Телевизионный режиссер — удивительная профессия, беспокойная, многоплановая, требующая от того, кто решил ей себя посвятить, и образованности, и широкого кругозора, и неординарных организаторских способностей. В далекие годы, на заре телевидения, о таких богатейших технических возможностях, как ручные мобильные телекамеры, видеозапись, электронный монтаж, еще и не мечтали. Зато, наверное, именно поэтому так много умели наши первые режиссеры. Они осуществляли самые дерзкие замыслы редакторов, имея под рукой лишь тяжеловесные телекамеры. Причем все наши отважные первопроходцы работали в прямом эфире, который требовал от них и предельной собранности, и маневренности, и творческой смекалки, умения четкого общения со своего пульта со стоящими внизу, возле своих камер, операторами.
Всеми этими качествами в полной мере обладал один из самых ярких режиссеров, с которым связана целая эпоха в истории башкирского телевидения, заслуженный работник культуры Башкортостана Владислав Пищальников. В 1948 году он стал звукорежиссером и проработал на радио вплоть до дня рождения башкирского телевидения.
Он был очень скромным, интеллигентным человеком. Никогда не рассказывал о себе. Оказывается, его отец, лесовод по профессии, был репрессирован и на целых десять лет запрятан в тюрьму только из-за того, что умел читать топографические карты. И Владика Пищальникова поднимала одна мама. Работая на радио, Владислав Тимофеевич окончил музыкальное училище по классу гобоя, а до этого с отличием — авиационный техникум.
На телевидение он перешел тоже звукорежиссером, затем стал режиссером и вел в основном передачи художественной редакции. Главной и любимой темой для него стала музыка.
В музыкальном мире республики в 60-х — 80-х годах не было человека, который не знал бы Владислава Пищальникова. Для наших композиторов, музыковедов он являлся очень авторитетным специалистом. Когда сценарий передачи попадал в его руки, редакторы знали, что Владислав Тимофеевич осуществит все задумки очень тактично и профессионально. О большой требовательности к себе говорит и тот факт, что, став успешным и уважаемым режиссером, он поступил на заочное отделение Башкирского госуниверситета и блестяще его окончил.
Вот что вспоминает музыковед заслуженный деятель искусств РФ Эльмира Давыдова: «Я попала на телевидение, будучи на 4-м курсе. Очень волновалась, ничего не умела и ничего не знала. Мне помог Владислав Тимофеевич Пищальников. Он всегда подбадривал меня, учил, как надо готовить передачи, а они тогда шли в эфир «живьем». Например, перед трансляцией выступления какого-нибудь оркестра он всегда заранее изучал партитуру, при показе у него крупным планом на экране был тот музыкант, который солировал. В те годы у нас на студии часто выступали такие известные столичные артисты, как Эдуард Грач, Валерий Климов, Григорий Гинзбург. Гостями также были лучшие музыкальные коллективы — квартет Бородина, ансамбль скрипачей Большого театра под управлением Реентовича, известные певцы — Лариса Мондрус, Валерий Ободзинский, Мария Пахоменко. После первого же своего визита в студию они проникались большим уважением к нашему музыкальному режиссеру и в следующие приезды в Уфу перед выступлением на ТВ просили, чтобы с ними работал только Пищальников».
...Его не стало в самом начале весны. Но остались люди, которые помнят и любят его, которых он научил ремеслу и жизни. Осталась Вселенная Владислава Пищальникова, наполненная тем, перед чем он столь трепетно преклонялся, — Его Величеством Музыкой.
Пять фактов о Владиславе Пищальникове
- Работать в республиканский радиокомитет пришел в 14 лет в 1939 году и был зачислен в оркестр, неплохо играя к тому времени на гобое, который освоил во Дворце пионеров.
- Осуществил первые радиотрансляции опер «Хакмар», «Дауыл», «Салават Юлаев», «Кодаса».
- Являлся руководителем телевизионных программ «Огонек», «Мастера искусств Башкирии», «Народное творчество».
- Был руководителем телепостановок, фильмов, концертов и спектаклей.
- Владиславу Тимофеевичу принадлежит авторство позывных башкирских радио и телевидения.
- С 1989 года стал старшим редактором музыкально-литературного лектория Башкирской государственной филармонии.
|