Все новости
Cоциум
20 Апреля 2013, 13:52

Лишь бы поспоттить

Фотографов впервые пустили в святая святых — на взлётно-посадочную полосу уфимского аэродрома

Уметь грамотно поспоттить для фотографа — целое искусство.
Уметь грамотно поспоттить для фотографа — целое искусство.
Наверное, у многих были увлечения в детстве и, возможно, имеются и сейчас. Кто-то собирает марки, кто-то — этикетки от бутылок, третьи копят монеты, четвертые — исключительно статуэтки поросят. Но, оказывается, есть еще такой вид увлечений, как споттинг.
Споттерами называют людей, которые снимают самолеты. Википедия пишет, что споттинг — это особый вид хобби, ведение реестра самолетов, сопровождающееся фотографированием летательных аппаратов (от английского «spot» — увидеть, опознать).

Некоторые аэропорты пытаются бороться со споттерами: служба авиационной безопасности категорически не приемлет никого с камерой рядом с аэродромом и нещадно гоняет чужих.
Другие проводят специальные акции для любителей авиации, организуют наиболее выгодные точки съемки, возят по территории, пускают на взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки. Например, аэропорт Домодедово уже несколько лет проводит регулярные споттинги, на которые собирается уйма народу. Еще бы — попасть на поле простому человеку практически невозможно.

Международный аэропорт Уфа решил не оставаться в стороне и пошел навстречу российским споттерам. Правда, изначально не все было гладко.

Идейный вдохновитель плейн-споттинга Ксения Сенюшкина рассказывает, что организовать его было сложно: аэропорт все тянул резину и не очень хотел, чтобы по аэродрому «шастали» посторонние, все-таки режимный объект.

— Пришлось подключить общественное движение «Молодая авиация», — объясняет Ксения. — С его помощью мы получили разрешение.

По ее словам, информация о том, что в Уфе пройдет споттинг, буквально взорвала споттерское сообщество. Моментально со всей России в башкирскую столицу полетели заявки, но из-за того, что аэропорт установил квоту, многим пришлось отказать. В итоге пропуск получили 50 человек, среди которых профессиональные фотографы, журналисты, блогеры и просто увлеченные люди. География разнообразна — Екатеринбург, Миасс, Тольятти, Челябинск, Самара.

Юрий Мезенин приехал из Тольятти.

— Специально сегодня прибыл, — говорит он. — Как только прочитал в интернете, что Уфа такое дело устроила, сразу — билет на поезд, и вот, через восемь часов я здесь.
Юрий не пропускает практически ни одного российского споттинга. Это главное увлечение его жизни. А работает он… простым слесарем на заводе.

— Был в разных аэропортах — московских, в Ульяновске, Самаре и других, — продолжает Юрий. — Кому-то нравятся красивые машины, мне же — красивые самолеты. Это особый адреналин, даже сам звук авиационных двигателей мне по душе. Особенно радуюсь, когда удается поймать в кадр какой-нибудь редкий самолет.
Юрий с детства увлекался авиацией, собирал модели, ходил в кружок. К сожалению, детской мечте о небе не суждено было осуществиться, но она трансформировалась вот в такое своеобразное хобби.

— Скоро в Самарском аэропорту будет похожее мероприятие, — делится планами Юрий, — жду не дождусь его. Хотя надо признать, что тамошний аэропорт все же поменьше уфимского в смысле трафика, количества рейсов.

Как мне объяснили уфимцы Андрей и Антон, споттеры — это не однородная масса, они делятся на так называемые категории в зависимости от поставленных целей и способов их достижения.

— Нас до этого никогда не пускали на территорию местного аэропорта, — рассказывают ребята, — а снимать хочется. И вот что мы делали — грузили в багажник камеры, набор объективов и фильтров, а также стремянку. Она нужна для того, чтобы быть ближе к небу и в деталях запечатлевать взлетающие самолеты. Ездили вокруг аэропорта по нескольку часов, искали точки съемки, ведь нужно понять, где происходит взлет, а где посадка самолета. Также нужно выбрать интересные ракурсы и не попасться на глаза охранникам.

— Часто приходится машину использовать в качестве прикрытия, — смеется Андрей, — сидим в авто, слушаем по рации, что такой-то борт заходит на посадку. А у нас уже готова камера, выставляем нужный фокус, выходим, быстренько снимаем и прячемся обратно.

Антон считается мастером художественной фотографии. По его словам, фото тоже делятся на виды:

— Я снимаю художественные фотки, то есть ищу интересные ракурсы. Главное для меня — красивая картинка. Есть еще реестровые фотографии, которые делаются со стандартных точек — это, например, вид лайнера сбоку, когда можно различить бортовой номер самолета. Для таких фотографов важно показать, что такой-то лайнер был в такое-то время в таком-то месте.

Пока мы беседовали, остальные споттеры вовсю наслаждались свободой, которую предоставил им уфимский аэропорт. Кто-то лежал на полосе, чтобы сделать удачный кадр, кто-то залезал на вышки, чтобы не упустить прилет самолета.

За пять часов мы объехали и обошли практически всю территорию, побывали на ангарной площадке, в ангаре частных самолетов, на авиационно-технической базе одной из авиакомпаний, где чинили Ту-154, на торцах взлетно-посадочных полос, на центральной рулежной дорожке и других местах, куда не ступала нога фотографа.

Седые мужчины и юные девочки с камерами наперевес щелкали и щелкали, делая эксклюзивные снимки. Удалось запечатлеть взлет и посадку АН-24, Ту-154, Ту-134 и даже Боинга-737.

— Полагаю, что сегодняшнее событие удалось, — устало заключила Ксения Сенюшкина, — мы все надеемся на дальнейшие встречи с аэропортом, для чего приложим все усилия. У нас в планах ночной и утренний споттинг, в свете сигнальных огней полосы. Это вообще невероятное зрелище.

Как признались споттеры из Челябинска, дружба с пресс-службами аэропортов, которые курируют такие акции, — это личное дело каждого. Ребята признаются, что даже без помощи пресс-служб они знают множество мест, где можно поснимать. Но даже те, кто предпочитает лазить по окрестностям в поисках лучших ракурсов, приглашениями на официальные мероприятия никогда не пренебрегают — все-таки смотреть на самолеты в непосредственной близости куда интереснее.
Читайте нас: