Все новости

В родной цех на «огонёк»

Роль наставников сегодня недооценена, особенно на предприятиях со сложными технологиями

Александр ДАНИЛОВ  Преемственность поколений — великое дело.
Преемственность поколений — великое дело.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Кадровый голод почти во всех отраслях экономики заставил, наконец, управленцев повернуться лицом к молодым людям, не обладающим достаточным опытом: выпускникам колледжей, училищ, университетов. Готовы их доучивать. Как говорится, фирма платит. В такой критической обстановке могли бы помочь пенсионеры, обладающие и огромным опытом, и знаниями, и умеющие быстро находить «общий язык» с инструментом и станком.

На тему наставничества мы поговорили с ветераном энергетики, многие годы руководившим системой «Башкирэнерго», известным общественным деятелем Шамилем АБДУРАШИТОВЫМ.

— Шамиль Рахимович, аксакалы-энергетики до сих пор гордятся необычной наградой, которую вы когда-то инициировали, — пожизненными пропусками на родные предприятия. Что это за история?

— Выйдя в 90-е годы на пенсию и работая консультантом в Совете директоров «Башкир­энерго», я учредил общественную организацию — «Совет ветеранов «Башкирэнерго». Ко мне сразу же посыпались обращения от ушедших на заслуженный отдых с жалобой на своих бывших начальников, кои изъяли у них пропуска и лишили возможности посещать родное предприятие, где прошли лучшие годы их жизни. Просьба моя о возврате им пропусков, причем пожизненных, в Совете директоров не встретила, к моему удивлению, поддержки. Зачем, дескать, это нужно, нет от этого никакой пользы для производства, а поток пенсионеров на предприятие будет отвлекать работников от дела. Но мне все-таки удалось продавить эту идею. Вскоре всем ветеранам вручили новые пропуска — пожизненные, что немало воодушевило их. (И еще я настоял на ежеквартальных персональных выплатах пенсионерам). Многие пожилые асы стали приходить на ставшие для них родными рабочие места как на работу. Отдельные директора предприятий вскоре заметили пользу от контактов персонала с опытными аксакалами. Факт этот свидетельствует о практической целесообразности производственных связей молодых работников всех профилей — от дворника до космонавта — со своими старшими коллегами. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с разного рода недоработками и ошибками исполнителей каких-то функций, приводящими к роковым последствиям. То взрыв, то пожар, то травмы, вплоть до гибели людей. Статистика этих напастей неутешительна. Корни несчастных случаев различны, но почти всегда за каждым происшествием стоит конкретное лицо. Виновниками большинства из них становятся недостаточно опытные операторы, водители, медики, инженеры… И зачастую их ахиллесовой пятой оказывается не банальное легкомыслие, оплошность или пренебрежение правилами, а элементарное отсутствие надлежащего опыта в данной сфере деятельности. Опыт в любом деле требует личной наработки, его ни купить, ни вычитать в книгах и инструкциях невозможно.

— На прошедшем недавно в Уфе энергетическом форуме один из управленцев генерирующей компании рассказал, что у них для наставников установлена надбавка к зарплате. Хороший пример. Почему бы его не распространить?

— К сожалению, полезный опыт маститых профессионалов востребован в нашем обществе, наверное, не более чем на 10-15 процентов, из-за чего и регион, и предприятия немало теряют. Интересно было бы исследовать на одном из наших НПЗ или ТЭЦ эффективность производства — рост рентабельности, снижение травматизма — с учетом длительного, двух-трехгодичного, взаимодействия наставника и ученика. По уровню профессионализма работников условно можно поделить на две категории: ученики — от 20 до 35 лет, и учителя — старше 40-50 лет. Для повышения полезности отношений между наставником и руководством организации, где работает ученик, целесообразно оформить соответствующий договор. Труд наставника, естественно, должен стимулироваться поощрениями в виде небольших денежных средств, путевок в пансионат или санаторий. Сегодня в республике проживают 850 тысяч граждан старше 60 лет, в том числе 623 тысячи — в возрасте от 60 до 74 лет. Все они, во-первых, — настоящий кладезь профессиональных знаний и практической выучки, во-вторых, многие, выйдя на пенсию и обладая избытком свободного времени, просто жаждут получить хоть небольшую занятость по любимой профессии. В-третьих, люди, всю жизнь трудившиеся на полезном поприще, всегда морально ощущали свою полезность и причастность к жизни страны, общества и своего предприятия. В положении же пенсионера они немало страдают от вынужденного безделья и ощущения ненужности. Многие из них пойдут в наставники с радостью. Наконец, в-четвертых, любая форма внимания, тем более материальная поддержка — это праздник для души немолодого человека, а также реальные стимулы к укреплению в нем оптимизма и здоровья!

— Вы считаете, что вовлечение немолодого «незаслуженно брошенного на круглосуточный отдых» человека в полезную работу в родном коллективе положительно скажется на продолжительности жизни в стране?

— Конечно. Это истина, которая не нуждается в доказательстве. Если говорить об общест­венной пользе наставничества, то рассуждать на эту тему можно долго. Кроме предо­твращения потенциальных происшествий, снижения ущерба людям, бюджетам регионов, бизнесу повысится вовлеченность в трудовую деятельность лиц пенсионного возраста, что будет благоприятствовать общей занятости населения в сфере труда, повысится жизненный тонус и улучшится материальное положение пенсионеров, вовлеченных в наставничество. Оживление полезных контактов между растущим и зрелым поколениями окажет благотворное влияние на состояние общества в целом.

Наставничество, при всей его привлекательности, само по себе не приживется, для этого необходимо участие властных структур. Во-первых, надо разработать правовое положение о наставничестве, в котором должны быть изложены главные критерии функционирования данного общественного института. Во-вторых, согласовать это положение со всеми заинтересованными ведомствами и организациями — профсоюзами и министерством труда. В-третьих, оно подлежит утверждению одной из высших инстанций — Курултаем республики, указом главы РБ или постановлением правительства. В заключение хочу привести слова известного социолога Элвина Тоффлера: «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться».

Ринат РАЗАПОВ
Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас: