Погода в последнее время определенно стала нестабильной. Снег еще землю припорошить не успеет, как начинаются морозы. А в январе, когда им самое место, случается оттепель, да не на день, а на неделю. Вот и нынче знаменитые крещенские морозы обернулись моросью и дождем. Чем объяснить все эти капризы погоды и чего ждать в ближайшем будущем? Чтобы получить ответы на эти вопросы, корреспонденты «РБ» отправились к синоптикам.
Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или, как его обычно называют, Башгидромет, спрятался в лесу за Южным автовокзалом. Чтобы его найти, нужно долго петлять по заснеженной дороге между деревьев и редких разбросанных по территории зданий. Ощущение такое, будто не в городе находишься, а далеко за его пределами — так здесь тихо и спокойно. Что мы попали в правильное место, подсказала метеоплощадка перед зданием, откуда дважды в день уходят в общемировую сеть погодные показатели.
За дверью с табличкой «дежурный синоптик» нас встретила заместитель начальника отдела метеопрогнозов Башгидромета Светлана Положенцева. С ходу интересуемся у нее, куда подевались морозы и почему на улице идет дождь.
— Конечно, это аномальное явление, но такое уже случалось. Например, в 2007 году январь был тоже очень теплым, — отвечает синоптик, сверяясь с данными за последние тридцать лет. — На Крещение, 19 января, также было тепло в 2002, 2003, 2015 годах. В то же время в 2006-м зафиксирована температура минус 42 градуса. Но в принципе последние десять лет теплым январь бывает достаточно часто.
Однако в целом говорить об изменении климата синоптики не торопятся, объясняя, что погода циклична: одни цифры уходят, другие приходят. Но то, что зимы стали более мягкими, — это точно. Атлантика к нам заходит все чаще, принося с собой то самое тепло.
Нынче, например, известная холодными и снежными зимами Россия на Новый год в европейской части осталась вообще без снега. На Украине раньше катались на лыжах и коньках, а теперь снега там практически не бывает. Ну а в Сочи, не дожидаясь марта, расцвела мимоза.
— Глобальное потепление часто объясняют парниковым эффектом, тем, что на природу плохо влияет человек, — пояснила Светлана Положенцева. — Однако сейчас уже начали говорить о том, что сама Земля выделяет гораздо больше разных примесей в воздух, и они влияют на озон, облачность и прочие факторы.
Не подтвердила синоптик и то, что в последнее время стало больше осадков, хотя то и дело слышишь, что кого-то опять залило.
— Пока у нас выходит норма, — отметила она. — Есть, конечно, отдельные месяцы, когда в каких-то частях республики фиксируется больше осадков, чем в предыдущие годы. Но правилом бы я это не назвала — они могут быть, а могут и не быть.
Ну ладно, с зимой все понятно. Но неужели, если зима такая теплая, лето будет холодным — ведь так обычно считает народ.
— Нет, это точно не связано, — пояснила синоптик. — Какими будут весна и лето, сказать не могу — длительные прогнозы Башгидромет не дает. Вперед заглядываем только на месяц, да и то в общих словах — выше нормы ожидаются температуры и осадки или ниже нормы, без конкретных цифр. Такой прогноз мы даем в последние дни каждого месяца.
Однако, подчеркнула Светлана Положенцева, он весьма приблизителен, поскольку основывается на показателях прошлых лет. Относительно точный синоптики могут дать только на три ближайших дня — именно он размещается на сайте Башгидромета.
— При определении прогноза учитываются смещение воздушных масс, воздушные потоки, — пояснила синоптик. — Большую помощь в этом оказывают современные мощные компьютеры, которые строят модели развития событий. Они берут данные о барическом и температурном поле и показывают то, что с большой вероятностью будет. Если к нам приближается низкое давление, ждем осадки, если высокое — ясную погоду. Так должно быть, но не всегда бывает. В любом расчете может быть какая-то ошибка.
Светлана Положенцева берет в руки карты большого формата, охватывающие Европу и часть Азии. Одна из них показывает температурное поле на высоте полтора километра — на эти данные не влияет подстилающая поверхность.
— Мы видим, где сегодня тепло, а где холод, и, сравнивая со вчерашней картой, понимаем, как они смещаются, — поясняет синоптик. — Вот, допустим, тепло вчера было в районе Минска, а теперь оно сместилось южнее и находится около Харькова. Таким образом, можно проследить динамику, куда что движется. Вторая карта — приземный анализ. Здесь мы видим барическое поле: в каком месте давление выше, а в каком ниже, где проходят фронты. И тоже сравниваем вчерашние данные и сегодняшние.
Кроме того, каждые три часа синоптики получают карту погоды, учитывающую данные со всех мировых метеостанций, ведь трансформации воздушных масс, поля, давления идут постоянно. Это позволяет уточнить, как будет меняться погода в ближайшие сутки.
По сути, речь идет о мировой сети, при этом синоптики разных стран обмениваются информацией бесплатно. Используются и данные спутников, которыми все тоже пользуются сообща. К слову сказать, в Башкирии действуют 32 метеостанции плюс две автоматические. Они замеряют все параметры: температуру, влажность, давление, ветер, осадки.
Синоптиков за обман не ругал только ленивый, однако, как выяснилось, точность прогнозов достигает 95 — 100 процентов. Но тут надо понимать, что речь идет о погоде, допустим, в городе в целом, а не у конкретного дома в частности. Ведь часто бывает, что в одном месте льет дождь, а в другом в это время уже светит солнышко.
Понятно, что профессиональные синоптики используют в работе исключительно научные методы, связанные с физикой и математикой. Но неужели народные приметы совсем ничего не значат?
— Мы ими не пользуемся и не проверяем, — улыбается Светлана Положенцева. — Так что не могу сказать, работают они или нет.
Именно Башгидромет выпускает штормовые предупреждения и отправляет их в МЧС, а последнее ведомство их рассылает. Тут, впрочем, надо различать два понятия: неблагоприятные условия и опасные явления.
— Если скорость ветра составляет от 15 до 24 метров в секунду — это сильный ветер, но не опасный, хотя и может причинить некоторые повреждения, допустим, повалить старое дерево. В этом случае выпускается консультация о неблагоприятных условиях, — поясняет Светлана Положенцева. — Если же скорость ветра превышает 25 метров в секунду, он способен принести значительные разрушения. В этом случае мы готовим штормовое предупреждение. То же самое можно сказать об осадках.
У всех опасных явлений есть впереди слово «очень» — очень сильный ветер, например, уточнила синоптик. Но они бывают крайне редко и заносятся в отдельный журнал. В год в республике бывает около 50 опасных явлений: как правило, это ливни, ветер и крупный град.
Ну а как же такое крайне неприятное явление, как ледяной дождь, ведь в свое время синоптиков немало обвиняли в том, что они о нем не предупреждают.
— С научной точки зрения, ледяной дождь — это маленькие ледяные шарики, внутри которых находится вода, — пояснила синоптик. — Внешне они похожи на град, крупу. Шарики падают, разбиваются, и вода быстро замерзает, образуя ледяную корку. Однако такую же картину дает и обычный дождь, если он идет зимой. Люди ошибочно называют его ледяным, но мы такой прогноз давать не можем, ведь речь идет о простом дожде.
Напоследок выходим на метеоплощадку перед зданием вместе с техником-синоптиком Элиной Мардамшиной. Показания установленного здесь оборудования снимаются дважды в сутки — в восемь утра и в восемь вечера. Вроде бы ничего сложного: градусники, осадкомер, флюгер. Но именно эти данные помогают составить карту погоды и определить прогноз не только в республике, но и далеко за ее пределами. И не ругайте синоптиков за то, что они в чем-то ошиблись — они делают все, что в их силах.