Что такое АСВ, жители республики узнали в июле минувшего года, когда тарифы на жилищно-коммунальные услуги в очередной раз планово поднялись. Тогда и оказалось, что у многих граждан платежи зашкалили, превысив установленные государством предельные 12 процентов. Эту разницу и должна была компенсировать адресная социальная выплата, сокращенно — АСВ.
Вместо «автомата» — заявление
Оформлять новую выплату поручили центру субсидий, и прослышавшие про это граждане помчались в его филиалы. В некоторых из них образовалась толчея, очереди порой доходили до полусотни человек. А недели три спустя власти объявили о решении выплачивать АСВ в автоматическом порядке, назвав ее компенсацией. Тогда-то и появилась в квитанциях у жильцов отдельная строка со знаком «минус». Сумма компенсации у каждого была разной: у кого-то 50, а у кого-то 250 рублей. Мелочь, а приятно…
Счастье длилось только до нового года. Теперь, чтобы получать АСВ, нужно сначала эту выплату оформить. Однако уроки прошлого были учтены: сделать это можно теперь не только в филиалах Республиканского центра социальной поддержки населения (ему переданы функции бывшего центра субсидий), но и в ЕРКЦ, а также многофункциональных центрах предо- ставления государственных и муниципальных услуг. К примеру, в Уфе документы на эту выплату принимают более чем в 40 пунктах.
Насколько сложно оформить АСВ? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспонденту «РБ» поручили миссию — пройти весь путь от начала до конца.
«АСВ? Нет, не оформляли, говорят, там народу полно…» — говорили одни, когда я перед ответственным делом прощупывала почву.
«Да ну, стоит из-за 70 рублей убиваться», — объясняли свое нежелание присоединяться к всеобщему ажиотажу другие. Не сказать, что и мне очень хотелось куда-то идти со своими бумажками, но сумму в 250 рублей в месяц, выливающуюся в полторы тысячи за полгода, терять откро- венно жалко.
Выбор, куда отправиться, был достаточно широк: филиал центра соцподдержки, ЕРКЦ или многофукциональный центр. До первых двух было десять минут пешком, до МФЦ — шесть остановок на автобусе. Однако о последнем заведении я много слышала, при этом все, кто там бывал, высказывались исключительно положительно. Неужели на просторах нашей Родины, где исторически не принято особо привечать просящих, все-таки существует оазис комфорта и дружелюбия?
Истребить очередь в зародыше
К моему удивлению, работать МФЦ начинает рано — с восьми часов. Примерно в это время выхожу из автобуса, однако в темноте февральского утра передо мной предстает не когда-то увиденный красивый фасад здания с золотыми буквами, а протянувшийся в обе стороны от перекрестка страшный забор, которым отгородилась соседняя стройка. Несколько минут лавирования между сугробами и припаркованными во множестве автомобилями, и вот оно, заветное крыльцо.
Внутри светло, тепло и уютно. Не успела подойти к терминалу, который выдает талончики с кодом очереди, как тут же подскакивает девушка с ресепшен: «Вы по какому вопросу? АСВ?» Она мгновенно нажимает на терминале раздел «Социальное обслуживание», и тот выдает талончик.
Пройдя в зал, невольно оцениваю масштабы центра — 34 окна! Во многих из них уже принимают клиентов. А очередь — даже не три с половиной, а два человека, которые перед электронным табло ждут на диванчиках.
Не успеваю присоединиться к ним, как к «очереди» подлетает сотрудница и уводит куда-то вдаль соседку, которая пришла оформлять в собственность квартиру. Возвратившись, «хватает» уже меня и лично провожает к нужному специалисту. Таким образом она убыстряет движение, не дожидаясь, пока клиента вызовут по электронной очереди. Такое впечатление, что девиз работы центра: больше трех не собираться, и очередь истребляют уже в зародыше, не позволяя ей разрастаться.
Прием шел в не менее комфортных условиях — сначала предлагают присесть, а уже потом начинают рассматривать бумаги. Копии, на необходимость которых было указано в официальном списке документов, девушка-специалист сразу отметает в сторону. После чего копирует оригиналы сама на своем принтере. Все странички паспорта, на которых хоть что-то написано, умещает на одном листочке. За ним в сканер отправляется свидетельство о праве на недвижимость.
А вот дальше происходит заминка — на копии платежки за январь, несмотря на все усилия, штамп кассовой машины, который проставили при оплате на почте, едва виден. Более того, на нижней части квитанции, которая остается у клиента, нет ни фамилии плательщика, ни названия управляющей компании. Все это приходится на копии дописывать, прибавляя: «Дополненному верить». Уже потом минтруд дал пояснение, что для оформления АСВ достаточно представить документ, содержащий сведения о начисленных платежах, ибо нужен только лицевой счет гражданина.
Непонятки вышли и с банковским счетом. Все в том же списке документов указано, что требуется «копия договора об открытии счета либо счета банковской карты». Между тем, оформляя карту в Сбербанке, в качестве договора получаешь бумагу, именуемую «заявлением», с указанием счета карты. Предлагаю ее, однако специалист сразу возвращает бумагу обратно: там содержится личная информация. Выясняется, что нужны всего лишь реквизиты банковского счета. Хотя, по большому счету, и это лишнее — чтобы перечислить деньги на карту, достаточно названия банка и номера карты.
На проблему можно посмотреть еще шире: если в минувшем полугодии компенсации начислялись автоматически, то для чего теперь городить огород с документами? Ведь данные паспорта, информация о владельце, сведения о платежах — все это в ЕРКЦ есть, достаточно заглянуть в компьютер. Не хватает разве что реквизитов банковского счета, но ведь компенсацию можно было перечислять в счет квартплаты. И тогда хватило бы одного заявления.
О последнем хочется сказать особо. Бланк аж на двух листах, часть заполняет на компьютере специалист, другую — клиент, от руки. При этом требуется указать ИНН и номер пенсионного страхового свидетельства. Я-то, предчувствуя возможную «подлянку», прихватила их с собой, однако в списке документов они не указаны.
И вот, наконец, завершающий этап — мне выдают список принятых бумаг. В конце последнего стоит дата, когда вопрос, назначить мне АСВ или нет, будет решен окончательно. При положительном решении позвонят из МФЦ, об отрицательном сообщат почтой. Оста- ется добавить, что оформление выплаты заняло около 40 минут.
По дороге домой из чистого интереса я заглянула туда, где в принципе могла бы оформить АСВ. В филиале центра соцподдержки в очереди под заветной дверью стояло шесть человек — не так много в общем-то. В ЕРКЦ народу оказалось немного больше. Правда, обстановка и там, и там была не столь комфортной, как в МФЦ — ни электронной очереди, ни мягких диванчиков. Посетители же в ожидании делились, кто из знакомых и как оформлял выплату. И было тут и про «полное убийство» в ЕРКЦ в другом районе города, и про то, как не по разу гоняют из-за каждой бумажки.
По информации Республиканского центра социальной поддержки населения, в городах и районах принимают заявления на АСВ в 455 местах. Из них 228 мест действуют в ЕРКЦ и иных уполномоченных организациях, 138 — в филиалах центров соцподдержки, 89 мест — в многофункциональных центрах.
По данным на середину февраля, за оформлением АСВ в республике обратились 40 тыс. 707 граждан, из них в Уфе — 21 тыс. 632 человека. В филиалах центра соцподдержки документы подали 13 тыс. 913 человек, в МФЦ — 4 тыс. 651 обратившийся, в ЕРКЦ и других уполномоченных организациях — 22 тыс. 143 человека.
Для оформления необходимы:
- паспорт;
- документ, подтверждающий правовые основания владения или пользования жилым помещением по месту постоянного проживания;
- документ, содержащий сведения о платежах за услуги ЖКХ, начисленных за последний месяц;
- выписка из банка с указанием лицевого счета.
Обратиться за АСВ можно до 30 июня 2014 года — выплату все равно назначат с 1 января.
АСВ предоставляется гражданину — собственнику или нанимателю жилого помещения по месту постоянной прописки, на имя которого открыт лицевой счет по оплате услуг ЖКХ.