По стереотипу, навязанному нам телеэкраном, успешная женщина — это некая бизнесвумен в роскошных мехах, небрежно затягивающаяся сигареткой и касающаяся холеными пальчиками руля дорогой иномарки. Или короткостриженая мадам, в голосе которой слышится дребезжание гусениц танка, норовящего раздавить всякого, кто случился на пути. Главный редактор радио «Юлдаш» Танзиля Ульмясбаева — успешная женщина. Но секрет ее успеха, пожалуй, в том, что она прекрасно чувствует себя на своем месте и умеет заражать своим азартом, любопытством к окружающему миру своих коллег.
— Выбор профессии определяет дальнейшую жизнь. Как это случилось у вас?
— Почему я пошла в журналистику? Да потому что очень любила слушать. Слушать интересных людей, узнавать об их судьбе и переводить все это на бумагу, а потом донести до людей. В школе я безумно любила писать сочинения. Тогда и тетрадей-то было немного. А у меня одно сочинение — одна тетрадка.
Еще одна страсть — чтение. Сама я говорить не люблю — больше люблю слушать.
В журналистику пришла в 1988 году, а до этого училась сначала в мраковской школе
№ 2, год отработала в районной газете. Потом три года отучилась в БГУ, училась, никого не трогала. А после третьего курса трех студентов и неожиданно меня забрали в Москву. Думаю, это судьба — я, вроде, ничем не отличалась от других. Следующие три года я училась в Московском госуниверситете на факультете журналистики. Вы-
училась на газетчика.
А в Уфе работы для меня не нашлось. Только посоветовали: «Сходи-ка ты в телецентр, может быть, там пригодишься». И пригодилась я журналистке Шауре Гильмановой, которая мной, оказывается, уже интересовалась. Мной и моим московским дипломом: а кого же и как готовит Москва? Тут пришлось ощутить все прелести «подопытного кролика»: во-первых, писала я на башкирском языке, а передачи нужно было готовить сразу на двух языках. Журналиста ноги кормят: побегать пришлось немало. Тогда первым секретарем был Равмер Хабибуллин, постоянно организующий всероссийские семинары. По товарам народного потребления, например. А я? Впервые в жизни увидела, что такое работа на радио изнутри. Не знала, что такое техника речи, не умела пользоваться «семеркой» — это тогдашний диктофон, весящий пять килограммов. А я худенькая, с «семеркой» наперевес, стараюсь успеть за Хабибуллиным. И быстро выдать все в эфир. Этот репортаж, считаю, завалила по полной. Половину записала, половину — нет. Как мучилась, собирая все это в кучку.
Но вообще выезды любила: со скорой помощью в ночные рейсы, в морги даже, на вокзалы. Интересно мне было все! Кроме, пожалуй, первого материала — о республиканской библиотеке. Я просто не знала материала, не была готова, времени не было. Репортаж мне не понравился, был какой-то сырой.
— Есть в журналистике, по-вашему, мужские и женские темы? Это я к тому, что вы возглавляли с 1995 года общественно-политическую редакцию.
— Да, политика, действительно, тема мужская. Почему за нее взялась? Опять-таки было интересно слушать мужчин: как они живут, как мыслят.
Да и время было интересное. Для творцов. Можно было писать все что угодно, и по рукам не получали. Да еще менялось все так быстро. А времена перемен всегда притягательны. Во всем остальном был застой, а в политике все бурлило. Именно туда и попала я — человек, который не любит стоять на месте.
— Как случился переход от политических материалов к информационно-развлекательному каналу «Юлдаш»?
— А я никуда и не переходила. И сегодня в этой же политике. А канал вовсе не развлекательный — представление о нем у многих неверное. Таким он был, только когда начинал свою работу. Сегодня это полноценный информационно-музыкальный канал в формате «Маяка». Информационные блоки, аналитические программы, политика, публицистика и, конечно, развлечения, конкурсы, шоу-проекты.
— Насколько знаю, вашими стараниями был успешно запущен региональный конкурс самодеятельных исполнителей «Юлдаш йыры».
— Это единственный в республике конкурс самодеятельных исполнителей. До 2000 года ими занимались все — и министерство культуры, и радиостанции, и телевидение. Сейчас это направление искусства развивается стихийно, в то время как именно самодеятельные исполнители — костяк национального искусства. Мы открываем новые имена, следим за их судьбой, не даем пропасть в безвестности, бросить то, для чего их судьба предназначила. У многих из них просто нет возможности раскрыть, показать себя, прежде всего, речь идет, конечно, о средствах. Они вроде как нужны, а как им себя проявить, кому показать, кто их возьмет под свое крыло?
Конкурс еще молодой, проводится всего в четвертый раз, но уже получил широкую известность, участников много — из Сибири, из Италии даже: это молодой человек из нашей республики, уехал туда работать, но услышал о конкурсе и решил поучаствовать. Многие прежние участники уже встали на ноги: Артур Шугаибов из Учалинского района, например, учится в Казани — будущий исполнитель, Ильдар Жамалов из того же Учалинского района получил Гран-при на международном конкурсе «Урал собирает друзей».
— Женщина-руководитель всегда вызывает интерес: как это у нее получается? Демократия, обаяние, жесткая рука? Как вам удается успешно возглавлять ваш коллектив?
— Никогда не думала, что буду руководителем. Мне нравится все делать самой, я не люблю большие компании. Опять-таки вмешалась судьба: внешне я выгляжу сильной. Внутри я другая. Эта обманчивость и привела меня в руководители.
Кроме того, одно из главных свойств хорошего руководителя — умение делегировать обязанности. Если этого нет — он тянет все сам на себе, работает один. Это не руководитель. А коллектив чем тогда занимается? У всех должны быть свои обязанности, о выполнении которых сотрудники должны уметь докладывать. И при этом руководитель должен распределять обязанности соответственно характеру, качествам, возможностям человека. Если он не умеет писать репортаж, зачем ему это делать? Может быть, это гениальный продюсер.
— С 2000 года вы десять лет вели курсы радиожурналистики в БГУ. Какие нынче студенты — есть ли чему у них поучиться или их еще учить и учить?
— С национальной радиожурналистикой в республике проблемы. У нас нет ни одного учебника. Нужно ставить технику башкирской, татарской речи. Мы учимся по учебникам на русском языке, а это неправильно. Радиожурналистов мы готовим на своей радиостанции.
А вообще нынешняя молодежь мне нравится: то, что они сами приходят к нам, ищут работу, говорит об их незакомплексованности, деловитости, элементарной смелости. Они ищут себя. Они уверены в себе, в отличие от нас. Но эта уверенность иной раз перерастает в самоуверенность. Балансировать на грани они еще не умеют — передозировка получается. И, как ни странно при такой деловитости, — молодежь ленива. Есть желание что-то сделать, но сделать потихоньку-полегоньку, особо сил не затрачивая. Темой нужно владеть — этому тоже нужно учить журналистов. Чтобы нам не было за них стыдно. Нам никогда не нужно выпячивать себя на первый план, мы — не звезды экрана, профессия другая. Мы должны служить своей аудитории, быть не на первом плане, на втором или третьем. Вот твой герой, вот твоя тема — этим и занимайся, а не собой.
— Это слуга своего слушателя, читателя, зрителя. Неленивый, самокритичный, образованный, владеющий конкретной темой, которой он занимается в данный момент, честный, добросовестный. И еще — если что-то не получается, лучше не писать вовсе, чем стараться что-то выжать из темы.
— Ежегодно две-три программы канала «Юлдаш» становятся победителями во всероссийских и международных конкурсах. Что, по-вашему, выделяет их на фоне программ других радиостанций?
— Эти победы — показатель того, что уровень нашего профессионализма соответствует международным стандартам. У нас очень много интересных креативных программ, которые на русском языке слушались бы также с большим интересом. Журналист радио «Юлдаш» — человек ищущий и находящий тему, интересную слушателям.
— Как же удается совмещать руководство каналом, семью, да и воплощение своих собственных задумок?
— Я просто работаю, живу и получаю удовольствие от того, что я делаю дома и на работе. Наверное, поэтому все удается. Все получается — хорошо, не получается — работай дальше. Неудачи делают меня только крепче.
— А что интересует ваших слушателей больше всего?
— Конечно, сводки нашей капризной погоды, чаще хотят слушать в эфире поэзию, какие-либо художественные произведения, постановки, хорошие песни, причем, желательно, народные. Попса давно уже не интересует: слушатели говорят, что все это надоело. Сегодняшнюю аудиторию меньше всего волнует политика. На первый план выходят духовные ценности. В обществе все нормализуется. Все будет хорошо.
Танзиля Ульмясбаева — главный редактор радио «Юлдаш» ГУП ТРК «Башкортостан», начала работать на республиканском радио в 1988 году, сначала в качестве корреспондента, затем комментатора, в 1995-м возглавила общественно-политическую редакцию. Вела прямые репортажи с заседаний российского и башкирского парламентов. Под ее руководством вышла единственная пока книга по истории башкирского радио «Говорит Уфа». Журналисты канала регулярно проводят благотворительные акции, ведут шефскую работу над детским санаторием «Акбузат», где проходят курс оздоровления дети с диагнозом ДЦП. Танзиля Ульмясбаева — заслуженный работник печати и массовой информации республики, лауреат премии правительства имени Шагита Худайбердина.
Муж — Ахат Муртазин, диктор, народный артист Башкортостана. Вместе воспитывают сына Салавата и дочь Гузалию.