Все новости
Cоциум
31 Марта 2012, 14:25

По ту и эту сторону школьной парты

Педагоги и чиновники обсудили ситуацию, сложившуюся в сфере образования

Вопросов много, но учителя умеют находить на них ответы.
Вопросов много, но учителя умеют находить на них ответы.
Впервые прошло совместное расширенное заседание представителей министерства образования и управления по контролю и надзору в этой сфере. Они решают общие задачи, а значит, должны сотрудничать более плотно. Система образования в Башкортостане, являющаяся одной из крупнейших в России, имеет свои новаторские наработки, которые могут с успехом применяться и в других регионах. Однако сопровождающие реализацию этих проектов проблемы настоятельно требуют решения в наступившем году, отметили участники итоговой коллегии.
«Я бы в садик-то пошёл...»

Начинаются они практически с появления ребенка на свет. За прошлый год создано более 10 тыс. новых мест в детских садах, но очереди не уменьшаются. В прошлом году были построены, перепрофилированы и возвращены 36 детских учреждений. В этом возвращать уже практически нечего. Планируется строительство новых дошкольных учреждений. Вместе с тем, в республике работает сеть ведомственных детсадов, наполняемость в которых составляет 40 — 80%. Существует договоренность с предприятиями о том, что они будут принимать детей из муниципальных очередей. При этом плата за ребенка увеличена не будет.
Уменьшению очередей должно способствовать применение разных вариантов дошкольного образования. В прошлом году уже было открыто более 200 групп кратковременного пребывания, перепрофилированы пустующие школьные классы в помещения для детсадовских групп, организовано 89 групп семейного воспитания, работает гувернерская служба для 200 детей, в ряде городов выплачиваются пособия. В некоторых районах начата работа по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в садики в электронной форме.

Талант, не остаётся без внимания

В республике действует целевая программа «Одаренные дети», причем в некоторых районах существует собственная система поддержки талантливых детей: стипендии глав администраций, поощрение педагогов за подготовку победителей олимпиад, но такие муниципальные программы реализуются только в 27 районах и городах. К слову, региональный этап всероссийской олимпиады школьников в этом году выявил 55 победителей и 528 призеров — это наибольшее количество за все время участия республики в этом интеллектуальном состязании.

Учителя-миллионеры?

Согласно программе модернизации образования, среднемесячная зарплата учителей за первое полугодие учебного года составила почти 17 тыс. рублей. Вместе с тем, в некоторых районах и городах до сих пор не достигнуто запланированное 30-процентное повышение окладов. А полнота и достоверность сведений о ней внушают сомнения. Причем зачастую из-за технической неграмотности специалистов, работающих с сайтами. На них можно найти информацию о том, что, например, зарплата одного учителя в некоторых школах достигает 180 — 360 тыс. рублей!

Деньги в никуда

«РБ» уже писала, что в сферу образования вложены немалые средства, требующие особого наблюдения за их своевременным и целевым использованием. Объем неэффективных расходов в 2011 году составил более 5 млрд рублей. Основная причина — нарушение численности кадров. Частично эта проблема будет снята, если пересмотрят нормативы наполняемости классов с учетом особенностей каждой школы. Кроме того, в прошлом году выявлено 35 случаев финансовых нарушений только в госучреждениях на сумму почти 9 млн рублей. Причем наибольшая их часть — 70% — перераспределение средств по статьям расходов.

Работа для молодого специалиста

Немало добрых слов можно сказать о вузах республики. В 2011 году УГНТУ вошел в первую двадцатку самых сильных университетов России. УГАТУ, УГНТУ, БГМУ и БГПУ — среди лучших вузов по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов. Но, обладая значительным потенциалом, республика не имеет федерального или национального исследовательского вуза.

Сегодня много говорят о необходимости повышения привлекательности учреждений начального и среднего профессионального образования. Их работа оценивается, прежде всего, по востребованности выпускников на рынке труда. Однако ситуация такова, что каждое второе училище в 2011 году не выполнило план приема абитуриентов. Самые низкие показатели — у сельскохозяйственных образовательных учреждений. Немного лучше обстоят дела с трудоустройством выпускников, во многом благодаря тому, что министерство образования РБ осуществляет ежемесячный мониторинг по этому вопросу. Желательно, чтобы в нем принимали участие и руководители предприятий в течение 2 — 3 лет после приема выпускника на работу. Сегодня назрела необходимость создания многопрофильных учреждений профобразования, их укрупнение и перепрофилирование.

Долгое время почти на голом энтузиазме работала система дополнительного образования. А ведь будущее наших детей во многом зависит и от ее работы: пойдет ли ребенок после школы шататься по подворотням, заводя сомнительные знакомства, или отыщет себе в каком-либо кружке занятие по душе, которое, быть может, впоследствии станет делом его жизни. По крайней мере, в области спорта какие-то подвижки есть. Начиная с этого года тренеры, подготовившие победителей и призеров соревнований различных уровней, будут ежегодно отмечаться премиями.

Острые проблемы общества

К сожалению, приходится обратить особое внимание на обострение ситуации с суицидами среди несовершеннолетних.

Невесело сознавать и тот факт, что в нашу жизнь прочно вошло понятие «социальное сиротство». Несмотря на принимаемые меры, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, каждый год увеличивается на 20%. Только в 2012 году на получение жилья имеют право 1211 сирот. В этом году на эти цели из федерального бюджета выделено 400 млн рублей, что поможет обеспечить жильем около 700 человек. Но в республике почти не строятся квартиры малой площади, и это мешает освоению выделенных средств. Очередь из нуждающихся в крыше над головой растет еще и потому, что нет должного контроля за квартирами, в которых проживают дети-сироты. Только в 2011 году 871 человек поставлен на учет, из них каждый пятый — по причине негодности собственного жилья. В Год благополучного детства и укрепления семейных ценностей именно людям, причастным к системе образования, совместно с родителями нужно обратить особое внимание на решение указанных проблем. Ведь как говорил Джон Кеннеди, ни одна страна не может быть более развитой, чем развито ее образование.
Комментарии

Ксения Измайлова, учитель информатики:

— Постоянно с высоких трибун говорится о повышении зарплаты учителя, о выделении средств на школу. На самом деле прибавка в учительском кошельке совсем не решила проблемы педагога. Каждый учитель, стремясь выйти из материальных затруднений, берет дополнительную нагрузку в две, а иногда и более ставки, что не лучшим образом влияет на качество обучения. А министр образования Фурсенко недавно успокоил тем, что, по его данным, якобы решена еще одна острая проблема:«Все вакансии в школах закрыты, и молодежь пошла работать в школу». Это далеко не так. Выпускники вузов ни при каких условиях не хотят работать в среднем учебном заведении. Минимальная ставка начинающего педагога поражает и отпугивает навсегда от работы с детьми.

Мы не просто брюзжим, у нас есть конкретные предложения, как сделать так, чтобы наше «лучшее» среднее образование не развалилось совсем: нужно привести в соответствие программы, по которым занимаются дети, и требования итоговой аттестации, дать ученикам возможность самим выбирать форму этой аттестации, изменить норму количества учеников в классе — мы считаем, их должно быть не больше 20-ти. Наконец, дать учителям достойную заплату, в том числе и начинающим, тогда, может быть, решится и еще один вопрос — вопрос жилья для учителя.

Альфия Загидуллина, учитель географии:

— Я считаю, все зависит от умеющего считать имеющиеся средства неглупого, хозяйственного руководителя. У нас в школе он, к счастью, есть. Отремонтированы два спортивных зала, первый этаж, столовая. Хорошо, что в школе ведется активная работа по профориентации выпускников: есть профильные классы МВД и МЧС. Одна из мам, чей ребенок ходит в младшие классы, сказала, что проблем с ним у нее нет: школу он посещает с удовольствием. Это значит, что у нас — психологически здоровая творческая атмосфера и дружный коллектив. Да я и сама это чувствую.
Читайте нас: