Вопиющий случай произошел в Уфе в минувшую пятницу. Ранним утром, когда термометры в городе показывали минус один градус, а за городом и того ниже, кондуктор маршрута 110с высадила ребенка из автобуса на трассе Уфа — аэропорт.
— Мы живем в поселке Аэропорт, и каждое утро я езжу на автобусе в школу, — рассказывает Артур Рафиков (имя изменено — авт.). — Автобус по расписанию приходит в 7.05, но в пятницу он не пришел.
Следующий автобус «Башавтотранса», на котором действует школьная транспортная карта, согласно тому же расписанию приходит в 7.50, и мальчишка, которому едва исполнилось 12 лет, вынужден был мерзнуть 45 минут на остановке. Для тех, кто не знает, расположена она в лесополосе у дороги, вдали от жилья, негде ни погреться, ни даже укрыться от ветра.
Наконец долгожданный в прямом смысле автобус тормозит у остановки, и Артур запрыгивает в теплый салон. Однако отогреться ему было не суждено: кондуктор — женщина лет пятидесяти, берет у мальчишки карту, и когда терминал отказывается ее считывать, начинает требовать с пацана деньги.
— Я показал ей чек, что за ноябрь заплачено, — рассказывает Артур. — Но кондуктор сказала: или плати наличными, или выходи.
Поясним, чтобы было понятно, причем тут чек. Школьная карта «Башавтотранса» действует так: чтобы месяц спокойно ездить, нужно положить на нее 500 рублей. В кассе обычно предупреждают, что лучше возить чек с собой, чтобы предъявлять его в непредвиденных ситуациях со считывающими терминалами. Именно такая ситуация и произошла в автобусе.
Тем не менее на следующей остановке — повороте на аэропорт, кондуктор выгнала мальчика вон. Ее не смутили ни возраст ребенка, ни темнота на улице, ни пустынное, безлюдное место, где она его оставила, ни то, что он ни в чем не был виноват.
Если на своей остановке ребенок стоял не один, то тут он очутился в полном одиночестве. Начал звонить отцу, который в это время отвозил младшую дочку в садик. Отец тут же сорвался к сыну, посадил его в машину и бросился догонять злополучный автобус. Нагнали они его уже на Цыганской поляне.
— Я зашел в автобус, подошел к водителю и объяснил ситуацию, — рассказывает Рауль Рафиков (имя изменено — авт.). — Тот позвал к кабине кондуктора. Она моего появления явно не ожидала и с ходу начала оправдываться, что, дескать, ребенок не показал ей чек. Но у Артура карта в прозрачном чехле, и туда же чек вложен, так что не увидеть его просто невозможно. Да и Артур ей о чеке говорил, поскольку раньше такие ситуации уже были. В общем, записал я ее фамилию — Митяева, и номер автобуса и сам отвез ребенка в школу.
Наверно, только выдержка, которую Рауль обрел, работая в аэропорту, позволила сдержать эмоции. Вернувшись домой, он позвонил на «горячую линию» «Башавтотранса» и рассказал о происшествии.
— Скоро зима, — объясняет он свои действия. — И кто поручится, что ребенка вот так же не вышвырнут из автобуса, но уже на мороз?
К слову сказать, такой случай, и тоже с автобусом «Башавтотранса», был в поселке прошлой зимой. Тогда школьника высадили из автобуса, потому что у него денег на проезд не хватило. В результате ребенок получил обморожения.
И для Артура его автобусное приключение закончилось плохо. На следующий день мальчик проснулся с больным горлом и волдырями во рту, к которым потом добавились кашель, слабость и головокружение. В понедельник поселковая медсестра сразу направила его к врачу — в филиал на телецентре. Свой педиатр в поселке был, но уволился, и теперь, если ребенок заболел, приходится ездить в город за 20 километров. Здесь поселковых принимают, конечно, куда денешься, хотя и сами живут невесело — напротив двух из четырех единиц педиатров в расписании значится «вакантное место».
Врач Дина Наурузова, осмотрев Артура, ставит диагноз «герпетический стоматит» и «ОРЗ средней тяжести». На словах поясняет, что это результат переохлаждения. И выписывает несколько препаратов — от респираторной инфекции, кашля, полоскание для горла, анестетик для полости рта. Общая стоимость их, как мы потом подсчитали, превышает 500 рублей. И это не считая того, что ребенок как минимум неделю просидит дома.
Айсылу ИСКАНДАРОВА,
начальник отдела пригородных перевозок «Башавтотранса»:
— Случай с мальчиком разбирался на уровне руководства автотранспортного предприятия УПАП-1. Признано, что кондуктор поступила неверно, она не имела права высаживать ребенка из автобуса, ведь с ним на дороге могло что-нибудь случиться.
Все наши кондукторы проинструктированы на этот счет. Однако есть категория людей, которым инструкция не указ. Митяева наказана выговором с занесением в трудовую книжку и 100-процентным лишением премии. Вопрос об ее увольнении не стоит из-за острой нехватки кондукторов.
То, что сын пострадал в результате действий кондуктора, не единственная претензия Рауля Рафикова к «Башавтотрансу». Отец семейства никак не может понять, почему он и другие жители поселка не могут пополнять карты своих детей на автостанции в аэропорту и обязаны ехать для этого на Южный автовокзал. Да и сам порядок расчетов вызывает вопросы.
— Карту положено пополнять с 25-го числа предыдущего месяца по 5-е число текущего, — поясняет Рауль. — 25 августа я положил на карту сына 500 рублей. И тут на весь месяц закрывают улицу Сочинскую, по которой сын ездит в школу. Пришлось ездить на «Газельках», в сентябре на проезд ушло около 2 тысяч рублей. Поехал я на автовокзал, объяснил, что из-за закрытия улицы ребенок не мог пользоваться автобусом. Думаете, вернули деньги? Нет, конечно! Сочинскую открыли 10 октября, я снова на автовокзал, говорю: давайте я вам заплачу за полмесяца. «Нет, — говорят, — нельзя».
Почему бы не сделать порядок расчетов, как на электротранспорте, спрашивает мужчина. Кладешь на карту любую сумму в любое время и ездишь по ней по определенным тарифам, пока деньги не кончатся. И почему по карте «отвешивают» ровно 50 поездок в месяц и ни одной больше, а не ездишь — деньги просто сгорают?
Как-то так совпало, что история с высаженным из автобуса ребенком пришлась на то же время, что и повышение платы за проезд. Теперь за одну поездку уфимцы должны отдавать 18 рублей вместо 15-ти. Повышение цен предприятие объясняет стандартно: мол, повысилась стоимость топлива. Если вспомнить прошлый год, то тогда в мае проезд в автобусе взлетел с 10 рублей до 15-ти.
Получается, что за прошедшие полтора года автобус подорожал уже на 80 процентов. Между тем, по данным статистики, в 2012 году бензин вырос в цене на 7,6 процента, в 2013-м — на 5,8 процента.
Расходы на транспорт у населения, по тем же статданным, уже превысили 14 процентов. Это ровно половина от того, что мы тратим на еду. Не слишком ли «золотым» стал автобус?
Многие мои знакомые уже давно ездят на «частниках», поскольку общение с кондукторами в так называемых «социальных» автобусах вызывает скрежет зубовный. На слуху случаи, когда людей высаживали за то, что они пытались рассчитаться купюрой в 500 рублей или, наоборот, мелочью. При виде же детей чуть старше новорожденных у «хозяек салона» и вовсе разгорается охотничий инстинкт. И начинается: сколько лет ребенку, а вот непохоже, что ему нет семи, а вот покажите свидетельство о рождении. Конечно, не все кондукторы такие, есть среди них и нормальные люди. Но общее впечатление удручает.
И последнее. Героиня нашего романа кондукторша Митяева хоть и поплатилась премией за свою нелюбовь к детям, по-прежнему выходит на линию. Точно так же продолжают работать по всей России другие кондукторы, высадившие детей, им не заплативших, — на соответствующий запрос в интернете открываются десятки страниц с подобными историями. Так что если ваш ребенок куда-то поехал, звоните ему каждые пятнадцать минут и спрашивайте, где он. Вдруг его уже вышвырнула на мороз очередная Митяева.