Все новости
Cоциум
13 Ноября 2013, 18:09

Когда на пожаре, как на войне

Для тушения склада боеприпасов в Урман привезли редчайшую спецтехнику в мире

Жители республики хорошо помнят события майские события 2011 года, когда на территории воинской части поселка Урман в Иглинском райолне прогремела серия взрывов. Для ликвидации последствий в район чрезвычайной ситуации были стянуты большие силы: люди, техника. Но мало кто знает, что на башкирской земле прошла боевое крещение новейшая спецмашина российского производства — пожарно-спасательный бронированный автомобиль АПСБ-6,0-40-10, построенный на базе четырехосного «КамАЗа».

После начала спецоперации в Урмане Министерство обороны сообщило, что для ускорения темпов работ направляет в район арсенала бронетехнику — бронированные гусеничные пожарные машины ГПМ-54. Созданные на базе танка Т-54, они имеют высокий износ и до неприличия большой расход топлива – до300 литров солярки на100 км. Многие из подобных машин давно находятся в музеях. К тому же их производство было организовано на Львовском бронетанковом ремзаводе, давно оставшимся за пределами России. Доставленная же в Уфу самолетом военно-транспортной авиации АПСБ-6.0-4010 — пионер нового поколения защищенных машин для работы в экстремальных условиях.
Кратко о конструкции новинки. АПСБ разработан на базе армейского вездехода «КамАЗ-63501» и является, по сути, гибридом автоцистерны, бульдозера и грузовика для погрузки металлолома. Лафетным стволом на крыше экипаж тушит пламя, отвалом разгребает завалы, а манипулятором поднимает неразорвавшиеся снаряды и прочие опасные объекты и складывает к себе же в кузов. И все это — под защитой брони. Оценивать ситуацию помогают четыре видеокамеры — спереди, сзади, на лафетном стволе и манипуляторе.
Как рассказал технический директор завода «Пожтехника» — изготовителя уникальной машины — Борис Даулетбаев в интервью журналу «Умное производство», опытный образец пожарно-спасательного автомобиля только проходил заводские испытания, когда поступил приказ о необходимости срочно доставить его на 99-й артиллерийский арсенал в поселке Урман.
Была сформирована группа из четырех человек. Машину погрузили на аэродроме в Мигалово на Ан-24. По прибытии в Уфу «КамАЗ» своим ходом добрался до места ЧП. На тушение пришлось выехать практически сразу по прибытии. От складов к тому времени практически ничего не осталось, деревья были сметены осколками. Сначала минный тральщик расчищал подъездные дороги, затем пожарный автомобиль подъезжал к месту борьбы с огнем.
— 1 июня мы выехали на первое тушение, — говорится в хронике работы группы, приведенной ее руководителем Николаем Евстратовым. — Ситуация с пожарными танками была напряженной. 2 июня у одного танка в зоне возгорания в результате разрыва снаряда подорвалась гусеница, а другой только готовился к выезду. Один раз пороховой заряд взорвался всего в7 метрахот нашей машины. Площадь возгорания на арсенале была велика, новые очаги появлялись внезапно, в разных местах. 2 июня мы сделали тринадцать выездов – тушили везде, где этого требовала ситуация. С 3 по 8 июня нами было совершено 44 выезда, по 14-15 выездов ежедневно. К 10 июня разминирование поселка было закончено, ситуация нормализовалась.
К разработке подобного рода техники предприятия приступили совсем недавно, буквально пару лет назад в связи с участившимися катастрофами на опасных производствах и военных складах. Так, несколько фирм переоборудуют под броневики стандартные пожарные машины, в Омске недавно показана гусеничная машина, разработанная на базе танков Т-72 и Т-80. Известно, что и за рубежом появляются первые опытные образцы. Один из них — финский SISU 8x8. Однако, только в 2011 году на базе «КамАЗа» изготовлено шесть автомобилей, в прошлом — 12, ориентировочный план на нынешний год — 25 машин. Конечно, на всю страну этого количества явно мало, но в любом случае это большое подспорье при ликвидации ЧП, аналогичных произошедшему в Урмане.
Читайте нас: