Еще не рассвело, когда мы подъехали к деревне Яумбаево Бурзянского района. Фермер Халит Карачурин, как и следовало ожидать, давно был на ногах. Задавал коровам сена, сноровисто орудуя вилами на длиннющем черенке. Сегодня он считается одним из самых успешных фермеров района. Да и всю многодетную семью Карачуриных можно привести как пример того, что и в отдаленных деревнях, где нет коллективного производства и рабочих мест, можно достойно обустроить свою жизнь.
— Если ты одинок — один спрос, живи как знаешь. Но если обзавелся семьей и взял на себя ответственность за жену и детей, то уже и отступать-то некуда. Некоторые уверили себя, что без первоначального капитала вообще не стоит за что-то браться. Но если просто сидеть и чего-то ждать, так и жизнь пройдет. В бедности и в безделье. Надо начинать с малого, в деревне всегда найдется, куда приложить руки — такова жизненная философия Халита Мажитовича.
У молодого фермера есть полное моральное право говорить так. Ведь сам начинал с нуля. Вырос в многодетной семье. Родители — простые колхозники. Своим детям старшие Карачурины дали главное — любовь к труду. Поэтому Халит, оставшись без работы и средств к существованию, не растерялся. Изучил местный рынок и взялся за изготовление колес для телег. Хотя и не владел этим ремеслом. Научился. Чуть материально легче стало, занялся свиноводством. Но тут немного просчитался — для этих прожорливых животных требуется очень много зернофуража. А Бурзян — лесной край, зерна здесь мало. Сопоставив прибыль с убытками, в прошлом году продал последние 24 свиньи. На нынешнем, третьем, этапе предпринимательства Халит занялся крупным рогатым скотом. У него уже 15 коров и пять нетелей. Взялся за дело масштабно: на днях достроил большой коровник.
— Сейчас просто грех жаловаться. Была бы инициатива, государство во всем помогает начинающим фермерам и предпринимателям, — считает хозяин.
Недавно получил льготный кредит в 500 тысяч рублей. Будет расширяться дальше. Оформил двадцать гектаров паевых земель. Весь свой участок огородил. С кормами проблем не будет. Ныне 400 центнеров сена заготовил, 12 тонн фуража закупил. Сейчас вот собирается завезти солому.
— Техники не видно, на чем сено возите? — поинтересовалась у Халита.
— По старинке, на лошадях. У меня их пять голов. Чего солярку понапрасну жечь и деньги на ветер выбрасывать? И так успеваю, — ответил фермер. Но признался, что мечтает со временем обзавестись техникой.
У Карачуриных трое детей. Хозяйка дома, Залия Саматовна, пока не работает — в декретном отпуске.
— Я согласна с мужем, если есть желание — и в деревне можно жить хорошо. Единственное условие — не лениться, — она искренне удивляется, что некоторые сельские жители умудряются обходиться без скотины, без огорода.
Кстати сказать, такое отношение и меня угнетает противоестественностью. Может, и вступим мы окончательно в это самое ВТО, может, и завалят нас продуктами по грошовым ценам, однако что может сравниться с тем, что произведено собственноручно? Залия, между прочим, несмотря на то, что на руках у нее грудной ребенок, за лето аж пятьдесят гусей откормила. Неплохая поддержка для большого хозяйства.
— Если в семье родители не чураются труда, то и дети вырастут работящими. У нас дочка пока только во втором классе учится, но уже во всем помогает, да и шестилетнего Ханифа приучаем к труду. Он больше папин помощник, — с гордостью говорит собеседница.
Справляться со всем хозяйством им одним уже тяжело, поэтому взяли работника. Фаузиль Байназаров у них скот пасет. В перспективе хотят и доярку нанять — появится еще одно рабочее место. Но коровы пока еще не начали телиться. Тем не менее Халит Мажитович крепко призадумался: куда реализовывать молоко? Как-никак, до ближайшего города сто километров. Для бурзянцев один из самых злободневных вопросов — именно реализация продукции. Так что местной администрации есть над чем работать. Может, решение проблемы возможно лишь в общереспубликанском масштабе?
На прощание Халит Мажитович признался: мол, никогда не жалел о том, что остался в родной деревне:
— Нас в семье пятеро мальчиков было. И все обосновались в родных местах. Загир тоже фермер, коневодством занимается. Живем сообща, помогая и поддерживая друг друга.
«Где родился, там и пригодился» — это про Халита и его братьев. Такие даже без собственного горького опыта, природным чутьем понимают: нигде медом не намазано, за комфорт городской жизни придется платить частицей своей души. Не стоит искать лучшей доли на чужой земле, лучше обустраивать свою. Ведь люди — не перелетные птицы, кочующие в поисках корма. Нет сомнений, сыновья Халита — Ханиф и Салим — обязательно продолжат дело отца.