Все новости
Cоциум
9 Января 2014, 18:57

Копнули пласт седых веков

Люди, жившие две тысячи лет назад в нижнем течении реки Белой, имели весьма свирепый нрав

Более двадцати лет прошло с тех пор, как в науке утвердился еще один уникальный памятник археологии, выявленный в окрестностях деревни Кипчаково Илишевского района. Он представляет собой полноценный комплекс из укрепленного поселка, в котором проживало древнее население, и кладбища, на котором в древности люди хоронили своих сородичей. Укрепленные поселения археологи называют городищами (от слов «городить», «огораживать»).
Кипчаковское городище, расположенное на мысовой треугольной площадке, с двух сторон ограничено крутыми (до 20 м) овражными склонами, а с третьей — напольной — стороны укреплено двумя линиями обороны из рвов и валов. В древности, очевидно, на валах был установлен частокол. Стрелка мыса, полого спускающаяся в пойму реки Сюнь, также перекрыта высоким валом. Неподалеку от поселка ученые обнаружили захоронения древних людей.

Планомерные археологические раскопки на этом памятнике были впервые проведены самарским археологом Сергеем Зубовым в 1992 году. С тех пор в разные годы им осуществлялись научно-исследовательские работы как на Кипчаковском городище, так и на одноименном могильнике.

В данном контексте весьма интересен именно Кипчаковский могильник, который состоит из грунтовых могил и захоронений под небольшими курганными насыпями. Курганный погребальный обряд свидетельствует о приходе на территорию совершенно нового населения. Поиск прародины этих мигрантов предполагает к рассмотрению юго-восточный вектор и уводит ученых в Зауральскую лесостепь. Таким образом, новые археологические материалы в очередной раз разрушают мифы об автохтонном развитии населения на территории Башкортостана. В контексте последних исследований многие ученые склоняются к мнению о значительной роли миграций в древности и, соответственно, более сложных процессах становления современных этносов.

Минувшим летом археологи Самарского госуниверситета и Бирского филиала БашГУ провели очередные широкомасштабные археологические раскопки в Илишевском районе. В нашей газете уже были опубликованы репортажи с места событий (смотри, например, № 143 от 25 июля и № 149 от 2 августа).

Особое значение для социальной реконструкции жизнедеятельности древних племен ученые придают уникальному открытию этого года ― захоронению восьми человек в одной могиле. В ней не было многочисленных украшений и утвари из золота или серебра, не было разнообразных предметов вооружения, не было ничего, что, казалось бы, могло привлечь внимание. Однако, по словам начальника археологической экспедиции Сергея Зубова, это захоронение можно считать уникальным. Дело в том, что в одной могиле похоронили сразу восемь человек. В ней находились кости двух взрослых людей ― мужчины и женщины, и шести детей разного возраста от 14 — 15 лет до одного года. Скорее всего, это захоронение мужа с женой и их детей, умерших единовременно. И что особо интересно, у всех, кроме годовалого младенца, не было голов.

Сергей Эдгардович отмечает, что в ряде археологических памятников на северо-западе республики были выявлены захоронения, в которых кости людей лежали также в анатомическом порядке, но без черепов. Такие погребения были исследованы на Камышлы-Тамакском и Ново-Сасыкульском могильниках в Бакалинском районе, а также на Старо-Киргизовском некрополе в Илишевском районе Башкортостана. В материалах Кипчаковского могильника из раскопок 2006 года было выявлено совместное захоронение трех мужчин без голов. Практически все погребенные из указанных памятников сопровождались вещами, а в женском погребении Камышлы-Тамакского могильника на месте черепа были помещены бронзовые височные украшения. В этой связи вызывает интерес другой зафиксированный факт, когда на груди мужского скелета из Кипчаковского могильника (раскопки 1997 г.) был обнаружен череп другого человека.

Интересен также и факт нахождения на могильниках отдельно захороненных черепов. В двух могильных ямах Меллятамакского I могильника в Татарстане из костных антропологических останков были выявлены только черепа. Захоронение пяти черепов в небольшой овальной яме было зафиксировано также на III Кушулевском могильнике в Дюртюлинском районе Башкирии.

Все это наводит исследователей на мысли о существовании в среде населения Камско-Бельско-Икского междуречья в эпоху раннего железного века обычая использования человеческих голов в качестве военных трофеев.

Здесь, наверное, будет уместным вспомнить о широком использовании скальпирования поверженных врагов североамериканскими индейцами, повествование Геродота об использовании скифами скальпов в качестве показателя воинской доблести. Яркой иллюстрацией вышесказанному может также послужить изображение сцены боя на большой костяной пластине из кургана Орлатского могильника в Самаркандской области, хронологически синхронного с памятниками пьяноборской культуры. На верхней части пластины изображен всадник, на груди коня которого прикреплена отрубленная голова человека. Из многих письменных и изобразительных источников разных эпох мы можем узнать об использовании головы врага как показателя воинской отваги.

Именно поэтому складывается впечатление, что захороненные люди без голов ― это жертвы враждебных родоплеменных группировок, а отдельно погребенные головы — возвращенные силой оружия или выкупленные, скорее, даже обмененные на такие же трофеи с целью упокоения на родовом кладбище.

Кстати, под конец раскопок самарские археологи нашли еще одно захоронение воина без головы под курганной насыпью. И такие находки со всей очевидностью свидетельствуют о сложных и далеко не мирных взаимоотношениях древних племен двухтысячелетней давности.
Благородные головорезы

Древние кельты, наводя страх на врагов, швыряли в них черепа вместо камней. Лихие скифы и свирепые гунны возили у седел боевых коней головы убитых врагов. Во всех армиях мира доброй традицией было забросить катапультой в лагерь врага отрезанную голову: смотрите, мол, вот что вас ожидает. Украшать стены городов отрезанными головами врагов было традицией всех народов.

Постепенно времена изменились. Отрезание голов религией не приветствовалось, даже врага следовало хоронить достойно. Надругательство над мертвым телом считалось святотатством. А забавы с отрезанными головами в подарок вообще начали восприниматься как дикость, свойственная языческим народам. Но прецеденты все-таки случались. Так, есть версия, что царь Петр I приказал под зданием Кунсткамеры зарыть две головы. Одна принадлежала якобы фавориту Екатерины I, а вторая — фрейлине Гамильтон.

Даже такие прагматики и материалисты, как большевики, не избежали зловещих презентов в виде отрезанных голов. Был в годы революции в Казахстане человек по имени Нурмагамбет Кокембайулы. Убеждения его были простые и прямолинейные — всем свобода и воля, долой любую власть. Своего рода казахский батька Махно. Контролировал район Кызылкумов, постреливая случайно забредших туда красных или белых. Но в апреле 1923-го дом, где он скрывался, окружили казахские милиционеры. Мятежник до последнего отстреливался: шестерых убил и девятерых ранил. Обозленные потерями милиционеры отрубили Нурмагамбету обе руки, голову отправили в тогдашнюю столицу Казахстана ― Кызыл-Орду, а затем переправили в Петроград в подарок Ильичу. Сейчас череп степного снайпера находится в Кунсткамере.
Наша справка

Археологи утверждают, что более двух тысяч лет тому назад на территории нижнего течения реки Белой появилось новое население, материальная культура и погребальная обрядность которого отличаются от предшествующего ей ананьинского мира.
КОМПЕТЕНТНО

Нияз МАЖИТОВ,
академик, доктор исторических наук
— Несомненный интерес в научном сообществе проявляется к Кипчаковскому археологическому комплексу, который изучает Зубов на протяжении нескольких лет. Данный археологический памятник является поистине уникальным явлением в древнейшей истории Республики Башкортостан в частности и в России в целом. Мне доводилось раскапывать памятники пьяноборской культуры, но такого обилия интереснейших находок, позволяющих по-новому взглянуть на исторические процессы древности, еще не было. По всей видимости, Кипчаковское городище являлось центром межплеменного объединения населения Икско-Бельского междуречья в эпоху раннего железного века. На этой территории смыкались древние торговые пути из Китая и городов Средней Азии, Римской империи и полисов Северного Причерноморья.
Сергей ЗУБОВ,
кандидат исторических наук, руководитель экспедиции:
— В работе экспедиции приняли участие геофизики из Москвы и Нижнего Новгорода. Высококлассные специалисты известной в России и за рубежом фирмы «ГеоСтройИзыскания» провели ряд специальных геодезических работ на археологическом объекте с применением новейшей аппаратуры. Наиболее интересным стало георадарное сканирование участка земли, который
в дальнейшем подвергся археологическим раскопкам. Сейчас проводятся подготовительные работы для сравнения полученных данных геофизиками
и археологами, т. е. результаты, полученные с применением различных методов исследования, сравниваются, и вырабатывается единый алгоритм научного изучения археологического памятника. Летом на раскопки Кипчаковского могильника приезжал археолог-геофизик В. Г. Бездудный из Ростова для определения масштаба работ по магнитометрической и электрометрической разведке территории памятника. Сейчас, когда полевые работы завершены, все находки проходят обработку другими учеными-специалистами. Костные останки изучают антропологи и палеозоологи, ряд металлических предметов был передан для исследования металлографии, а значительная часть из коллекции бронзовых вещей подготовлена для проведения рентгенофлюоресцентного анализа. В наши задачи входит изучение археологических находок как можно большим количеством разнообразных естественно-научных методов.
И, наконец, в работе экспедиции приняла участие московская съемочная группа, которая будет готовить научно-популярный фильм об археологии и ее взаимодействии с другими науками. Думаю, это будет хорошим подарком для наших школьников и студентов, а также всех тех, кому небезразлична история нашей страны.

Такие предметы во множестве находят на Кипчакском могильнике.
Читайте нас: