Впервые прошло совместное расширенное заседание представителей министерства образования и управления по контролю и надзору в этой сфере. Они решают общие задачи, а значит, должны сотрудничать более плотно. Система образования в Башкортостане, являющаяся одной из крупнейших в России, имеет свои новаторские наработки, которые могут с успехом применяться и в других регионах. Однако сопровождающие реализацию этих проектов проблемы настоятельно требуют решения в наступившем году, отметили участники итоговой коллегии.
«Я бы в садик-то пошёл...»
Начинаются они практически с появления ребенка на свет. За прошлый год создано более 10 тыс. новых мест в детских садах, но очереди не уменьшаются. В прошлом году были построены, перепрофилированы и возвращены 36 детских учреждений. В этом возвращать уже практически нечего. Планируется строительство новых дошкольных учреждений. Вместе с тем, в республике работает сеть ведомственных детсадов, наполняемость в которых составляет 40 — 80%. Существует договоренность с предприятиями о том, что они будут принимать детей из муниципальных очередей. При этом плата за ребенка увеличена не будет.
Уменьшению очередей должно способствовать применение разных вариантов дошкольного образования. В прошлом году уже было открыто более 200 групп кратковременного пребывания, перепрофилированы пустующие школьные классы в помещения для детсадовских групп, организовано 89 групп семейного воспитания, работает гувернерская служба для 200 детей, в ряде городов выплачиваются пособия. В некоторых районах начата работа по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в садики в электронной форме.
Талант, не остаётся без внимания
В республике действует целевая программа «Одаренные дети», причем в некоторых районах существует собственная система поддержки талантливых детей: стипендии глав администраций, поощрение педагогов за подготовку победителей олимпиад, но такие муниципальные программы реализуются только в 27 районах и городах. К слову, региональный этап всероссийской олимпиады школьников в этом году выявил 55 победителей и 528 призеров — это наибольшее количество за все время участия республики в этом интеллектуальном состязании.
Согласно программе модернизации образования, среднемесячная зарплата учителей за первое полугодие учебного года составила почти 17 тыс. рублей. Вместе с тем, в некоторых районах и городах до сих пор не достигнуто запланированное 30-процентное повышение окладов. А полнота и достоверность сведений о ней внушают сомнения. Причем зачастую из-за технической неграмотности специалистов, работающих с сайтами. На них можно найти информацию о том, что, например, зарплата одного учителя в некоторых школах достигает 180 — 360 тыс. рублей!
«РБ» уже писала, что в сферу образования вложены немалые средства, требующие особого наблюдения за их своевременным и целевым использованием. Объем неэффективных расходов в 2011 году составил более 5 млрд рублей. Основная причина — нарушение численности кадров. Частично эта проблема будет снята, если пересмотрят нормативы наполняемости классов с учетом особенностей каждой школы. Кроме того, в прошлом году выявлено 35 случаев финансовых нарушений только в госучреждениях на сумму почти 9 млн рублей. Причем наибольшая их часть — 70% — перераспределение средств по статьям расходов.
Работа для молодого специалиста
Немало добрых слов можно сказать о вузах республики. В 2011 году УГНТУ вошел в первую двадцатку самых сильных университетов России. УГАТУ, УГНТУ, БГМУ и БГПУ — среди лучших вузов по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов. Но, обладая значительным потенциалом, республика не имеет федерального или национального исследовательского вуза.
Сегодня много говорят о необходимости повышения привлекательности учреждений начального и среднего профессионального образования. Их работа оценивается, прежде всего, по востребованности выпускников на рынке труда. Однако ситуация такова, что каждое второе училище в 2011 году не выполнило план приема абитуриентов. Самые низкие показатели — у сельскохозяйственных образовательных учреждений. Немного лучше обстоят дела с трудоустройством выпускников, во многом благодаря тому, что министерство образования РБ осуществляет ежемесячный мониторинг по этому вопросу. Желательно, чтобы в нем принимали участие и руководители предприятий в течение 2 — 3 лет после приема выпускника на работу. Сегодня назрела необходимость создания многопрофильных учреждений профобразования, их укрупнение и перепрофилирование.
Долгое время почти на голом энтузиазме работала система дополнительного образования. А ведь будущее наших детей во многом зависит и от ее работы: пойдет ли ребенок после школы шататься по подворотням, заводя сомнительные знакомства, или отыщет себе в каком-либо кружке занятие по душе, которое, быть может, впоследствии станет делом его жизни. По крайней мере, в области спорта какие-то подвижки есть. Начиная с этого года тренеры, подготовившие победителей и призеров соревнований различных уровней, будут ежегодно отмечаться премиями.
К сожалению, приходится обратить особое внимание на обострение ситуации с суицидами среди несовершеннолетних.
Невесело сознавать и тот факт, что в нашу жизнь прочно вошло понятие «социальное сиротство». Несмотря на принимаемые меры, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, каждый год увеличивается на 20%. Только в 2012 году на получение жилья имеют право 1211 сирот. В этом году на эти цели из федерального бюджета выделено 400 млн рублей, что поможет обеспечить жильем около 700 человек. Но в республике почти не строятся квартиры малой площади, и это мешает освоению выделенных средств. Очередь из нуждающихся в крыше над головой растет еще и потому, что нет должного контроля за квартирами, в которых проживают дети-сироты. Только в 2011 году 871 человек поставлен на учет, из них каждый пятый — по причине негодности собственного жилья. В Год благополучного детства и укрепления семейных ценностей именно людям, причастным к системе образования, совместно с родителями нужно обратить особое внимание на решение указанных проблем. Ведь как говорил Джон Кеннеди, ни одна страна не может быть более развитой, чем развито ее образование.
Ксения Измайлова, учитель информатики:
— Постоянно с высоких трибун говорится о повышении зарплаты учителя, о выделении средств на школу. На самом деле прибавка в учительском кошельке совсем не решила проблемы педагога. Каждый учитель, стремясь выйти из материальных затруднений, берет дополнительную нагрузку в две, а иногда и более ставки, что не лучшим образом влияет на качество обучения. А министр образования Фурсенко недавно успокоил тем, что, по его данным, якобы решена еще одна острая проблема:«Все вакансии в школах закрыты, и молодежь пошла работать в школу». Это далеко не так. Выпускники вузов ни при каких условиях не хотят работать в среднем учебном заведении. Минимальная ставка начинающего педагога поражает и отпугивает навсегда от работы с детьми.
Мы не просто брюзжим, у нас есть конкретные предложения, как сделать так, чтобы наше «лучшее» среднее образование не развалилось совсем: нужно привести в соответствие программы, по которым занимаются дети, и требования итоговой аттестации, дать ученикам возможность самим выбирать форму этой аттестации, изменить норму количества учеников в классе — мы считаем, их должно быть не больше 20-ти. Наконец, дать учителям достойную заплату, в том числе и начинающим, тогда, может быть, решится и еще один вопрос — вопрос жилья для учителя.
Альфия Загидуллина, учитель географии:
— Я считаю, все зависит от умеющего считать имеющиеся средства неглупого, хозяйственного руководителя. У нас в школе он, к счастью, есть. Отремонтированы два спортивных зала, первый этаж, столовая. Хорошо, что в школе ведется активная работа по профориентации выпускников: есть профильные классы МВД и МЧС. Одна из мам, чей ребенок ходит в младшие классы, сказала, что проблем с ним у нее нет: школу он посещает с удовольствием. Это значит, что у нас — психологически здоровая творческая атмосфера и дружный коллектив. Да я и сама это чувствую.
|