Все новости
Cоциум
14 Марта 2013, 16:06

Фотоегерь выходит на тропу

Уникальные фильмы о дикой природе лежат на полке

Александр Подмарев в «наряде лешего».
Александр Подмарев в «наряде лешего».
Александр Подмарев бережно извлекает диск из видеоустановки. Между тем увиденное только что на экране продолжает будоражить. Мы посмотрели фильм «Агашкино болото» — один из 22, снятых Александром в окрестностях Николо-Березовки. Все они посвящены дикой природе и животному миру этих краев.
Встретиться с режиссером, оператором, автором и исполнителем текстов в одном лице удалось не сразу. Работает Подмарев без выходных: с понедельника по пятницу — электромонтером связи, по субботам и воскресеньям — егерем в охотничьем хозяйстве. Успевая при этом совмещать свои обязанности с киносъемками. И пусть мой собеседник — самоучка, как сам себя величает, человек он на этой стезе отнюдь не случайный.

Первые шаги пришлось сделать еще в молодости. Именно пришлось — новобранцев Тихоокеанского флота спросили прямо: кто умеет фотографировать? Подмарев сделал шаг вперед и получил во владение фотоаппарат с заданием фотографировать любые объекты по курсу корабля. Были в хозяйстве и две кинокамеры, допотопные по нынешним временам, но сослужившие безусому призывнику добрую службу. На ходу освоив их, Александр снял погружение новейшей тогда американской подлодки «Трайдент» с ядерными боеголовками на борту. И получил за это отпуск домой.

После службы кино как-то на второй план отошло. В свободное время все больше охотой увлекался. Ходил и на крупного зверя, и на боровую дичь. Вешалка из лосиных рогов в прихожей и чучело глухаря — тому свидетельства. Только вот зрение начало пошаливать с годами, все чаще стал не наповал разить, а ранить зверя. И осознание пришло: животные перед людьми бессильны. У них нет оптических прицелов и приборов ночного видения, преследуемый на снегоходе кабан или заяц шансов спастись не имеет. А с победным маршем рыночных отношений появилась на прилавках аппаратура, о которой прежде и мечтать не приходилось. И сменил он ружье на видеокамеру. Вскоре и вовсе егерем стал. Опасных приключений хватает. Браконьеры на него и оружие поднимали, и с острогой бросались. Но флотская закалка — вещь непреходящая.

— Знаете, куда интереснее изучать и снимать повадки животных, чем стрелять в них, — говорит Александр Подмарев. — Особенно люблю снимать на видео и фотографировать хищных птиц. Запечатлел, например, полный цикл от закладки гнезда до выведения птенцов ястреба-тетеревятника. Или глухариный ток — с вечера до утра в скрадке сидеть пришлось.

Уточним: скрадок — умело замаскированное убежище фото- и видеоохотника. Есть у Александра и «наряд лешего», надев который, превращается он в обычный листвой покрытый бугорок, в кочку, буквально сливаясь с ландшафтом. Сам изготовил. Между прочим, без такого наряда вряд ли заснимешь во всей красе зимородка — птицу во многом удивительную. Или стадо кабанов с поросятами — зверь этот очень чувствителен ко всему постороннему.

Подмарев и домашнюю студию свою «Скрадок» назвал. Теперь не один там орудует — шестилетний внук Артур, хоть и детсадовец пока, уже видеокамерой обзавелся, вместе с дедом «на охоту» ходит. Любимое время для съемок у них — весна, когда все в природе пробуждается. Планы на нынешнюю у деда с внуком наполеоновские. Хотя пока они их не озвучивают — секрет.

Одна неувязка, но очень серьезная: 22 удивительных фильма о родной природе лежат мертвым грузом в квартире Подмарева. По достоинству оценили их только друзья да родные. И школьники — на уроках в Николо-Березовке эти видеоматериалы идут на ура. Не надо быть экспертом, чтобы заявить однозначно: заслуживают они куда большего внимания. Интересовалось, правда, телевидение Нефтекамска, да эфирного времени у него маловато. Получается, работает «Скрадок» вхолостую, только своему создателю на радость. Хотя сам он готов этой радостью со всеми поделиться. Самое обидное — полностью законченные фильмы, несущие массу интересной информации, уже готовы и только ждут своего часа. И своих зрителей, которых наверняка немало сыщется.

P. S. Мой маленький сын, придя из детсада, первым делом просит включить телеканал о жизни животных. Их немало сейчас — и российских, и заморских. Так вот, он запросто отличит, скажем, леопарда от ягуара, аллигатора от нильского крокодила. Но вот угадать, где зимородок, а где дрозд, сумеет разве что случайно. И уж точно не ответит, почему у кабанов шерсть порой имеет «камуфляжный» — пятнистый окрас. Впрочем, автор и сам только из фильма Александра Подмарева узнал, что это — следствие скрещивания с домашними свиньями. Просто он умеет увидеть то, чего не замечаем порой мы. Талант особый, согласитесь.
Читайте нас: