Феодосия во время Великой Отечественной войны дважды была оккупирована вражескими войсками. Впервые город был освобожден от фашистов 29 декабря 1941 года в результате Керченско-Феодосийской десантной операции. Несмотря на то, что цели ее были достигнуты только частично, они имели большое военно-политическое и оперативное значение.
В кровопролитных боях неподалеку от небольшого поселка Розальевка (в настоящее время Видное), что в 30 км к северу от Феодосии, погибли наши земляки. Десантники из Башкирии сражались в составе 63-го горнострелкового полка 63-й горнострелковой дивизии. Они честно выполнили свой воинский долг. И что бы ни говорили о просчете их командиров, они были солдатами и выполняли воинские приказы, которые обсуждению не подлежат. Только перешагнув через их мертвые тела, гитлеровцы смогли вторично оккупировать Феодосию.
Страшный бой 15 января 1942 года описывает в военном дневнике политрук 4-й роты 63-го горнострелкового полка лейтенант Андрей Макаёнок:
«15 января перед обедом поднялись по тревоге и… в наступление к хребту Биюк-Эгет. Никто не знал совершенно ничего о противнике. До ночи пролежали на восточном скате хребта. Ночью командир полка Сахаров построил полк поротно — 1-ю, 3-ю, 4-ю, саперную, минометную, связи, и колоннами двинулись вперед с задачей: освободить от немцев село Розальевка, село Асанбай».
Без разведки подошли к самой обороне немцев, ничего не подозревая о них, и вдруг… ракета, заработали пулеметы и автоматы. Все пали наземь, и многие — чтобы никогда не встать. Лежали почти друг на дружке, и пули ложились тоже чуть ли не одна на другую.
Это была ночь ужасов. Вопли раненых о помощи. Кто зовет жену, детей, мать. Кто причитает по себе как по умершему. Проходит время, и криков становится все меньше. Тяжелораненые умирают, а легкораненые уползают. Раза три пьяный надтреснутый голос прокричал: «В атаку!!!» Оставшиеся подхватились, побежали с неуверенным «ура» на устах, но светящийся ливень смертей остановил, положил. И снова дикие вопли. Но снова: «В атаку!!!» И снова светящиеся струи, несущие смерть и ужас, заставляют лечь.
Кажется, сама земля стонет и взывает к пощаде. Но неумолимая смерть безжалостно уродует, издевается, скрипит зубами. Каким хрупким кажется человек, как легко смерть опрокидывает его! Вопли — громкое возмущение жизни — смолкают, и только слышны предсмертные стенания. «Браток, спаси меня! У меня дети… Умираю…» И задыхается под костлявыми руками невидимой смерти.
Вспыхнула ракета и осветила корчащиеся от боли тела. Вот бежит боец с оторванной выше локтя левой рукой и правой, беспомощно повисшей. Он кричит охрипшим от жажды и боли голосом: «Братцы! Добейте! Я все равно умру. Сжальтесь, пристрелите!». Вот кто-то его остановил, уговаривает: «Дружок, ложись, ложись, я тебя перевяжу. Ты же еще будешь жить», — и он в изнеможении опускается со стоном. Слабеют крики о помощи.
Оставшиеся невредимыми с остервенением зарываются в землю. Даже те, которые без лопат, скребут землю, замерзшую землю, голыми руками, срывая ногти. Светящиеся струи сеют и сеют смерть. Вспышки ракет освещают поле, чтобы она могла сделать свой очередной выбор. И, наконец, все затихает. Кажется, смерть уходит отсюда. Но вновь вспышки ракет, и она бросает взгляды на плоды своего разгула — на поле, усеянное трупами… ».
Сейчас на месте гибели десантников, на их братской могиле, установлен памятник. Здесь у них осталась линия фронта, линия между жизнью и смертью, за ней — город Феодосия, который они защищали. Давайте вместе вспомним наших ребят из 63-го горнострелкового полка и низко поклонимся им. Вот их имена:
Авечко Иван Васильевич, уроженец Чишминского района, сержант, командир отделения, погиб 15 января 1942 года;
Гайсен Миндали Угаджаевич (по данным книги «Память Башкортостана» № 10 Гайсин Миннигали Хажигалеевич), уроженец Зианчуринского района, рядовой, погиб 16 января 1942 года;
Черепанов Николай Андреевич, уроженец г. Уфы, Авдонский сельсовет, красноармеец, погиб 16 января 1942 года;
Полубояров Василий Семенович, уроженец Зилаирского района, красноармеец, пулеметчик, погиб 15 января 1942 года;
Саитов Вафа Шарифьянович, уроженец Дюртюлинского района, красноармеец, снайпер, погиб 15 января 1942 года;
Лазарев Андрей Евгеньевич, уроженец Зилаирского района, красноармеец, пулеметчик, погиб 15 января 1942 года;
Назаров Петр Гаврилович, уроженец Зилаирского района, младший сержант, погиб 15 января 1942 года.
Зимой 1942 года нашим десантникам не удалось окружить и уничтожить Керченскую группировку противника. Однако был создан серьезный плацдарм для уничтожения немцев в Крыму, был освобожден Керченский полуостров, что предотвратило возможность вторжения немецких войск на Кавказ через Тамань.
И главное — противник был вынужден прекратить наступление на Севастополь и перебросил оттуда часть сил под Феодосию.
Чтобы потомки не забывали о той страшной войне, знали, какой ценой досталась победа, в 1994 году в городе рядом с морским портом установили памятник Керченско-Феодосийскому десанту.
Там, где шли бои. // Фото предоставлено автором.