Древнее село Усень-Ивановское, с какой точки ни смотри на него, влюбляет в себя с первого взгляда. Крепко, широко встало оно когда-то и укоренилось на пологом берегу бывшего барского пруда, посреди дремучих лесов. От старинной старообрядческой церквушки, что в самом центре села, веет такой уверенной силой, что поневоле забываешь все свои тяготы и невзгоды. Дух захватывает, сердце начинает биться по-иному, и — кто б ты, путник, ни был — хочется плакать и смеяться одновременно.
Наверное, что-то похожее испытывала и Марина Цветаева, приехавшая в Усень-Ивановское со своим будущим мужем Сергеем Эфроном летом 1911 года.
Магия у этих мест необыкновенная
Здесь, в селе, до революции была кумысолечебница, куда приезжали лечиться люди со всей России. Марина Цветаева и Сергей Эфрон сняли в Усень-Ивановском квартиру на улице Нижней, у селян Квашниных.
«Дорогая Лиленька, — пишет Цветаева в одном из своих писем сестре будущего мужа, — Сереженька здоров, пьет две бутылки кумыса в день, ест яйца во всех видах, много спит, но пока еще не потолстел. У нас настоящая русская осень».
— Местный мальчик Василий Гнусин, или Василек, как называла его Цветаева, стал их проводником по окрестностям. Вместе они катались в лодке на барском пруду. Ходили в лес, на выруба, часто бывали на Девичьем роднике, где Марина читала свои стихи, — рассказывает Татьяна Пыжьянова, директор местного литературно-художественного музея Марины Цветаевой.
Уехав, Марина написала Васильку в письме стихотворение, где описывалась красота уральской природы. Но в 1921 году дом Гнусиных сгорел, и письмо это было утеряно. В 1972 году, будучи уже старым и больным человеком, Василий Сергеевич Гнусин увидел в журнале «Крестьянка» портрет Цветаевой, узнал ее, а затем рассказал своей дочери все, что помнил о своем общении с великой поэтессой. Дочь записала отцовский рассказ в тетрадь. Именно эта запись и помогла впоследствии установлению цветаевских мест в наших краях.
Одним из таких мест стал родник, еще в стародавние времена прозванный Девичьим. С недавних пор — лет двадцать всего как — стали его в народе величать Цветаевским. Местное население верит в легенду, что если влюбленная пара придет на родник и выпьет ключевой воды из него — то никогда уже не расстанется, а любовь и семейное счастье навеки поселятся в их доме.
— Конечно, у староверов и тогда были, и сейчас остаются очень строгие нравы. Во всякие сказки они не верили, грех это, по-ихнему. Но и у них девушки старались привести своих возлюбленных на родник и напоить там водичкой. И вроде как помогало. Да и в наше время таких случаев — великое множество. И парами туда ходят, и свадьбы на родник приезжают обязательно. И вот что удивительно, нет на моей памяти таких случаев, чтобы кто-то потом развелся, разбежался. То ли действительно вода так действует, то ли чувства у всех такие крепкие, — улыбается Татьяна Пыжьянова.
О Цветаевой и ее жизни в Усень-Ивановском директор сельского музея может говорить часами. Экспозиция же в самом музее крайне небогатая, вещей, которые принадлежали когда-то великой поэтессе, здесь нет. Но странное дело, несмотря на скудость интерьера и невзыскательные картинки-росписи на стенах, кажется, что сама Марина Цветаева была здесь совсем недавно. Я же говорю — магия какая-то.
Для родника и музея появятся деньги
Вообще, с музеем творится какая-то непонятная история. Раньше он располагался в старинном особняке на взгорке возле села. Сейчас там лесничество. На вопрос, почему так, Татьяна Пыжьянова только вздыхает и рассказывает что-то о федеральных законах и федеральной собственности. Но туристы, многие из которых как паломники приезжают в эти края каждое лето, все равно почитают этот особняк как Цветаевский. Тем более что и памятник — самый первый памятник Марине Цветаевой в мире, кстати, — находится именно тут.
Есть в Усень-Ивановском и улица имени великой поэтессы. На ней, в самой середке, там, где раньше находился дом Квашниных, стоит с любовью сколоченный местными умельцами из подручных материалов стенд с памятной доской. На это место также приезжают взглянуть поклонники творчества Цветаевой. От прежнего дома, где квартировали Цветаева и Эфрон, ничего не осталось, но даже просто постоять там, где ступала когда-то нога Цветаевой, — для многих благо.
Вообще, почти все, что связано с именем Марины Цветаевой в этих краях, делается силами энтузиастов. Они сберегают и обустраивают Цветаевский родник, пытаются пополнять экспозицию музея новыми изданиями стихов Цветаевой, сами пишут песни и слагают стихи о той, для которой поэзия стала всем смыслом земного существования.
А недавно на этой земле зародилась еще одна народная инициатива. Наши коллеги из газеты «Белебеевские известия» провели в прошлом году возле легендарного родника цветаевский костер. Выяснилось вдруг, что желающих приехать и почитать стихи Цветаевой у костра нашлось великое множество. И в этом году, нет никакого сомнения, их будет еще больше. Вот только извечная беда наша — дороги, ведущие в Усень-Ивановское, — оставляют желать лучшего.
Вопрос этот журналисты «Белебеевских известий» подняли на встрече с президентом республики Рустэмом Хамитовым и нашли у него полное понимание.
— Я думаю, что мы справимся с этой работой. Мы еще раз подумаем, как из Дорожного фонда выделить ресурсы, разместить их в государственном заказе и эту дорогу построить или привести ее в порядок. Обязательно это сделаем, — заявил президент и пообещал к предстоящему в 2017 году 125-летию Марины Цветаевой помочь с организацией в этих краях центра экологического туризма. И хорошо, отметил глава республики, что инициатива в данном вопросе идет снизу, от простых людей.
— Нам такого рода энтузиасты тоже нужны. И если есть эти люди, ради бога, я готов туда поехать, посмотреть и пообщаться с ними. Это самое легкое. И деньги — это самое легкое. А вот найти такого человека, который был бы действительно инициатором, мотором всего этого, сложнее. Так что давайте и таких людей искать. Я думаю, что даже, несмотря на дефицит, который у нас есть в бюджете, вот на такие благородные цели мы деньги должны находить, — подчеркнул Рустэм Хамитов.
Как проверить легенду про чудодейственную и благотворно влияющую на семейное счастье силу Цветаевского родника? Есть только один способ — найти семейную пару, которая испробовала это воздействие на себе. И такая пара в Усень-Ивановском нашлась. Супруги Бубновы, счастливо прожившие в браке 42 года, любезно распахнули перед нашим корреспондентом и журналистами ГТРК «Россия — Башкортостан» двери своего гостеприимного дома.
— Вы не смейтесь надо мной только, я по-деревенски говорю, нескладно, — с порога огорошивает хозяйка Анастасия Ивановна.
А ее супруг с какой-то всепроникающей смешинкой в глазах наотрез отказывается назвать свое отчество.
— Владимир, — представляется он.
— И все же? — пытаемся настаивать на своем, ведь разница в возрасте огромна, да и уважение к хозяйским сединам требует определенных рамок приличия.
— Зовите Володей, — хозяин непреклонен.
До 60 лет он работал на заводе «Автонормаль» в Белебее, а затем…
— Вызвали к начальству. Пиши, говорят, заявление. А здесь работы нет, — вздыхает Владимир.
Кормятся Бубновы тем, что дает им собственное хозяйство.
— Коровка есть, поросят летом держим, куры, земли двадцать пять соток, — перечисляет Владимир.
Есть излишки, их сдают. Ну и пенсия, конечно.
— Скучать на заслуженном отдыхе, стало быть, не приходится?
— О-о-ой… Какой скучать? — подхватывает хозяйка. — К нам за картошкой из самого Куйбышева, со школы-интерната, приезжают!
Кстати, Анастасия Ивановна в прошлой, допенсионной, жизни работала старшей медсестрой в белебеевской больнице. Не одну тысячу операций простояла она бок о бок с главным хирургом.
— Приходят к вам сейчас односельчане за помощью?
— Нет, не приходят. Нынче ведь очень много нового, много лекарств, с которыми я никогда раньше не сталкивалась. Сама-то я с ними справлюсь, литературу медицинскую читаю, но людям я ничего по закону и по совести советовать не вправе — я ведь пенсионерка уже.
— Анастасия Ивановна, а как вы с Владимиром познакомились?
— Это же деревня! — оживляется хозяйка. — Поначалу провожал меня вечерами один очень-очень хороший парень. И вот не знаю уж чем, но понравилась ему другая девушка, он ее провожать пошел. Ага, думаю, ну ладно — пошел и пошел. Оглянулась я и с Володей пошла. Сперва-то просто так все было. А потом, видишь, как повернулось — стали ходить вместе, и Володя однажды возьми и заяви: мол, жениться хочу. Я ему отвечаю, что не хочу замуж сейчас. А он снова свое гнет. Давай, говорит, попозже, и что сватанье он хочет на декабрь назначить. Я ответила, что подумаю. А подумав — согласилась. Отметили мы сперва, в декабре, «запойку» — так у нас, у простых людей, говорят. А в январе 1971 года — на Рождество — поженились.
— Свадьба была хоть куда! Достатка у нас особого не было никогда, но очень весело сыграли свадьбу. До сих пор соседи вспоминают — настолько всем понравилось.
— И на Цветаевский родник ходили с суженым?
— А как же! Мы вообще все праздники раньше там отмечали. Но про то, что вода в роднике такую силу приворотную имеет, мало кто слышал. Позднее уже, когда про Цветаеву выяснилось, узнали, что и вода не такая простая оказалась.
— Владимир, а на вас вода свое магическое действие оказала, не было размолвок между вами?
— Может быть, оказала, может быть, и магическое, — философски отвечает хозяин.
— Ой, да мы молодые-то, знаете, какие были? Характеры у обоих ого-го! — вновь подключается Анастасия Ивановна. — Иногда прикинешься дурочкой и вроде как не видишь, не слышишь ничего. Но нам ведь, женщинам, тоже охота свой верх взять! Всякое было между нами. И ругались, было — что уж скрывать? Но поругались, и тут же, гляди, палкой друг от дружки не отгонишь.
— Не жалели, значит, что замуж за Владимира вышли?
— А бывало, и жалела. Жизнь-то, она ведь такая — сегодня жалеешь, завтра не нарадуешься. Но Володя — человек очень хороший. Не скажу, что он меня очень сильно любит, но заботится крепко.
— Да куда она без меня! — сквозь улыбку говорит Владимир. И добавляет тихонько: — А я без нее?
Подробности проекта «Россия — путешествие во времени» — на сайте ufa.rfn.ru и resbash.ru.
Вся жизнь Бубновых — в альбоме с семейными фотографиями.
О Цветаевой и ее жизни в Усень-Ивановском Татьяна Пыжьянова может говорить часами.