Все новости
Cоциум
13 Декабря 2017, 23:13

Как разморозили стадион «Нефтяник»

Даже в глубинах интернета нет такой информации, которой обладает Иван Мироненко

Иван Мироненко: слово «План» называю с большой буквы.
Иван Мироненко: слово «План» называю с большой буквы.
Наука утверждает, что человеку за всю жизнь удается раскрыть в среднем лишь пять-семь процентов потенциала своего природного компьютера — мозга. Если тренироваться, то можно поднять планку выше. Но умственная работа, как сказал Генри Форд, каторжный труд, на который решаются лишь очень волевые и умные. Мой собеседник не оставлял интеллектуальные тренировки девять десятилетий. Ему, кстати, 18 декабря исполняется 90. Наряду со сложными экономическими расчетами, которые он выполнял по долгу службы, еще заучивал наизусть Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шевченко, других классиков и сотни песен.

О малоизвестных фактах из истории Башкирии и Уфы, оставшихся «за кадром», корреспонденту «РБ» рассказывает заместитель председателя Совета министров БАССР — председатель Госплана республики в 1973 — 1991 годах, кандидат экономических наук, почетный гражданин Орджоникидзевского района Уфы Иван Мироненко.
— Иван Кондратьевич, откуда такая тяга к литературе? Ведь вы человек сугубо технический.

— Можно, конечно, свалить на мистику и силу природы тех мест, откуда идут мои корни. Родился на Полтавщине, на хуторе в семи километрах от села Яреськи и недалеко от мест, известных по книгам Николая Васильевича Гоголя: Диканьки, Сорочинцы, Миргород. Здесь витает дух его литературных героев. Школьную программу первого класса окончил «заочно» дома, и меня сразу взяли во второй класс. Первой учительницей была Ефросинья Михайловна Булгакова, родственница писателя Булгакова. Неординарная личность, учительница от бога. Закончила Киевский институт благородных девиц. Учила нас, словно играя. По дороге из дома в школу и обратно мы с пацанами декламировали стихи. С этой привычкой не расставался по жизни.

— «Нам песня строить и жить помогает» — пело и поет ваше поколение.

— Не только наше, но и молодым по душе эти слова.

Как сказал академик Лихачев, нравственное состояние общества определяет отношение к гуманитарным наукам. С этим не поспоришь, и хорошо, что хорошие традиции в образовании, культуре и труде возвращаются.

— Вы влияли на судьбу многих крупных строек в республике. Приходилось принимать нестандартные решения?

— Без них нигде не обходилось. Например, история стадиона и бассейна «Нефтяник» заслуживает отдельного внимания. Дело в том, что в 1961 году для увеличения ввода жилья вышло постановление партии и правительства СССР о запрете строительства бассейнов и спортсооружений. А на месте будущего стадиона «Нефтяник» уже выполнили половину объема земляных работ. Пять лет он простоял в таком состоянии. По нескольку раз в день проезжая мимо «развалин колизея», я, тогда первый секретарь Орджоникидзевского района, внутренне негодовал. Голову сверлила одна мысль: в районе со 120-тысячным населением ежегодно строится свыше 100 тыс. квадратных метров жилья, вводится 5 — 6 промышленных объектов, «перемалывается» почти 500 млн рублей (по курсу того времени) капвложений, а спортивных сооружений нет.

Невольно созрела крамольная идея, как обойти постановление: достроить стадион и бассейн, не включая в госплан, а в складчину, за счет прибыли предприятий. Подсчитал: понадобится восемь миллионов рублей (это почти один миллиард в ценах 2010 года). Подготовил заранее, тайно, решение бюро райкома партии и оставил прочерки для подписей руководителей. С двумя верными товарищами-директорами поговорил накануне, ввел их в курс и попросил поддержки.

И вот в один из дней собрал директоров заводов на холме перед котлованом стадиона. Произнес пятиминутную речь. Обратил их взоры вначале на панораму заводов, затем на 15 действующих башенных кранов, которые возводили дома. Спросил: куда людям ходить после работы? Некуда. Призвал сложиться и достроить «Нефтяник». «Незаконно», — возразил один из них. Тогда я им раскрыл свою карту: в том постановлении ничего не говорится о запрете строительства хозспособом, то есть своими силами. Меня поддержали двое верных руководителей. Тут же со словами «беру ответственность на себя» извлекаю из папки готовое решение бюро райкома. Директора снова загудели. Тогда зачитал из решения волшебную фразу: «учитывая острую необходимость для населения, достроить объекты за счет сэкономленных средств, сокращения непроизводительных расходов». Несогласных не было. В 1966 году стадион был достроен, а через год ввели и бассейн.

По той же «незаконной» методике мы произвели первичное обустройство территории нынешнего парка Победы. Можем ведь, если сильно захотим.

— Теперь о фактах со знаком «минус». Есть такие?

— Есть. Как-то меня вызвал первый секретарь Башкирского обкома партии Мидхат Закирович Шакиров и сообщил о намерении построить комплекс высших жирных спиртов, очень нужный тогда стране. «Ты возглавишь рабочий штаб стройки», — сказал он. Тогда я был председателем Госплана республики и напомнил Шакирову о том, что своей работы много. «Иван, я знаю», — не стал слушать мои возражения. Я впрягся в руководство штабом, благо все участники стройки меня хорошо знали. ВЖС — производство пожароопасное из-за присутствия в нем водорода. То горит, то взрывается. Имелось оно только в США и Японии. Необходимый стране комплекс был построен в срок, что, конечно, вызвало изжогу у американцев и японцев. Но начались 90-е годы, в стране пошла неразбериха. ВЖС, поработав всего полгода, был пущен под нож, на металлолом, под непубличные аплодисменты США и Японии. Больно и обидно, как, впрочем, и за развал Советского Союза.

— Есть повторяющаяся по разным поводам метафора: бывших председателей Госплана не бывает. Что сегодня больше всего греет душу плановика?

— Возвращение Плана. Называю слово с большой буквы, какие бы синонимы ни использовались — «Стратегия-2030», «майские указы Путина», различные госпрограммы, — суть не меняется. Хочу напомнить, что глава Башкортостана Р. З. Хамитов постоянно, настойчиво и правильно нацеливает управленцев всех уровней и науку на то, чтобы ставить перед собой и решать самые сложные задачи развития республики. Этим же духом пронизано и недавно опубликованное Послание главы региона Курултаю. Невозможно развиваться без плана.
От редакции
Иван Кондратьевич Мироненко более 60 лет подписчик газеты «Республика Башкортостан»/«Советская Башкирия». Он не только читает материалы журналистов, но и публикуется в нашей газете как внештатный автор с аналитическими статьями. За принципиальное отстаивание градостроительных традиций при застройке Уфы в 2014 году ему было присвоено звание «Человек года» по версии газеты «РБ».

И. Мироненко — участник Великой Отечественной войны, среди боевых наград есть и именная благодарность Главнокомандующего И. Сталина. В мирное время он занимал высокие должности в республике, многие годы был членом коллегии Госплана Российской Федерации, депутатом Верховного Совета БАССР (с 1961 по 1994 год). Сейчас активно занимается научной и общественной деятельностью.

Журналисты «РБ» в преддверии юбилея старейшего подписчика и автора газеты желают Ивану Кондратьевичу здоровья и творческого долголетия.
Читайте нас: