Чаще всего потерпевшими становились уфимские полицейские, а также сотрудники Ишимбайского, Альшеевского, Чекмагушевского, Дюртюлинского и Кигинского отделов внутренних дел.
В дежурную часть салаватского отдела полиции 3 марта поступило сообщение от жителя улицы Уфимской. Участковый Ильфат Тукумбетов в качестве Анискина отработал почти 9 лет, сразу понял, о ком идет речь. Проблемный молодой человек, который постоянно оказывается под чьим-то дурным влиянием. И на этот раз, когда участковый поднялся в квартиру, оттуда незнакомый парень уже выносил системный блок компьютера, а хозяин растерянно стоял на лестнице. Ильфат заставил их зайти в квартиру, где оказались еще двое незнакомцев. Втроем они попытались убедить капитана полиции, что пришли настроить приятелю компьютер, но тот уверял в обратном. Ильфат понял, что пора вызывать оперативно-следственную группу. И тут двое незнакомцев бросились на него с ножом...
С серьезными ранениями полицейский был госпитализирован. Как выяснилось впоследствии, с помощью того же ножа непрошеные гости до прихода участкового пытали потерпевшего. Следственным комитетом возбуждено два уголовных дела: по статье «применение насилия в отношении представителя власти», отделом полиции — «за разбойное нападение».
Спустя неделю потерпевшим по аналогичному уголовному делу стал коллега Ильфата из города Ишимбая. Вечером 8 марта участкового Николая Пономарева вызвали жильцы дома на улице Бульварной по поводу шума в одной из квартир.
— Разбираться пришлось на лестничной площадке, — вспоминает капитан полиции. — Я пытался вразумить пьяную племянницу хозяйки проблемной квартиры, когда меня сзади ударил чем-то тяжелым ее приятель. Я упал, и они оба начали бить меня ногами по голове.
Очередная попытка утихомирить другую пьяную компанию едва не закончилась трагично и для ишимбайского сотрудника патрульно-постовой службы Ратмира Юсупова.
Вместе с напарником старший сержант прибыл по вызову к подъезду дома на улице Шахтерской. Оказалось, несколько нетрезвых горожан пытались выяснить отношения и делали это на повышенных тонах, чем вызвали обеспокоенность жильцов.
— Мой напарник отвел одного из крикунов в сторону, чтобы выяснить причину ссоры, но тут второй бросился на меня, — рассказывает старший сержант Юсупов. — В свете фонарей я едва успел заметить в руке мужчины нож и увернуться.
Полицейские скрутили нападавшего, и теперь ему грозит до пяти лет лишения свободы.
Стражи порядка становятся потерпевшими и по статье 319 УК РФ — «оскорбление представителя власти». Например, жительница села Тряпино Аургазинского района, не стесняясь в выражениях, прилюдно обложила участкового матом. Теперь ей придется ответить перед законом.
В правоохранительных органах констатируют, что после инцидента в казанском отделе «Дальний» и последовавшего за ним общественного резонанса количество жалоб на якобы неправомерные действия сотрудников полиции заметно увеличилось. Как показывает практика, к такой форме «активной защиты» прибегают в основном те, кто уже имел проблемы с законом. Так они пытаются из потенциальных обвиняемых превратиться в потерпевших в делах о «полицейском беспределе». Но абсолютное большинство подобных обращений не выдерживает даже элементарной проверки.
Следует напомнить, что для авторов таких наветов существуют соответствующие статьи Уголовного кодекса — 306 (заведомо ложный донос) и 307 (заведомо ложное показание). Максимальная санкция за такие преступления — вполне реальные сроки лишения свободы.