Все новости
Cоциум
7 Июня 2019, 09:00

Старенький, да удаленький

Легко ли заменить пенсионеров?

Преподаватель математики в свои 70 о заслуженном отдыхе пока не задумывается.
Преподаватель математики в свои 70 о заслуженном отдыхе пока не задумывается.
Пожалуй, не секрет, что для молодежи у нас вечно не хватает достойной работы — во всяком случае, достойной в понимании самой молодежи. Причин тому множество, но в последнее время, а особенно в связи с пенсионной реформой, стало популярным винить в этом работающих пенсионеров. Дескать, заняли «динозавры» все теплые места, а юным и полным сил после вузов податься некуда. «Заработались, не пора ли на покой, — слышны периодически в общественном пространстве возмущенные голоса молодежи. — Ведь все равно, как говорится, старый конь глубоко не пашет».
Но во всех ли областях молодые специалисты «дышат в затылок» пожилым, с нетерпением ожидая, когда можно будет взяться за их работу?
А главное, будет ли кому-то лучше, если все старые кадры уйдут на заслуженный отдых?

За компьютер — только ночью

— Когда-то я очень боялся работать преподавателем, — признается Лев Юлдыбаев, 70-летний кандидат технических наук, доцент кафедры математики Уфимского нефтяного университета. — Когда шел на свои первые лекции, от страха подташнивало, а в горле пересыхало. Я тогда был очень застенчивым, переживал, что не смогу завладеть вниманием студентов. Однако скоро выяснилось, что мне удается понятно и доступно объяснять им сложные вещи — находить нужные слова, подбирать примеры из жизни… Так и втянулся.
Тогда, в 60-х годах, работа преподавателя вуза считалась престижной, очень уважаемой и хорошо оплачиваемой — куда же еще было стремиться пареньку, окончившему школу с золотой медалью и увлеченному точными науками? Лев закончил факультет авиационных двигателей в Уфимском авиационном институте, поступил в аспирантуру. Там ему посчастливилось близко познакомиться с одним из первых в Башкирии компьютеров.
Этим чудом техники отечественного производства еще в шестидесятых обзавелась кафедра вычислительной математики БГУ. Электронно-вычислительная машина занимала целую комнату, программы загружались в ее память с перфокарт и магнитных лент, а время работы было расписано буквально по минутам. Льва в «святая святых» допускали лишь по ночам: осваивать новую технику его отправил заведующий кафедрой. Полученные знания молодой специалист вскоре применил на практике. Темой его диссертации стало применение математических моделей для диагностики двигателей. А какая же диагностика без компьютера?
Защитив кандидатскую диссертацию, Юлдыбаев начал преподавать, чем и занимается увлеченно вот уже больше сорока лет. За годы работы в авиационном вузе он обучал студентов десяткам дисциплин — практически всему, что связано с теорией, конструкцией и испытаниями авиационных двигателей, с использованием компьютеров в инженерно-технических расчетах. Математику вести тоже доводилось. Именно к ней, царице всех наук, душа преподавателя лежала больше всего, поэтому в 52 года он принял предложение перейти на кафедру математики Уфимского нефтяного университета.

Дисциплина, нужная всем

— Сложностей из-за перехода в другую область у меня не возникло: зная математику и программирование, можно моделировать хоть нефтяные процессы, хоть авиационные двигатели, — уверяет Юлдыбаев.
На новом месте он не только преподавал, но и занимался научной деятельностью, решал инженерные задачи, его разработки внедрялись на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе, в компаниях «Нефтеавтоматика», «Уфанефтегазмаш».
С приходом пенсионного возраста ничего не изменилось: преподаватель все так же активно трудится на благо вуза. Лев Хадиевич запрограммировал все лабораторные работы кафедры, которые до этого выполнялись вручную, создал новые учебные курсы для студентов. А совсем недавно, в 69 лет, он разработал для кардиологов математическую модель и написал компьютерную программу, позволяющую ставить больному диагноз по заданным параметрам сердца. Сейчас на этот метод диагностики оформляется патент совместно со специалистами Республиканского кардиологического центра.Особенно же востребованным оказался последний курс, разработанный им в 65 лет, под названием «Численные методы расчета инженерных задач». С каждым годом все больше факультетов нефтяного университета желают включить эту дисциплину в учебную программу. Теперь Льву Хадиевичу приходится преподавать ее куда чаще, чем математику. И хотя он написал учебно-методическое пособие по новому курсу, преподавателей для полноценной замены 70-летнего доцента пока нет.
— Третий год пытаюсь перейти работать на полставки, — вздыхает он. — Меня сначала отпускают, но потом просят взять дополнительную учебную нагрузку.
Впрочем, Лев Хадиевич не выглядит чрезмерно расстроенным такой востребованностью и о заслуженном отдыхе пока не мечтает. Хотя здоровье порой подводит — барахлит сердце, повышается давление, но именно общение с молодежью дает ему силы преодолевать недуги.
— Бывает, плохо себя чувствуешь, еле ползешь на работу, а зайдешь в аудиторию к студентам — все как рукой сняло, — удивляется он. — Дома же, лежа на диване с книжкой, я точно долго не протяну.

Кто испортит борозду?

— Сколько среди наших преподавателей работающих пенсионеров? Немного — тех, кому за 70, всего пятеро, — вспоминает Лев Хадиевич, машинально записав в пенсионеры только сотрудников старше себя. Потом спохватывается: — Ну, если считать пенсионеров по возрасту, тогда треть кафедры, пожалуй, наберется. Хотя молодые специалисты тоже к нам приходят, особенно в последнее время.
Приходят, да не все задерживаются, увольняются в поисках лучшей доли. Текучка среди них неизбежна: кому зарплата мала, кому работа тяжела. Недавно, например, приняли молодого преподавателя читать студентам тот самый популярный курс. Он с энтузиазмом взялся за дело, но уже через месяц уволился. Слишком сложно показалось.
Молодым тяжело, а старики ничего, справляются. Была у них не так давно на кафедре преподаватель математики Нина Митрофановна — работала она до… 85 лет. Да еще как хорошо преподавала, сохраняла ясный ум, спрашивала со студентов со всей строгостью. Говорила коллегам, что готова работать даже бесплатно, лишь бы иметь возможность и дальше учить молодых, чувствовать себя нужной. Так и не ушла на заслуженный отдых, работала до последнего своего дня. Другой преподаватель, Роза Анатольевна, работала до 80 лет. Подобных примеров в университете пруд пруди.
— Молодой специалист, как правило, лучше знаком с новыми веяниями, последними достижениями науки и техники, — рассуждает Лев Хадиевич. — Он отлично даст студентам теорию, но далеко не все им потом пригодится в жизни. А вот связать теорию с практикой, сделать упор на применение всех этих уравнений и формул в реальной работе, на производстве сможет только преподаватель с большим стажем и опытом.
Про самого Юлдыбаева полным-полно восторженных отзывов на всероссийском молодежном сайте «про препода». «Один из лучших преподавателей», «человечный, справедливый и добрый», «мастер своего и не только своего дела», «очень хорошо и толково объясняет, с расстановкой, с понятными примерами из жизни» — такими комплиментами осыпали его студенты. Им, конечно же, виднее.
Возможно, поэтому в УГНТУ не принято избавляться от желающих работать пенсионеров, сколько бы им ни было лет. Преподавание — одна из тех областей, где жизненный опыт и годами наработанное мастерство поистине бесценны. Уход любого из таких «динозавров» — большая потеря для общего дела: то, что передавал студентам именно он, не сможет никто другой.
Читайте нас: