Все новости
Cоциум
16 Ноября 2013, 16:31

Жилец сам себе на дуде игрец

Если собственник жилья хочет знать, за что платит, ему придется стать управляющим.

Дыркам в стене только кошки рады.
Дыркам в стене только кошки рады.
Счетная палата в прошлом году проверила 15 регионов и 42 муниципалитета на предмет нарушений в ЖКХ. В частности, выяснилось, что на счетах бюджетов находятся неиспользованные средства Фонда ЖКХ , по данным на январь — почти 9,9 миллиарда рублей.

В свою очередь Контрольно-счетные органы 34 регионов выявили нарушений на сумму свыше 10 миллиардов рублей. Львиная доля пришлась на капремонт многоквартирных домов, на который только Фонд содействия реформированию ЖКХ за четыре года направил более 321 млрд рублей.
Притормозить процесс откровенного воровства призван федеральный закон, предписывающий регионам создавать систему общественного контроля. А этим летом Ассоциация контрольно-счетных органов России (АКСОР) создала комиссию по содействию общественно-государственному контролю в сфере ЖКХ. Возглавил ее председатель Контрольно-счетной палаты РБ Салават Харасов.
За короткое время комиссия провела различные мероприятия в шести регионах с участием местных коллег, представителей региональной власти и общественников. На очередном заседании во Владимире собравшиеся попытались найти ответы на массу злободневных вопросов.
Сосед за соседа не в ответе
Председатель Комиссии Общественной палаты России по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева:
— Во всех регионах есть недобросовестные плательщики, за которых фактически платят их соседи. Правительство уже одобрило законопроект об усилении ответственности, вплоть до переселения в жилье меньшей площади. В ближайшее время он поступит в Госдуму. Но есть серьезные опасения, что из политических соображений его могут не принять, как это уже было однажды.
Мы собираемся скрупулезно обсудить эту тему, провести общественные слушания, ведь необходимо защитить в первую очередь права неимущих граждан, которые по объективным причинам не могут платить за жилье. И в то же время отдельные, не самые бедные, собственники не должны паразитировать на своих соседях.
Половина проблем возникает из-за того, что собственник не знает своих прав и обязанностей. Поэтому решено создать в регионах центры общественного контроля. Мы не собираемся дублировать систему, созданную Алексеем Навальным, когда любое обращение автоматически переадресовывается в жилищно-коммунальные инспекции или другие уполномоченные органы. Они сегодня просто завалены этим спамом, среди которого невозможно отобрать действительно важные обращения. Такую работу нельзя признать ни эффективной, ни успешной.
Главная функция таких центров — объяснить гражданам, что они могут предпринять самостоятельно. Конечно, если речь идет о явных нарушениях прав граждан, тогда осуществляются выезды на места, предпринимаются разные меры. В том числе медиация, третейские суды — чтобы в досудебном порядке решать споры между юрлицами и физлицами.
Башкортостан в этом смысле пионер — в республике разработана интересная система работы с населением старшего поколения. Есть методики жилищного просвещения в школах. Важный момент, поскольку в следующем году начнут работать региональные системы капремонта многоквартирных домов — это сложная и достаточно проблематичная для многих граждан форма. И подобные просветительские мероприятия окажутся как нельзя кстати.
Для контроля за управляющими компаниями в правительстве решается вопрос о лицензировании их деятельности. Однако здесь надо постараться, чтобы это не превратилось в репрессии.
Относительно прозрачности тарифов могу сказать, что в следующем году в каждом регионе будут созданы советы потребителей. Они должны анализировать тарифные заявки, осуществлять арбитраж между монополистами и потребителями.
Кроме того, уже готовы поправки в Жилищный кодекс, ужесточающие ответственность и штрафы, если будет доказано, что ресурсники не предоставили услугу, либо она оказалась ненадлежащего качества.
Конечно, никому не хочется задумываться о том, как нам оказывают услуги, но для этого надо переписывать Жилищный кодекс. Пока у нас собственник отвечает не только за свое жилье, но и за общедомовое имущество, никуда мы от этого не денемся.
В общественники от пионера до пенсионера
Директор Башкирского института (филиала) Академии труда и социальных отношений Танзиля Нигматуллина:
— Наш вуз как раз готовит специалистов общественного контроля, разработан проект «Молодежный ресурс — реформе ЖКХ», задействованы даже школьники. К примеру, они исследовали, насколько детские площадки во дворах готовы к новому сезону.
Кроме того, отлично зарекомендовал себя проект «Университет третьего поколения», который учит пенсионеров компьютерной грамоте. Мы решили на базе этого проекта взять на себя еще и общественный контроль за ЖКХ. В итоге город получит серьезную армию грамотных добровольцев.
Существует множество интересных проектов. Можно инициировать студенческие проекты по ЖКХ-технологиям. Но, к сожалению, они малочисленны, поскольку, вузы не готовят кадры для этой сферы. В перечне профессий РФ до сих пор нет специалистов ЖКХ. Поэтому вузы не получают заказы на такие профессии. Нельзя забывать и о повышении квалификации самих работников отрасли, ведь здесь масса инновационных технологий: счетчики, приборы, вплоть до строительных материалов. Кадры стареют, а пополнения нет.
Кстати, наш студенческий проект «ЖКХ-технологии» занял первое место в России, но оказался невостребованным. К сожалению, в энергоэффективности и энергосбережении, то есть в «зеленых» технологиях, сегодня не заинтересованы ни бизнес, ни граждане.
Нам надо не только решать текущие проблемы, но и работать на перспективу. А для этого, повторюсь, следует подключать вузы. На юридических факультетах есть бесплатные юрклиники, которые могут оказывать помощь гражданам именно в области ЖКХ. Мы, например, эти вопросы выделили в отдельный блок. И правильно сделали — обращения по этой теме самые многочисленные.
Сипайловский сюжет сэкономит бюджет
Председатель совета некоммерческого партнерства РКС ЖКХ Валерий Парфенов:
— Могут ли управлять своими домами собственники? Разумеется, но профессиональную работу должны выполнять специалисты. Если мы не знаем своего дома, то не сможем организовать его нормальную эксплуатацию.
У нас все завязано на договорных отношениях. В большинстве субъектов они находятся в зачаточном состоянии: никто ни за что не отвечает, никто ничего не может взыскать и так далее.
Региональные органы власти формируют программу капремонта, а операторы ее осуществляют. Программа подразумевает, что граждане могут контролировать ход работ и конечный результат.
В частности, по инициативе заместителя председателя комиссии АКСОР Рамиля Байтимирова в Уфе в микрорайоне Сипайлово начал внедрятся инновационный программный комплекс «Содержание, управление, планирование и ежегодный ремонт многоквартирного дома». Он позволит мониторить и анализировать состояние жилфонда в режиме реального времени, управлять и следить за процессом ремонта дома, в том числе самим жителям, а также принимать обоснованные управленческие решения на всех уровнях госвласти.
В Сипайлово по этому проекту обслуживается 331 дом — это два с лишним миллиона квадратных метров. Ведется около 39 тысячи лицевых счетов. За год работы проведено 1,4 тысячи осмотров и выявлено 6,6 тыс. дефектов. На этом основании к концу года будет составлена экономическая программа с учетом 570 обращений граждан. Очень радует, что в последнее время люди стали обращаться не с претензиями, а со своими предложениями по обслуживанию. Данный проект городская администрация намерена внедрить во всем городе.
К сожалению, управляющие организации совершенно не заинтересованы в программе капремонта. Мы видим, что многие уже начали вписывать в эту программу все подряд. Они туда набьют столько задач, что у нас не хватит бюджета. Если же внедрить наш проект, то можно совершенно иначе организовать общественный контроль.
Мрак на улице Гороховой
Аудитор КСП Санкт-Петербурга Юрий Илларионов:
— Я в корне не согласен с утверждением, что жители должны сами управлять своими домами. Думаю, большинство граждан готово заплатить за качественную услугу и не вникать в то, каким образом она обеспечивается.
Тем более что управляющие компании сегодня проверить практически невозможно. Нередко аудиторы не находят понимания ни в прокуратуре, ни в организациях, контролирующих сферу ЖКХ.
Не согласен я и с лицензированием. Это еще одна бюрократическая надстройка, которая скажется на стоимости услуг. Ставку надо делать на госрегулирование. В противном случае мы постоянно будем сталкиваться с неэффективным использованием средств и никогда не поймем, куда управляющие компании девают средства жильцов.
К примеру, мы недавно разбирались с утилизацией бытовых отходов. Выяснилось, что управляющая компания платит за утилизацию лишь треть суммы, которую собирает за эту услугу с населения. Возникает вопрос, каким образом был образован этот тариф и почему он в три раза выше реальной стоимости?
Я посчитал, что сфера ЖКХ регулируется 155 нормативными документами. И даже больше. Представляете, какого уровня должен быть специалист, чтобы владеть таким объемом информации? На деле же укомплектованность управляющих компаний рабочими специальностями составляет не более 35 процентов. Разве реально оказать качественную услугу таким количеством специалистов? Нет. При этом всего 10 процентов руководителей имеет высшее образование. Если при этом учесть текучесть кадров, то надеяться на качество услуг в ближайшее время не приходится.
Мне как обывателю нужно, чтобы дома было тепло, светло, были горячая и холодная вода, газ. А в подъезде было чисто, работал лифт, территория вокруг дома благоустроена.
Нам необходимы новые приборы учета, которые учитывали бы не только количество, но и качество услуги. Еще необходимо внести изменения в документы, регламентирующие строительство новых зданий, чтобы они проектировались уже с учетом этих новых приборов. И чтобы при проведении капремонта их также устанавливали.
Сейчас создается региональный оператор по ремонту домов. Предполагается, что перед началом капремонта надо получить согласие собственников. Уверяю, что это выльется в серьезную проблему, потому что кто-то у себя в квартире уже сделал дорогостоящий ремонт и ему не нужно, чтобы ему все ломали. Конечно, удобно отдать проблему на откуп жильцам, но при этом возникает масса других. У нас на улице Гороховой есть один дом, так там ежегодно по жалобам проводят проверки прокуратура, жилищный комитет, инспекция, Счетная палата — и все не по одному разу. Это просто мрак!
Кому жемчуг мелок, тому и тариф низок
Председатель правления Владимирской региональной общественной организации потребителей Алексей Смирнов:
— По поводу тарифов. Мы решили проверить заявления ресурсников о том, что 60 процентов населения города Владимира «укладываются» в социальную норму 50 киловатт в час. Прошли по домам и выяснили — силовые кабели идут мимо счетчиков, то есть это прямое занижение социальной нормы, а сотовые операторы свои серверы подключают к общедомовым приборам учета, поскольку тарифы для населения и предприятий разные, и таким образом они свои затраты перекладывают на граждан.
Мало того, наши ресурсники взяли за основу летние данные, когда большинство граждан в отпусках, пенсионеры в садах, световой день длинный, соответственно электроэнергии тратится гораздо меньше. Мы взяли средний объем потребления, и получилось, что в пресловутую социальную норму укладывается только 30 процентов горожан. Лично я считаю, что мои права потребителя здесь нарушены.
На всех уровнях нас уверяют, что рост тарифов проконтролировать невозможно. Но нам удалось это сделать. С начала октября департамент тарифов дал нам официальное заключение о том, что стоимость на теплоноситель для населения может быть снижена на 11 процентов, без последствий для теплоснабжения, его безопасности и так далее.
Если говорить о тарифном регулировании, надо смотреть всю составляющую тарифа. Ведь те самые «социальные» 50 киловатт в час не менялись с 2005 года. И подключение телекоммуникационных систем к общедомовым приборам учетам — самое настоящее воровство. Пенсионерам, которых в числе собственников большинство, разобраться во всех этих нюансах не по силам. Они привыкли исправно платить столько, сколько им скажут. Для того и нужны такие организации, как наша.
У контролёра нет точки опоры
Зампредседателя комиссии АКСОР, аудитор КСП РБ Ильдар Булатов:
— Еще одна важная тема касается количества жилья в ведении управляющих компаний. На примере Нефтекамска мы увидели, что весь городской жилищный фонд обслуживают всего две управляющие организации. Причем одна из них обслуживает более 65 процентов всего жилфонда. Формальных нарушений мы не обнаружили, но был использован административный ресурс в пользу управляющих компаний, что вызвало у населения нарекания.
Федеральное законодательство жестко ограничивает сферу проверок. В то же время аудиторам часто приходится выслушивать жалобы. Во время проверок приходится действовать крайне осторожно, чтобы не нарушить статью уголовного кодекса о превышении полномочий. Аудиторы должны руководствоваться конкретными нормами.
«Отжим» должников — вчерашний день?
Председатель КСП РБ, председатель комиссии АКСОР Салават Харасов:
— С помощью нашей комиссии вполне можно внедрять в жизнь передовые технологии в сфере общественного контроля. Конечно, у всех ситуации разные, но каждый регион может взять на вооружение наиболее приемлемые идеи.
Банки запускают различные акции, направленные на массовую реструктуризацию кредитных долгов физлиц. Можно эту практику распространить и на долги управляющих компаний и физлиц в сфере ЖКХ.
Например, руководство «Уралсиба» считает, что нельзя работать с должниками жестко, как это практиковалось раньше, когда банки выжимали долги правдами и неправдами. Иначе они уходят в тень, распродают недвижимость, прячут доходы и вообще ничего не платят. Поэтому, когда сегодня поступает первый сигнал, что должник перестал вовремя погашать долг, нужно прежде всего разобраться в причинах. Если невозможно помочь, то, как минимум, следует удержать должника на легальном положении, а не загонять в угол.
Конечно, всех подряд спасти не удастся, в итоге кого-то суд переселит на меньшую жилплощадь, но банки готовы помочь должникам. Правда, есть опасение, как бы некоторые из них не стали зарабатывать на чужой беде.
Что касается проекта, который мы «обкатываем» в микрорайоне Сипайлово, на сегодня это единственный реальный выход из сложившейся ситуации в сфере ЖКХ. С его помощью можно снять многие вопросы, например, в отношении тарифов, а также ослабить социальную напряженность. Так как всем станет понятно, за что и кому платить и куда пойдут деньги.
Мы благодарим Счетную палату и Законодательное собрание Владимирской области за отличную организацию «круглого стола», и за внимание к проблемам ЖКХ.
Читайте нас: