Все новости

Учительский ген

Когда педагогика становится делом семейным

Айгуль МУРЗАГАЛИЕВА  Потомственным педагогам Сунгуровым всегда есть о чем поговорить и на работе, и дома.
Потомственным педагогам Сунгуровым всегда есть о чем поговорить и на работе, и дома.Фото:Айгуль МУРЗАГАЛИЕВА

В БГПУ имени М. Акмуллы прошел финал Всероссийского конкурса «Лучшая педагогическая династия», в котором приняли участие представители 21 династии учителей со всей России.

Всего же на заочный этап конкурса подали заявки 633 большие семьи.

— Мы очень дорожим этим конкурсом и трепетно его пестуем с 2012 года, — сказал на церемонии открытия ректор Акмуллинского университета Салават Сагитов. — Начавшись на одном из факультетов, он перерос в университетский, дальше стал республиканским, после — межрегиональным. И когда в этом году министерство просвещения России выступило с предложением провести такой конкурс и его поддержали наши коллеги из Ульяновской области, мы предложили провести его у нас. И сегодня очень рады принимать у себя участников конкурса.

Он в этом году проводился в трех номинациях: «Фундамент будущего» (для династий, общий педагогический стаж которых составляет от 50 до 150 лет), «Призвание быть» (от 151 до 300 лет) и «Из века в век» (более 300 лет). И включал в себя несколько испытаний: «Портрет педагогической династии», «Выдающиеся педагоги и наставники своего региона» и «Разговоры о важном». Кроме того, конкурсанты участвовали в панельной дискуссии и мастер-классах, побывали на экскурсиях.

В первом испытании конкурса задачей педагогов было рассказать о жизни, учительском труде и принципах работы. Каждому участнику нужно было уложиться в десять минут и ответить на вопросы членов жюри. Его открыла представительница Башкирии — Лейсян Булатасова из школы села Нижегородка Уфимского района.

— Я приняла решение участвовать, можно сказать, спонтанно, — рассказала она корреспонденту «РБ». — За один вечер записала видеовизитку, и когда увидела, что прошла в число финалистов единственной от Башкирии, сначала ощутила груз ответственности. Но потом решила показать все, что знаю и умею.

Лейсян Рафаиловна с 1997 года работает в Нижегородской школе учителем английского языка, а в 2012 году стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Общий стаж работы ее семьи в профессии учителя составляет 105 лет.

Ее педагогическая династия ведет отсчет от Зульфара Фазыловича Хисматуллина, который всегда мечтал учить детей, однако ушел на фронт в Великую Отечественную войну. После войны он получил педагогическое образование, однако избрал для себя карьеру писателя. Его книги стали тоже своего рода учебниками доброты для читателей, и сегодня они включены в школьную программу по башкирской литературе.

Мечту старшего брата исполнил Бастан Хисматуллин, который всю жизнь проработал учителем башкирского языка в Серменевской школе, а также написал автобиографическую повесть «В родном краю». Его племянница, Танзиля Булатасова, стала учителем географии и объездила всю страну. Сегодня она на заслуженном отдыхе. В ней тоже живет тяга к писательству, но пока это только дневниковые записи.

Лейсян Рафаиловна, ее дочь, считает, что почерпнула у своих родных любовь и к учительской профессии, и к путешествиям, и к писательству. А участие в конкурсе педагогических династий помогло ей найти те нити, что связывают три поколения большой семьи. Эти связи конкурсантка постаралась отразить в небольшой выставке, которую она представила на суд жюри.

— Я счастливый учитель и многое могу еще сделать! — завершила она свое выступление, а уже в разговоре с нами добавила, что основателю династии Зульфару Хисматуллину в этом году исполнилось бы 100 лет и ему было бы приятно знать, что из его семьи вышло столько учителей.

Кстати, Лейсян Булатасова — еще и очень сильный человек: она воспитывает сына с особенностями развития. В этом году Айдар пошел в пятый класс в обычную школу.

Как отметила Лейсян Рафаиловна, ее задача — воспитать не только своего сына, но и других детей, научить их доброте, отзывчивости и милосердию.

Во второй день конкурсной программы участники проходили одно из самых сложных испытаний — «Разговоры о важном». В течение 30 минут они должны были продемонстрировать свои профессиональные навыки, проведя внеурочное занятие на заданную тему. Аудитория — студенты БГПУ имени
М. Акмуллы, педколледжа и ученики гимназии № 3.

Участники конкурса в номинации «Из века в век» вели «Разговоры о важном» со студентами. Помимо прочего это еще и благодарная аудитория, ведь ребята сами будущие педагоги. Для них знакомство с опытом старших коллег было и интересным, и полезным.

Одним из конкурсантов была Сабина Умалатова — представитель династии Сунгуровых. Она поговорила со студентами о понятии наставничества и его значении в жизни любого человека. Как призналась позже сама девушка, для нее это был первый «Разговор о важном», ведь она работает воспитателем в детском саду. Хотя кроме педагогического имеет юридическое образование и специальность менеджера. Призвание учителя взяло верх, и сегодня Сабина с удовольствием занимается с маленькими воспитанниками.

Это и неудивительно. Общий стаж династии Сунгуровых насчитывает 1269 лет, а если учитывать тех ее представителей, кто не успел к конкурсу подтвердить свой педагогический стаж, — и все 1340! 53 члена большой семьи работали в разных областях педагогики, а по географии охватили многие населенные пункты Дагестана.

Истоки династии Сунгуровых — в селении Атланаул Буйнакского района Дагестана, ее родоначальником был Басир Сунгуров, который в 1927 году начал работать учителем начальных классов в местной школе. Его примеру последовали трое детей и 12 племянников, а потом и их дети, и дети их детей. Всего пять поколений.

— Род Сунгуровых многонационален, но в основе — кумыки и лакцы, — рассказал Руслан Сунгуров, которого можно назвать хранителем истории династии. — А самый большой секрет нашей династии в том, что мы всегда держимся вместе, всей нашей большой семьей. На семейных встречах разговор неминуемо сводится к работе учителя. Так молодое поколение буквально впитывает нашу профессию с молоком матери.

А Сабина добавила, что в их роду традиционно много детей.

— Чем нас больше, тем мы сильнее и дружнее! — уверена девушка.

Несмотря на то, что обычно конкурсантка имеет дело с дошколятами, перед старшей аудиторией она выступала вполне уверенно и поблагодарила организаторов конкурса, членов жюри и студентов за возможность испытать свои силы в новом для себя образе.

— Вообще у участников конкурса педагогических династий уровень высочайший, — отозвался один из членов жюри, доктор филологических наук, профессор Ставропольского государственного педагогического института Александр Фокин. — Сказывается огромный семейный опыт в профессии, потомственные традиции. Как говорил один из конкурсантов, педагогика в генах заложена. Так и есть. И конкуренция очень высокая.

Александр Алексеевич добавил, что любые педагогические и, шире, профессиональные конкурсы важны. Это стимул для участников, общение, способ познакомиться с современными тенденциями в образовании. Можно, например, сравнить, как образование развивается в том или ином регионе: на Дальнем Востоке заимствуют методики из Китая и Японии, в европейских регионах — с Запада. Педагоги обмениваются опытом, преодолевая привычную замкнутость.

— Я просто завидую Акмуллинскому университету, — добавил эксперт. — Ведь это и огромный опыт для его студентов. Они видят разные династии, знакомятся с системами преподавания разного уровня.

Итоги конкурса педагогических династий подвели на торжественной церемонии закрытия в Акмуллинском университете. Абсолютным его победителем стала династия Любавиных-Страшновых из Псковской области. А герои нашего материала заняли вторые места в своих номинациях.

Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас: