Выселение жильцов из общежития Уфимского молзавода вызвало громкий общественный резонанс. Напомним, что на правах собственника предприятие продало его фирме «Стромакс УК», которое запланировало на этом месте строительство жилого массива и привлекло в качестве застройщика компанию «Жилстройинвест». Правда, расселением жильцов не озаботился никто, и поэтому они были крайне изумлены, когда месяц назад к общежитию подогнали бульдозер, а рабочие начали крушить здание, назвав этот процесс «демонтажом». Возмущение людей в расчет не принималось. Сотрудники «Жилстройинвеста» назвали свои действия «абсолютно законными», а все жалобы посоветовали адресовать не им, а руководству компании. В итоге жилье пришлось отстаивать, преграждая дорогу технике грудью. «Дети плачут, женщины кричат, а рабочие в это время «болгаркой» стены режут, — рассказывает участник событий Нажип Янгиров. — Пришлось встать живым щитом, и только после вмешательства прокуратуры разгром удалось прекратить».
Дело взяли на свой контроль и в городской администрации, однако судьба жильцов окончательно так и не решена. Часть из них согласилась покинуть квартиры за незначительные компенсации, остальные ждут решения своей проблемы. Как пояснили «РБ» в пресс-службе администрации Уфы, в конце августа представители муниципалитета, компании-застройщика и выселяемых жильцов обсудили вопросы расселения, однако кто конкретно будет заниматься этим, решит суд.
Как пояснили в прокуратуре Советского района, «Жилстройинвест» утверждает, что при проведении сделки обязательства по расселению взял на себя прежний владелец — Уфамолзавод. А Уфамолзавод утверждает, что еще в июне заключил с компанией «Стромакс УК» дополнительный договор, согласно которому расселять жильцов обязался новый собственник. Этот документ прежний владелец готов представить на повторном слушании в суде. После первого судебного заседания новому собственнику запретили демонтаж здания до полного расселения жильцов, сообщили в прокуратуре.
Пока бывшие и нынешние владельцы общежития перекладывают ответственность друг на друга, люди вынуждены жить в полуразбомбленном доме. И самое печальное заключается в том, что кардинально повлиять на ситуацию не могут ни прокуратура, ни городские власти. Ведь собственник вправе распоряжаться этим зданием по своему усмотрению, и закон на его стороне. Администрация поясняет, что «может только контролировать процесс расселения, но никак не принуждать к этому организацию — это запрещено законодательством». Тем временем застройщик намерен провести повторную инвентаризацию, чтобы уточнить фактическое количество проживающих и прописанных граждан, отметили в пресс-службе городской администрации. «Освобожденные комнаты планируется отремонтировать и использовать как складские помещения. Оставшиеся жильцы будут расселены по мере проведения переговоров с застройщиком», говорится в ответе горадминистрации.
Между тем некоторые юристы склонны видеть в этой ситуации намеренное раздувание скандала, который на руку застройщику.
— Можно предположить, что застройщик специально начал демонтаж помещения, не дожидаясь, пока оттуда съедут жильцы, — комментирует ситуацию руководитель юридической компании «Право+» Сергей Лобанов. — Ведь всеобщее возмущение заставит отреагировать городскую администрацию, которая будет вынуждена принять меры к урегулированию конфликта. И, следуя логике застройщика, вероятность того, что она сама займется расселением жильцов, тоже высока. В этом случае владельцу вообще не нужно тратить средства на решение проблемы, поскольку власть решит ее сама. Как показывает практика, в России такие случаи — не редкость.
Как бы там ни было, продажа общежитий вместе с жильцами становится весьма регулярной практикой. В частности, именно так были проданы восемь квартир в доме по Уфимскому шоссе, 18/5.
— По договору соцнайма мы поселились здесь еще в 1994 году, — рассказывает Татьяна Михайлова. — Однако наше предприятие — ЗАО «Баштепломонтаж» — приватизировало общежитие, ничего не сообщив об этом нам. Предприятие зарегистрировано в Москве, и приватизация квартир проходила там. Затем ЗАО стало продавать эти квартиры новым собственникам, которые теперь вынуждают нас покинуть наши квартиры и идти на улицу. Обращения в суды не дали никаких результатов.
Руководство предприятия не согласно с такой трактовкой проблемы. Как пояснила «РБ» заместитель директора предприятия Татьяна Ланкина, в свое время жильцам предлагалось выкупить эти квартиры у «Баштепломонтажа» в рассрочку на 10 лет. Сумма «выкупа» варьировалась в пределах 150 — 200 тысяч. «Этот дом строили сразу семь организаций еще в начале 90-х годов, — поясняет юрист ЗАО. — После завершения строительства наше предприятие получило около сорока квартир, большую часть которых жильцы успели выкупить. Остальные не захотели этого сделать и теперь винят во всем нас. Однако мы действовали абсолютно законно, поскольку суды никаких нарушений не нашли».
Сложившуюся ситуацию юрист объясняет правовым нигилизмом жильцов, живущих «в своем мире и не желающих принять рыночную действительность». Как она считает, именно поэтому они не стали выкупать квартиры, надеясь на государство. Однако за двадцать лет законодательство существенно изменилось, и «ничьей конкретной вины в создавшемся положении нет».
Что же касается жильцов, то они близки к отчаянию. «Законы работают против нас, — продолжает Татьяна Михайлова. — Согласно им, мы стали лишними людьми в родном государстве, и оно готово выбросить нас на улицу».
А между тем ее соседи по лестничной площадке вообще не знают, что такое жилищная проблема. «Эту квартиру мы получили от другой организации, — поясняет Ольга Васильева, — а затем она передала их муниципалитету. Сейчас мы планируем ее приватизировать. Думаю, проблем с этим у нас не будет, и на улицу нас никто не выгонит. По крайней мере, хотелось бы в это верить».
Продолжение темы — в ближайших номерах.