поведения, чувствования и общения. Основой ее является прежде всего реальная государственная молодежная политика, отвечающая требованиям современного динамичного мира, направленная на удовлетворение запросов молодых людей и решение их актуальных проблем.

Обращённые в будущее

Профессор Михаил Бикмеев в своем исследовании сущности современного человека исходит из того, что каждая историческая эпоха выдвигает свой тип индивидуума. Человека нынешней, постсоциалистической, до конца еще не понятной эпохи он характеризует как индивидуума информационного общества. Он не лучше и не хуже представителей предыдущих поколений, он просто другой.
— Современный молодой человек информирован гораздо лучше, чем представители всех предыдущих эпох, в первую очередь благодаря интернету. Даже гении предыдущих эпох, скажем, Пушкин или Ломоносов, имели меньше информации, чем нынешний пятиклассник, — рассказал ученый.
В то же время нынешний век предъявляет множество вызовов, и чтобы преодолеть их, состояться, человеку приходится постоянно заниматься самообразованием. Прочие его стремления тоже с приставкой «само»: самопознание, самопрезентация, самокоррекция, самореализация.
— Современным педагогам важно знать отличие нынешнего молодого человека от людей предыдущих поколений, это необходимо для успешной организации обучения, воспитания, социализации и развития учащихся. Мы считаем, что он по-другому отражает объективный мир; более информирован; быстрее решает проблемы; больше обращен на будущее; постоянно ищет себя и преодолевает больше препятствий в жизни, чем прежние поколения, — к таким выводам приходит ученый.
К чему зовут учёные мужи

Помнить и изучать историю края

— В мировом сообществе существуют мнения, которые фактически отрицают необходимость повседневной идеологической работы с людьми. Однако идеологический вакуум со временем неизбежно будет заполнен, так как «природа не терпит пустоты», — уверен доктор исторических наук, профессор Айтуган Акманов.
Профессор противник идеологической свободы, полагает, что ослабленные «вожжи», будут способствовать развитию потребительской идеологии. Поневоле вспоминаются слова выдающегося русского философа Льва Александровича Тихомирова, сказанные еще в начале ХХ века: «Мы переживаем тяжкое болезненное время, когда чувства любви к Отечеству подрываются множеством деморализующих влияний. Но можно сказать, что ничто не потеряно у людей, если они сберегут чувство любви к Отечеству». Надежным подспорьем в этом докладчик видит историческую науку:
— В частности, большое значение для обучаемых в образовательных системах разного уровня (среднего и высшего образования) имеет необходимость активного воспитания и реализации патриотизма, уважения к Отечеству, познания прошлого и современных реалий. Представители различных народов должны осознавать свою этническую принадлежность через познание истории страны и своего края, изучения языка, литературы своего народа, основ исторического наследия разных народов и человечества в целом. Все это должно сопровождаться с одновременным усвоением гуманистических, демократических и традиционных ориентиров народов Российской Федерации и воспитанием ответственности перед Родиной.
Историческая наука формирует нравственное состояние общества, позволяет на основе исторических знаний улучшать будущее, избежать новых ошибок и совершенствовать настоящее на базе изучения развития конкретного человека или семьи, муниципалитета, народов Башкортостана и Российской Федерации.

Стать в строй!

Начальник кафедры военного учебного центра при УГАТУ Юрий Петров рассказал о том, как мотивирует студентов учиться, формирует в них убежденность в необходимости выполнения воинского долга, воспитывает патриотов Родины.
За годы своего существования военная кафедра подготовила более 19 тысяч офицеров запаса. Многие из них связали свою жизнь с армией. Гордостью вуза является полковник Галина Кошкина. В 1989 года она преподавала в Уфимском высшем военном авиационном училище летчиков. Окончила адъюнктуру Военно-воздушной академии им. Ю. Гагарина. В 1992 году была участницей вертолетного перелета, который проходил через всю территорию России, Берингов пролив, Аляску, Канаду. Затем проходила военную службу в Военно-воздушной академии им. Ю. Гагарина.
Полковник Эрнст Шамкаев военную службу закончил в должности главного инженера по самолетам и двигателям Командования специального назначения.
— Россия на протяжении всей истории своего существования вынуждена защищать свои военно-политические интересы по всему миру, — констатируют авторы доклада. — В сложившейся геополитической обстановке нельзя допустить существования духовного вакуума у молодого поколения. Наша страна, как и прежде, нуждается в сохранении духовно-нравственных ценностей. Честь, воля, дисциплина и достоинство, чувство ответственности, взаимовыручка, трудолюбие, высокий дух товарищества — это те моральные качества, которые воспитывались и воспитываются сегодня у студентов, занимающихся военным обучением.

Между прошлым и грядущим

Тема прошедшего представительного научного симпозиума поистине глобальная — познание сущности человека ХХI века. Кто он, этот хомо сапиенс века информационного прорыва, нанотехнологий, полетов на Марс и Луну, генной инженерии и искусственного интеллекта? И в то же время ХХI век — это век экономических, социальных, экологических и техногенных потрясений. Венец природы — человек — сам разрушает эту природу. Военные конфликты и пандемии угрожают самому существованию человеческой цивилизации.
И вот авторитетные и известные ученые и практики республики сделали смелую и дерзкую попытку ответить на вопрос: кто он, человек нового времени? Издавна мыслители всех времен и народов задумывались над непосильной, казалось бы, задачей поиска нового, идеального человека. В Древней Греции было даже понятие «калокагатия», то есть человека, совершенного физически и духовно.
В истории нашей страны проблема нового человека также всегда была в центре внимания государства и общества. За годы советской власти без всякого преувеличения многое было сделано для вложения в человеческий капитал. Для меня откровением стало высказывание знаменитого американского политического деятеля, госсекретаря США Генри Киссинджера : «У нас был секс, а у них была любовь. У нас были только деньги, а у них была искренняя человеческая благодарность. И так во всем. Меня сложно назвать поклонником социализма, я западный человек с западным мышлением, но я считаю, что в Советском Союзе действительно рождался новый человек, можно сказать, хомо советикус. Этот человек был на ступень выше нас, и мне жаль, что мы разрушили этот заповедник. Возможно, это наше величайшее преступление…» Вот такова оценка человека советской эпохи патриархом мировой политики.
Вспоминается также незабвенный Никита Сергеевич Хрущев, который еще в 1961 году на ХХII съезде КПСС громогласно объявил, что через двадцать лет в стране в основном будет построен коммунизм. Для этой фантастической цели руководитель СССР выдвинул триединую задачу: создание материально-технической базы, становление новых общественных отношений и формирование нового человека. Увы, но к восьмидесятому году мы получили продовольственную проблему, а не коммунизм и нового человека.
Тема получила в выступлениях спикеров симпозиума многоплановое звучание. Это и процессы исторического развития человека, его роли и места в современных экономических отношениях, нормативно-правовые и философско-теоретические основы формирования личности, психолого-педагогический портрет школьников и молодежи, их воспитание как защитников Отечества.
Словом, на симпозиуме глубоко и всесторонне рассмотрен феномен человека на новом витке его эволюции как биопсихосоциального индивида. Это обсуждение стало первой попыткой научного сообщества республики разобраться в хитросплетениях сложнейшей и неисчерпаемой проблемы. И первый блин, образно говоря, не оказался комом. Можно только приветствовать инициативу организаторов сделать такого рода мероприятие регулярным.

Алим АХМАДЕЕВ, доктор философских наук, профессор.

Что они сами о себе думают

Смартфон обожествляют не все XXI век — век новых технологий и тренингов; век высокоскоростного интернета и новой волны освоения космического пространства; век единого государственного экзамена для школьников и шестилетнего обучения для студентов; век информации и новых открытий; век глобализации и нанотехнологий.
Кто мы, молодежь XXI века? Мы те, кто уже не помнит своей жизни без мобильного интернета; мы те, кто забыл прямое назначение телефона; мы те, кто смеется над одинаковыми стенками советской эпохи в квартирах у своих бабушек и дедушек, но при этом покупает одинаковую мебель из ИКЕИ; мы те, кто тратит деньги на мастер-классы от именитых тренеров, но не ходит на лекции в университет; мы те, кто помнит волшебный звук подключающегося по карточке интернета; мы те, у кого много запросов, но мало желания брать на себя ответственность; мы не живем, чтобы работать, а работаем, чтобы жить; мы те, кто предпочитает жить здесь и сейчас, а не думать о будущем; мы те, у кого место морали заняли целесообразность и цинизм.
Все ли мы такие? Для всех ли материальные ценности важнее ценностей духовных? Для всех ли виртуальное общение предпочтительнее живого? Нет, не все и не для всех!
Молодежь XXI века — это и позитивное развитие, и самосовершенствование! Значительная часть молодых людей активно пропагандирует здоровый образ жизни, уделяя большое внимание спорту. Активная молодежь не остается равнодушной к проблемам современности и ищет пути их решения. Значительная часть такой молодежи присоединяется к деятельности социально направленных общественных организаций и объединений экологической, спортивной, творческой и других направленностей. Другие создают свои собственные, авторские проекты, направленные на решение социально значимых проблем.
XXI век — это век возможностей для современной молодежи, главное, не упустить эти возможности!

Алена ЗИНКЕВИЧ.
Читайте нас: