— Мне кажется, будто я оказался у себя дома, в родном Бишкеке, — делится впечатлениями об Уфе киргиз Талайбек Дайырбеков.
Ему вторит китаец Ши Тяньчи, старательно выговаривая русские слова:
— У вас очень зеленый город и очень чистый, несмотря на большое количество населения. И жители — гостеприимные и добрые.
Молодые люди приехали в Уфу на трехдневный международный форум журналистов, блогеров и фотокорреспондентов стран Шанхайской организации сотрудничества. Такое событие в столице прошло впервые и послужило прологом предстоящих саммитов ШОС и БРИКС.
День первый. Женщины и китайская компартия
Через два года Уфе предстоит принять более тысячи гостей со всего света — глав государств, политиков, бизнесменов и, конечно же, журналистов, которые будут освещать эти события. Чтобы помочь иностранным «акулам пера» лучше узнать столицу республики, правительство Башкортостана решило организовать для них этот своеобразный пресс-тур.
Кроме двадцати представителей СМИ из-за рубежа (Китай, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан) были приглашены восемь журналистов из городов-миллионников: Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Омска, Челябинска, Ростова-на-Дону, Перми и Нижнего Новгорода.
Когда в зал для пресс-конференций вошел вице-премьер Салават Сагитов, китайская делегация единственная вскочила по стойке смирно, заставив и другие делегации встать. Это изрядно смутило вице-премьера — у нас и в Средней Азии все-таки отвыкли от такого чинопочитания. А в Китае до сих пор с этим строго.
— Жаль, что вы не увидите весь Башкортостан, а только нашу столицу, — сказал Салават Сагитов. — Самое главное, чтобы вы поняли: Уфа выбрана городом проведения саммитов ШОС и БРИКС потому, что у нас для этого готова практически вся инфраструктура.
Вице-премьер пошутил:
— Когда я узнал, что из Китая в 2015 году приедут 300 человек, меня это не испугало. Из Индии — 250, тоже ничего страшного. Но когда стало известно, что из Казахстана ожидается 100 человек, я испугался.
Видя недоуменные взгляды, Салават Сагитов пояснил:
— Давным-давно башкиры и казахи воровали друг у друга лошадей и женщин. И этот обычай пока никто не отменял. Как бы наших красавиц не увезли в Казахстан…
Вице-премьер обещал гостям, что, когда они приедут через два года, их будут ждать обновленный аэропорт, несколько построенных отелей и такой же теплый прием. Кстати, на прощание казахи подарили Салавату Сагитову книгу «Генезис древнетюркского рунического письма» и заверили, что местных девушек не украдут. Правда, через три дня решение свое переменили, но об этом позже…
Я подошел к китайской делегации. С переводом мне помогал сотрудник международного отдела Всекитайской федерации молодежи Ши Тяньчи. Русский язык он учил пять лет во время учебы в Москве, сейчас, как и все остальные, живет и работает в Пекине. Честно признаться, я мало что знаю о Китае, его внутренней политике и укладе жизни, поэтому мои вопросы наверняка звучали наивно.
— Правда ли, что у вас вся идеология подчинена борьбе за коммунистические идеалы?
— Нет, неправда, — ответил Ши Тяньчи. — У нас несколько партий, все они независимые. У нас демократия.
— Да, — ответил он слегка с вызовом, и я поторопился сменить тему.
— В вашей стране живут почти полтора миллиарда человек, у вас самая многочисленная армия на земле — не возникало желания мир завоевать?
— Китайцы — очень миролюбивый народ, мы никогда не думали об этом. Да и зачем нам потом кормить столько пленных?
Заместитель редактора отдела новостей газеты «Китайская молодежь» Ди Дохуа поинтересовался, какой тираж у «Республики Башкортостан».
— Более 20 тысяч экземпляров в день, — ответил я. — А у вас?
— Миллион, — с улыбкой сказал заместитель редактора, — тоже в день.
— Однако, — возразил я, — у вас газета на всю страну, а у нас только на республику. У вас население — почти полтора миллиарда, у нас — четыре миллиона.
Ди Дохуа признал мою правоту. Потом мы друг другу пожаловались, что люди газет читают мало, информационное пространство все больше захватывает интернет. У них, как оказалось, тоже с этим проблемы.
День второй. Дворники, хиджаб и Роберт Юлдашев
В девять утра участники форума встретились с главой администрации Уфы Иреком Ялаловым. Почти все иностранные журналисты — в возрасте до 30 лет, поэтому их в основном интересовали вопросы, касающиеся молодежи.
— Мы позиционируем себя как город, комфортный для жизни, — сказал Ирек Ялалов. — Вы наверняка заметили — основную часть города занимают парки и скверы. Недаром Уфа считается одним из самых зеленых городов России.
Говорил мэр и об инвестициях.
— Мы хотим, чтобы бизнесу было удобно развиваться в нашем городе, и стараемся создавать для этого все условия. В этом году, например, инвестиции в Уфу впервые превысят 100 миллиардов рублей. На эти средства возводятся перинатальный центр «Мать и дитя», онкоцентр, спорткомплекс в парке Гафури, несколько частных бассейнов, торгово-развлекательный комплекс «Планета» с аквапарком, несколько отелей мирового уровня.
Сотрудник Киргизского телеграфного агентства Аскарбек Эркебаев поинтересовался вакансиями для молодежи. Ирек Ялалов ответил, что с этим не все так радужно.
— У нас дефицит рабочих кадров. Приведу один пример — мы выделяем жилье дворникам, но молодежь в дворники не идет, она хочет сидеть в офисе.
— Строится ли жилье специально для молодежи? — спросила корреспондент таджикского телеканала «Джахоннамо» Ойгул Одинаева.
— Вы прекрасно понимаете, что государство не имеет сегодня возможности строить и раздавать квартиры бесплатно, — ответил глава администрации. — Другое дело, надо сделать жилье доступным по цене. А для этого нужно наращивать жилищное строительство. Уфа сегодня в тройке самых строящихся городов России.
Ирек Ялалов рассказал, что в этом году было сдано 100 тысяч кв. метров социального жилья, которое продается по цене 30 тысяч рублей за «квадрат».
— Эти квартиры не выходят на рынок, а распределяются среди участников государственных, в том числе ипотечных программ, — пояснил мэр.
Председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин лично провел экскурсию по мечети «Ляля-Тюльпан». Особенно это было интересно для журналистов из Узбекистана.
— В нашей стране женщинам запрещено входить в мечеть, поэтому я впервые в доме Бога, — призналась сотрудница узбекского холдинга «Даракчи Плюс Медиа» Элина Рустамова.
Корреспондент телеканала «Астана TV» Маржан Султанбаева рассказала, что в Казахстане в последние годы появилось множество девушек, одетых в хиджабы. Причем они закутываются в эти одежды с ног до головы, оставляя открытым лишь лицо. И по ее мнению, это всего лишь дань моде и ничего общего с религиозностью не имеет.
Талгат Таджуддин с ней согласился:
— То, что вы описали, — это по сути паранджа. В Коране сказано, что паранджу имели право носить лишь жены пророка Мухаммеда. Правоверной мусульманке достаточно надевать закрытое платье, чтобы не отвлекать верующих от молитвы. Раньше в Башкирии женщины не носили хиджаб постоянно, лишь во время хаджа. Не нужно быть фанатиком, не нужно ходить в парандже и не вылезать из мечети, если у вас недоброе сердце — это не поможет. Мечеть — это не жилище Бога, потому что Аллах — он везде: и наверху, и внизу, и впереди, и сзади, и слева, и справа. Ему не нужны молитвы и ваши намазы, он смотрит на ваши деяния.
— Мусульманин должен иметь четыре жены... — продолжила Маржан.
— Это вы утверждаете, что именно «должен»? — с улыбкой перебил ее Талгат Таджуддин.
— Нет, так в Коране сказано же… — растерялась девушка.
— Нет такого в Коране, — мягко объяснил ей верховный муфтий. — Мужчина должен осознавать ответственность, которая ложится на его плечи даже с одной женой. Он может, подчеркиваю, может, но и то там куча условий, взять в жены до четырех женщин, но это очень ответственно. И если мужчина боится, что не сможет быть справедливым между женами, ему стоит жениться всего один раз.
Яркими и образными были высказывания Талгата Таджуддина о браке. Например, он заявил, что предназначение жены — в любви и ласке, а вовсе не в домашней работе.
— Женщина вообще может ничего не делать по хозяйству, не для того ее создал Аллах, — сказал он. — Ее должен содержать и обеспечивать муж, раз взял в жены. Если супруга готовит обед, убирается, стирает — она каждый день будто бы строит мечеть! Вот такова тогда ее заслуга перед Богом.
Девушки были очень довольны этими словами верховного муфтия, а мужчины слегка побледнели и попрятали глаза…
В конце дня всех ждал концерт Роберта Юлдашева, его группы «Курайсы» и ансамбля песни и танца «Мирас». Народные танцы и композиции прославленного исполнителя на национальном инструменте никого не оставили равнодушными: жители среднеазиатских республик, Китая и российских городов-миллионников снимали выступления на телефоны, айпады, планшетники и фотоаппараты и моментально выкладывали в интернет, чтобы соотечественники тоже могли оценить концерт.
День третий. Помидоры, мёд и 45 подружек
Утро следующего дня началось в совхозе «Алексеевский». Гости узнали, что его сельхозпродукция идет в Москву, Екатеринбург и другие города. Здесь выращивают огурцы, помидоры, салат, грибы, баклажаны, перец, землянику, цветы, причем в промышленных масштабах.
— К сожалению, в Башкирии наша продукция представлена слабо, — сообщила главный агроном тепличного хозяйства Эльвира Ямалеева. — Цены перебивают торговцы из Армении, Греции и других стран. Наши продукты, в отличие от заморских, экологически чистые, что, естественно, влияет на цену. Но потребитель голосует кошельком.
На ферме журналисты смогли попробовать катык, ряженку, кефир, молоко, сыр и творог. Ди Дохуа признался, что в Китае в связи с особенностями культуры молоко пьют мало.
— Думаю, нужно это исправить, — смеется он. — Мне вот сметана очень понравилась!
Сельскохозяйственная тема была продолжена на «круглом столе» с молодыми фермерами и в республиканском центре народной медицины и апитерапии. Вкус меда настолько понравился гостям, что они приобрели более 50 кг продукта. Девушки купили косметику на основе меда и экстракта прополиса, а исполнительный директор Центра информации «Лянлэпэнь» Ма Тинтин приобрела аж 45 флаконов этой самой косметики.
— Для подружек, — объяснила она.
Вот тогда я и почувствовал масштабы наших стран: ну сколько ты возьмешь для родных и знакомых? Десять, максимум двадцать штук, но не 45 же… И это только наверняка для самых близких подруг.
Уезжая, участники международного форума поделились своими впечатлениями о столице Башкортостана. Например, корреспондент узбекского журнала «Леди» Римма Сабирджанова отметила в первую очередь гостеприимство местных жителей.
— Моя бабушка из Башкирии, — призналась она, — она часто нам рассказывала, какой это красивый край, какая замечательная и величественная Уфа. Мы всегда слушали ее с придыханием, и я очень рада, что мне посчастливилось наконец-то побывать в городе своей мечты.
Поддержал ее и генеральный секретарь Союза СМИ университетов Китая Ван Синьсинь, который тоже получил заряд позитивных эмоций.
— Только народу у вас маловато, — улыбается парень, — по сравнению с нами.
А его соотечественник Ди Дохуа даже выучил несколько слов по-русски:
— Девушка! Спасибо! Да! — произнес он без запинки.
А вот политический обозреватель радио «Казак радиосы» и газеты «Алаш Айнасы» Жаркын Жумадилов из Казахстана пожалел, по его словам, что опрометчиво дал обещание вице-премьеру не воровать наших девушек.
— После трех дней в Уфе ваши девушки мне кажутся самыми прекрасными, — отметил он.
Журналистки из Таджикистана Ойгул Одинаева и Фарзона Хочаева признались, что буквально влюбились в Уфу.
— Наша республика тоже очень красивая, но из-за войны восстановление идет медленно, — с горечью заметили девушки. — Надеемся, что Душанбе всего через несколько лет тоже сможет похвастать такой архитектурой и зданиями, как ваш город.
Для республики и города прием журналистов тоже стал своеобразным экзаменом. Это сейчас их было двадцать человек, а через два года ожидается в 50 раз (минимум) больше.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Главные задачи организации — укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем эти государства, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.
БРИКС — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Их взаимодействие, в первую очередь в Совете безопасности ООН, становится все более важным фактором укрепления стабильности в мире. Участники объединения исходят из того, что мировое сообщество при решении конфликтов должно опираться на политико-дипломатические, а не на военно-силовые методы.
— Самое главное в таких делах — республика нарабатывает компетенцию «Быть принимающей стороной многостороннего международного мероприятия». Как верстать программу, чтобы твои гости были веселы или хотя бы оживленны, чем их развлечь, увлечь, каким языком разговаривать и на каком языке.
Я бы сказал, что весь наш имеющийся опыт «Аэропорт — Алексеевка — мед — гостиница — Конгресс-холл — кумыс — аэропорт» может не выручить. Нам всем придется помогать команде Сагитова, поскольку тут даже не наш местечковый патриотизм, а за державу отвечать будем в 15-м году.
Эти странные, разные и беззащитные люди не в Уфу же приедут, а в Россию. Мы хорошо научились встречать-провожать гостей в режиме «конвоирования», я вот немного беспокоюсь за «openspace», ну, то есть надо так настроить среду и инфраструктуру, чтобы гости как бы сами оказывались в нужное время в нужном месте. Это и таблички, и транспорт и «мягкий» график. Я бывал на паре таких мероприятий. Больше всего понравилось, как было на медиа-саммите, который проводил ИТАР-ТАСС в качестве оператора. Там все было естественно, свободно и разумно. В общем, я против чтения лекций гостям.