Жилищный вопрос чаще всего поднимали ветераны войны, их вдовы, труженики тыла в ходе приема граждан, состоявшегося в преддверии Дня Победы в приемной президента Российской Федерации в Башкортостане.
Чтобы по возможности разобраться в ситуации тут же на месте, дать разъяснения и принять правильное решение, прием ветеранов вели представители сразу нескольких ведомств: минтруда, администрации Уфы, Пенсионного фонда, прокуратуры республики, Федерации профсоюзов и Ассоциации юристов России. В этот день они приняли 20 человек.
До предложенного стула Василий Кузьмич Днепровский добрался с большим трудом — ветерану 90 лет, одна нога ампутирована, передвигается он на костылях. Тем не менее, когда один из журналистов бросился ему помочь, ветеран гордо отверг помощь. Коротко описал свою нелегкую судьбу — был репрессирован, а затем реабилитирован, с марта 1943 года до окончания войны участвовал в боях. За это Родина отблагодарила его комнатой в коммуналке с «веселым» соседом, проводящим время в пьянках и гулянках.
— Я инвалид первой группы, участник войны, а квартиру мне не дают, — возмущался Василий Кузьмич. — Я живу один, за мной должен ухаживать человек, а жить ему негде. Я прошу, чтобы нас с соседом расселили, дайте ему жилье в другом месте.
По словам Василия Кузьмича, со своей проблемой он обращался к министру труда и «получил отписку», а глава администрации района и вовсе «успокоил» ветерана: мол, дали вам комнату, и живите.
Специалисты, выслушав Днепровского, прежде всего спросили, ходит ли к нему соцработник. Оказалось, что продукты дважды в неделю ему доставляют. Что касается квартиры, то тут порадовать дедушку было нечем: чтобы его признали нуждающимся в улучшении жилищных условий, нужно, чтобы площадь жилья была менее 12 квадратных метров. А у Василия Кузьмича 15,6 «квадрата»…
Что касается «веселого» соседа, то ветерану пообещали провести проверку и взять вопрос на контроль.
И все-таки жутко несправедливо, что участник войны вынужден на старости лет делить дом с чужим и, видимо, не самым лучшим человеком.
Нужно лишь немного подождать
Пара следующих посетителей претензий не предъявляла, а пыталась выяснить что-нибудь о своей очереди. Гульсина Ишмакова из Иглинского района, представляющая 96-летнюю маму, вдову участника войны, слегка запуталась с очередью: она, по ее словам, сдвинулась не вперед, а назад. Как объяснила посетительнице заместитель министра труда и социальной защиты населения Ольга Кабанова, номер в очереди зависит от даты постановки на учет. А поскольку очередь по республике общая, узнать о своем истинном положении можно только в министерстве. Никакой «очереди по району» просто не существует. Насколько быстро выдаются сертификаты на жилье, зависит от выделенных средств. В частности, сейчас их получают те, кто подал заявление в апреле 2011 года.
Три дня назад встал на учет участник войны Ануартдин Фархутдинович Камалтдинов из Дюртюлинского района: в квартиру официально прописали внучку, и площади стало не хватать. На прием пришел выяснить, нельзя ли очередь поторопить. Человек он, без всяких сомнений, заслуженный — участвовал в снятии блокады Ленинграда, освобождал Пушкино и Царское Село, воевал в Прибалтике.
— Инвалиды войны имеют право на первоочередное получение сертификата, — порадовала ветерана заместитель начальника учета и распределения жилья администрации Уфы Ольга Ахмаметьева. — Однако обойти впереди стоящих не получится. Список составляется в целом по республике, сертификаты предоставляются по мере выделения средств.
В общем, нужно только немного подождать. Люди ушли с приема обнадеженные и довольные.
Без печати в паспорте — не вдова
А вот проблема, о которой поведал Мухамат Садртдинов из Дюртюлинского района, оказалась посерьезней. Его родители вместе прожили 40 лет, у них двое детей, однако брак между ними зарегистрирован не был. Сейчас маме 87 лет, и из-за отсутствия печати в паспорте ее не признают вдовой участника войны. А значит, сертификат на жилье ей не положен.
Как пояснила член Ассоциации юристов России Гюзель Абдульменова, начинать надо с установления факта брачных отношений в судебном порядке. Однако здесь есть такой нюанс: если бы они начали совместно жить до 1944 года, то проблем с признанием ее женой, а затем и вдовой не возникло бы. Увы, случилось это в 1961 году, а значит, у родителей были все возможности зарегистрировать брак. И все-таки попытаться отстоять свои права можно, окончательное решение — за судом. Составить заявление помогут в ассоциации.
Платят как инвалиду. А годы войны?
Другой вопрос, который ставили посетители, — льготы. Труженица тыла, ветеран труда, инвалид второй группы Зинаида Кузьминична Соловьева обратилась по поводу такой «несправедливости»: она получает выплату только как инвалид. Между тем инвалидность она оформила только в 80 лет по состоянию здоровья. А как же годы войны, в которые она работала, разве они не считаются? Сосед, мужчина средних лет, ставший инвалидом из-за травмы, получает точно такую же выплату.
— Гражданин, имеющий право на разные меры социальной поддержки, предоставляющиеся по разным основаниям, получает только одну выплату — как правило, большую по размеру, — пояснил и. о. начальника управления организации назначения и выплаты пенсии ПФР по РБ Николай Калмацкий.
То есть оформить выплату, полагающуюся труженикам тыла, можно, однако она будет меньше той, что Зинаида Кузьминична получает сейчас по инвалидности. А плюсовать их нельзя. Чтобы изменить такой порядок, который тоже справедливым не назовешь, нужно внести изменения в законодательство.
Госпиталь ветеранов сам нуждается в лечении
Участник Великой Отечественной войны, инвалид I группы Василий Кузьмич Днепровский на приеме пожаловался и на то, что уже два месяца не может попасть на лечение в республиканский клинический госпиталь ветеранов войн. Чтобы разобраться с этой и другими жалобами пожилых людей, главный федеральный инспектор по Республике Башкортостан Петр Капишников лично побывал в медицинском учреждении.
По словам главврача госпиталя Халила Мустафина, подобные ситуации, возможно, связаны с бумажной волокитой. Однако пожилой человек без ноги, передвигающийся на костылях, не в состоянии обивать пороги чиновничьих кабинетов, чтобы получить нужную справку. К тому же ветеранам положено проходить лечение в госпитале дважды в год. В итоге главврач заверил, что вопрос с госпитализацией Василия Днепровского будет решен.
П. Капишников осмотрел палаты, поинтересовался у пациентов, довольны ли они лечением, хорошо ли их кормят. Претензий у ветеранов не было, однако невооруженным глазом видно, что до идеала далеко. Здание, которому 150 лет, не отвечает современным требованиям. Оно рассчитано на 260 коек, а лечатся здесь ежегодно свыше 5 тысяч человек. Палат не хватает, пациентов размещают по 5 — 6 человек в комнате, в то время как по стандартам должно быть не более трех.
В 2011 году госпиталь перешел в республиканскую собственность, и сотрудники надеются на перемены. По словам Х. Мустафина, нужен новый корпус, что увеличило бы количество мест. Существующее здание требует капремонта, а медицинское оборудование — замены на современное, высокотехнологичное. Средств на это у госпиталя нет, ибо он не включен ни в одну федеральную программу, финансирование идет лишь в рамках республиканской программы «Здоровье пожилых».
Предложения по благоустройству и модернизации госпиталя будут переданы в администрацию президента России, подытожил встречу П. Капишников.
Подготовил Артем ВАСЮЧКОВ.