Первая почтовая авиалиния открылась 7 июля 1933 года по маршруту: Уфа — Белорецк — Стерлитамак — Баймак — Архангельское. Именно эта дата стала точкой отсчета в истории башкирской авиации. Не секрет, что сейчас авиационная отрасль в нашем регионе переживает не лучшие времена. После развала компании БАЛ не единожды предпринимались попытки создания нового авиапредприятия. Однако ни одна из них успехом не увенчалась. Зато Международный аэропорт «Уфа», хотя имеет опосредованное отношение к авиации (как обслуживающая ее структура), в последние годы развивается успешно и весьма динамично. Кроме того, старается беречь лучшие традиции авиаторов, которые сформировались в те времена, когда летный состав и аэродромные службы составляли единое целое. Итогам деятельности Международного аэропорта «Уфа» и перспективам его развития была посвящена пресс-конференция, в которой приняли участие генеральный директор Рамиль Тимиргазин, а также заместитель председателя Государственного комитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Андрей Быковский.
Было время, когда предприятие лихорадило от регулярной смены руководителей, в числе которых встречались люди малокомпетентные и не имеющие достаточного опыта работы в этой области. В коллективе наблюдалась нервозность из-за того, что не было уверенности в завтрашнем дне. Сейчас дела обстоят иначе. Уфимский аэропорт считается одним из лучших в Приволжском федеральном округе. Атмосферу, которая царит среди работников, можно охарактеризовать как стабильную и спокойную. Об этом же свидетельствуют цифры. По всем показателям наблюдается прирост порядка 9 — 10 процентов, а на международных направлениях — до 20 процентов. В прошлом году было перевезено около 1,7 миллиона пассажиров, за шесть месяцев текущего года — 852 тысячи человек, что на 50 тысяч превышает аналогичный прошлогодний показатель. В соответствии с программой развития аэропорта в этом году планируется проведение проектных работ, со следующего года начнется поэтапная реконструкция с расширением площадей и модернизацией инфраструктуры. В итоге будут объединены терминалы международных и внутренних авиалиний, их общая площадь составит 54 тысячи квадратных метров. Значительно увеличится и пропускная способность аэропорта.
Повышению качества обслуживания призван способствовать и месячник культуры, который начался 5 июля. Понятно, что персонал должен приветливо и любезно обращаться с пассажирами не только в специально отведенное время, а постоянно. И стремление к этому имеется, на предприятии принято жестко реагировать на грубость, а правило «клиент всегда прав» по-прежнему в ходу, как и наличие книги жалоб в каждой службе. Недовольные могут также оставить свое мнение на сайте или позвонить по телефону доверия.
Много внимания было уделено проблемам, связанным с автомобильной стоянкой на привокзальной площади. По мнению пассажиров и журналистов, бесплатного времени парковки на ней — 15 — 20 минут — явно недостаточно для того, чтобы встретить или проводить близких. Тем более, если рейс задерживается. Однако территория на привокзальной площади служит для того, чтобы высадить или забрать пассажиров с багажом. А в целях длительного ожидания при задержках вылетов есть альтернативная бесплатная стоянка на расстоянии трехсот метров от аэровокзала возле автозаправки «ЛУКОЙЛ». При той пропускной способности аэропорта, которая сейчас существует, ограничение нахождения на привокзальной площади спасает от заторов.
Определенное недоумение вызывает наличие как бы действующих местных аэропортов в Нефтекамске и Сибае. В свое время в них вложили значительные средства, хотя сразу было ясно, что в эти населенные пункты воздушным путем народ добираться вряд ли станет. И на пробных рейсах средняя загрузка не смогла превысить количества... двух человек. Это и неудивительно: наличие хороших автомобильных дорог, высокие цены на авиабилеты при низкой покупательской способности населения, а также редкие, нерегулярные полеты не способствуют популярности воздушного способа передвижения.
Не раз уже звучало, что добрую службу уфимскому аэропорту могло бы сослужить создание базовой авиакомпании. По словам Андрея Быковского, международные эксперты, разрабатывавшие концепцию развития уфимского аэропорта, именно это обстоятельство и назвали в качестве одного из главных критериев успешного развития предприятия. И специалисты не исключают, что оно — дело будущего.
Один из вариантов привлечения инвестиций в аэропорт, реконструкция которого требует сегодня вложения огромных средств, — это передача его в управление сроком на тридцать лет (без продажи). Управляющая компания должна быть выбрана на конкурсной основе. Уже сегодня наблюдается высокий интерес к этой инициативе.
Следующий год для гражданской авиации — юбилейный, восьмидесятый. И работники аэропорта надеются, что будет по этому поводу большой, красивый праздник для всех, кто любит небо и самолеты.