Новые правила работы службы скорой помощи взбудоражили население еще задолго до того, как стали применяться на практике. Насторожили они также и депутатов республиканского Госсобрания, которые провели заседание специально по этой теме. Целью «круглого стола» было выяснить плюсы и минусы нововведений.
Главная суть реформы — переход скорой помощи на одноканальное финансирование из фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Напомним, что далеко не все отнеслись к ней положительно, а известный российский доктор Леонид Рошаль вообще назвал этот шаг «большой человеческой глупостью». Медицинское же сообщество восприняло нововведение как попытку чиновников «снять» эту службу с бюджетного финансирования, еще больше урезав зарплаты врачей и фельдшеров, увеличив при этом их нагрузку.
Как бы там ни было, но с 1 января «скорая» стала руководствоваться новыми требованиями, однако, как заявил на совещании заместитель министра здравоохранения республики Александр Афанасьев, «опасения граждан необоснованны, скорая помощь как работала, так и будет работать». При этом он отметил, что вопросы финансирования имеют первостепенную актуальность, и переходу на новый порядок расчетов предшествовала подготовка в течение всего прошлого года. В частности, «были проработаны виды, порядок и нормативы объемов оказания медпомощи, а также вопросы финансирования и затрат».
Из этого явствовало, что пертурбации вызваны все-таки чисто денежными соображениями, и устоявшаяся десятилетиями практика отходит в прошлое. Таким образом, работа «скорой» просчитана до копейки, и оплачиваться она будет по «каждому завершенному случаю». То есть, по факту вызова, оказания помощи на дому или доставки пациента в больницу. Каждый случай заносится в реестр, который ежемесячно передается в территориальный ФОМС. А уже тот, в свою очередь, оплачивает медикам каждый вызов. Казалось бы, при таком раскладе все понятно. «Скорые» не только делают свое дело, но и больше других заинтересованы в том, чтобы их помощь стала оперативной и качественной. Однако камни преткновения здесь есть. Причем, как выяснилось, немало. «Бригады скорой помощи дежурят на каждом торжественном мероприятии и, как правило, без дела простаивают по три-четыре часа, — подчеркнул замминистра. — При этом ни о каком завершенном случае экстренной медицинской помощи нет и речи. А вот неоплачиваемый вызов есть».
И в самом деле, если по новым правилам ФОМС оплачивает только завершенные случаи, то как же быть с обязательными выездами на пожары, наводнения или другие форс-мажоры, где и пострадавших-то может не оказаться? А раз помощь никому не потребовалась, денег за эту поездку «скорая» тоже не увидит. Судя по высказываниям медиков, можно было предположить, что от практики таких дежурств они склонны отказаться и высылать бригады только в случае реальной необходимости.
Еще один вопрос, который рассматривали парламентарии, касался людей, не имеющих медицинской страховки. По словам заместителя директора территориального ФОМС республики Гузель Емасовой, к таковым сейчас относятся сотрудники силовых структур и МЧС. А еще бомжи и иностранцы, пребывающие на территории страны. Однако специалист заверила, что с оказанием экстренной медпомощи не будет проблем, поскольку новые правила предусматривают эти моменты. «В бюджет ФОМС заложено свыше двух миллиардов рублей, — сообщила она. — Почти вдвое больше, чем в прошлом году, и плюс к этому перечислены средства сверх базовой программы».
«Средства сверх базовой программы» — это и есть те деньги, которые ФОМС намерен платить службам скорой помощи за лечение неграждан России. В качестве примера был приведен случай на недавнем чемпионате мира по хоккею. Канадскому спортсмену понадобилась медпомощь, и, по словам главного врача уфимской скорой помощи Марата Зиганшина, он ее получил без всяких проблем. Правда, не уточнялось, был ли ему или его страховой компании предъявлен счет за вызов.
О силовиках и работниках МЧС, которые в плане медстрахования оказались в одной графе с бомжами, на заседании, однако, больше не упоминалось. Впрочем, и так было понятно, что без внимания «скорой» они не останутся. Еще одна графа расходов, на которую выделили «сверхпрограммные» деньги, — вызовы, связанные с социальными болезнями и психиатрическими заболеваниями.
Надо сказать, ранее проект одноканального финансирования скорой помощи уже проходил обкатку. «Пилотными» регионами были Калининградская и Тюменская области, где эта схема действует уже несколько лет. Однако сказать, что все прошло без сучка и задоринки — нельзя. В первую очередь проблемы возникали с идентификацией пациентов. Ведь для того чтобы оформить вызов и получить за него деньги, нужно взять паспортные данные больного. А что делать, если человек, которому требуется экстренная помощь, лежит без сознания посреди улицы, и ни паспорта, ни страхового полиса у него с собой нет? В таком случае не совсем понятно, как же взыскать с фонда деньги. Кстати, именно это обстоятельство породило массу слухов типа тех, «что без паспорта, дескать, «скорая» лечить больше не будет». По мнению Марата Зиганшина, это надуманные опасения. «Ни один врач не начнет с порога требовать у пациента документы, — пояснил он. — Помощь ему будет оказана в любом случае. И вообще, процедура вызова упростилась. Сейчас человеку достаточно назвать лишь фамилию, имя и отчество, а также полную дату рождения. Диспетчеру вполне хватит этих данных для оформления вызова. Ведь вся информация есть в общей базе, и ФОМС тоже имеет к ней доступ».
Судя по выступлениям участников заседания, особых проблем реформа вызвать не должна. Но исключать их тоже нельзя. Ведь сейчас система скорой помощи получила партнера, с которым ранее никогда не пересекалась. Это страховые агентства, и с ними службам скорой помощи еще только предстоит начать сотрудничество. А, как говорят специалисты, это неизбежно вызовет отдельные вопросы. Впрочем, в здравоохранении их хватает и без того. Ведь, как подчеркнула заместитель комитета Госсобрания по бюджету, финансам, налогам и вопросам собственности Римма Утяшева, более 40 процентов населения республики не вполне довольны качеством медицинского обслуживания.