Все новости
Cоциум
27 Января 2012, 11:55

Средства массовой информации или коммуникации

Пресса должна быть многоголосой

министр связи и массовых коммуникаций республики Борис Мелкоедов.
Каким был минувший год для средств массовой информации Башкортостана? Как они вписываются в новую парадигму власти в республике, насколько востребованы обществом? На эти и другие вопросы отвечает министр связи и массовых коммуникаций республики Борис Мелкоедов.

— Борис Николаевич, средства массовой информации — важнейшее связующее звено между властью и обществом. На каких принципах, по-вашему, сегодня должна строиться стратегия отрасли в нашей республике?

— Президент Башкортостана Рустэм Хамитов не раз подчеркивал, что власть только тогда эффективна и полезна, когда граждане имеют возможность выстраивать с ней конструктивный диалог. Ключевое слово в данном случае — «диалог». Отсюда — необходимость эффективной коммуникации, в основе которой лежат принципы открытости, доверия и правдивости. Постепенно мы вырабатываем новый стиль отношений между властью и СМИ, меняется формат изданий, меняются подходы к подаче информации как таковой, снимаются барьеры в работе властных структур. Для нас важна не только оперативность, объективность в освещении тех или иных событий с привлечением широкого спектра мнений, но и обратная связь с читателями. Возможности для ее организации сейчас просто безграничны. Пресса должна быть многоголосой.

— Одним из самых популярных видов СМИ является телевидение. Как развивалось оно в прошлом году в республике?

— В 2011 году нашему главному телеканалу — БСТ исполнилось 20 лет. Телеканал провел ребрендинг, изменил сетку вещания, появились острые тематические передачи. Все это позволило повысить рейтинг телеканала, что подтверждают и данные «Гэллап медиа».

Результаты исследований общественного мнения говорят о том, что наиболее узнаваемы у жителей республики четыре телеканала: Первый, БСТ, Россия-1 и НТВ. Наиболее востребованными на БСТ являются информационные программы, которые по качеству эфира не уступают федеральным. С 3 октября прошлого года телеканал БСТ перешел на часовой шаг новостей — это принципиально изменило технологию производства программ и стало серьезным прорывом. В республике ведется подготовительная работа по переходу на цифровое вещание.

Телеканал «БСТ» в данный момент начал вещание в тестовом режиме на новом спутнике «Интелсат-15». В первом квартале будет установлено 346 спутниковых приемников, и это позволит значительно расширить аудиторию зрителей — она охватит всю территорию России, а также страны Азии и Ближнего Востока.
БСТ широко представлено и в кабельных сетях, в том числе в 13 регионах России. Таким образом, БСТ уже вышло за рамки регионального масштаба, а с учетом того, что у компании есть каналы «Тамыр», «Курай», радио «Юлдаш», «Спутник 107 ФМ», «Ашкадар», свой интернет-сайт, можно говорить о многофункциональном вещательном комплексе.

— Какие важные моменты можно отметить в развитии информационных интернет-ресурсов?

— На данном этапе развития СМИ активно развиваются электронные версии газет и журналов. По некоторым данным, сегодня 34 процента россиян регулярно пользуются интернетом. Все больше новости о тех или иных событиях мы черпаем из сети. Говорит ли это о том, что люди скоро откажутся от печатных изданий? На мой взгляд, нет. Будет и то, и другое. Это просто новое качество жизни, новая информационная среда. В то же время тенденции сегодня таковы, что СМИ все чаще называют не средствами массовой информации, а средствами массовой коммуникации — с ярко выраженной обратной связью, что в большей степени свойственно как раз интернет-ресурсам. Важно отметить, что они расширяют аудиторию тех же печатных СМИ. Например, газета «Республика Башкортостан» при подписном тираже 21 тысяча экземпляров имеет еще три тысячи посещений своего сайта в сутки.

— В продолжение этой темы хотелось бы спросить, как вы оцениваете деятельность агентства «Башинформ».

— Это базовый интернет-ресурс республики, ежедневно фиксируется 10 — 12 тысяч посещений сайта «Башинформа». Основная продукция агентства — новостная лента, информационные материалы получают все СМИ республики, информагентства Москвы, Санкт-Петербурга — всего 200 партнеров.
Формат работы новостного агентства и других СМИ, конечно, отличается. Для агентства важна сама новость, для других СМИ — больше ее интерпретация. Нам важно было настроить работу «Башинформа» в соответствии с современными требованиями, и, судя по значительному росту пользователей, нам это удалось. Нельзя не отметить, что для агентства важна и информационная аналитика, которой здесь постоянно занимаются, и используют для этого всю палитру информационных средств.

— Как жила и развивалась в прошлом году отрасль печатных СМИ?

— Наша республика по количеству читателей по-прежнему опережает многие другие регионы страны. Совокупный подписной тираж газет и журналов, выходящих в Башкортостане, составил в этом году без малого 650 тысяч экземпляров. Около 70 процентов СМИ издаются на языках народов республики. В июле прошлого года было проведено большое исследование по СМИ, и, по его результатам, 31,4 процента опрошенных отмечают, что за последний год содержание республиканских газет и журналов стало интереснее. О качестве нашей прессы говорит и тот факт, что 16 наших изданий удостоены знака «Золотой фонд прессы России», который учрежден российским издательским домом «Журналист».

Ориентиром для печатных СМИ являются международные стандарты: это оперативность, спектр различных мнений, обратная связь с читателями, интеграция между собой. Если в прошлом году мы вырабатывали новый стиль работы, то в текущем главной задачей я вижу интеграцию СМИ в единое информационное пространство, понимая под этим снятие административных барьеров, формирование конкурентной среды, реализацию мультимедийных проектов.

Кроме того, мы совместно с Союзом журналистов РБ договорились заняться повседневными вопросами журналистов — повышением уровня заработной платы, решением жилищных проблем. Без этого нельзя решать творческие вопросы.