Первоклашку Диану привели в «музыкалку» родители, чтобы ребенок в свободное от школьных уроков время был при деле. Благо в Чишмах есть детская школа искусств. Заниматься музыкой Диане не хотелось, а уж разучивать дома скучные гаммы тем более было лень. Девочка для проформы посещала школу, временами доводя до белого каления своего преподавателя Илону Яхину, которая даже иногда выбегала из кабинета, чтобы «выдохнуть».
А когда Диана уже была в пятом классе, случилась… «Прелюдия» Майкопара.
После летних каникул Илона Викторовна сыграла ученице легкую мелодичную прелюдию.
— Нравится? Будешь учить?
— Нравится!
На следующий урок девочка пришла с выученным произведением, и с тех пор все изменилось: Диана стала не просто стараться, а участвовать в конкурсах и побеждать. А однажды огорошила преподавателя: «В следующем году мне будет 15 лет, и к этому дню рождения я хочу поучаствовать в 15 конкурсах и завоевать 15 кубков, мне уже папа и полку для них прибил! Какой это большой совместный труд, преподаватель, конечно, представляла.
— Но когда видишь, что ребенок так пошел в рост, у тебя самой появляется огромный драйв и боевой задор, — говорит Илона Яхина, которая приняла вызов. Преподаватель и ученица ежемесячно участвовали в различных конкурсах, собрав к концу года 15 кубков, финальным из которых стал Гран-при международного конкурса.
— В этом году ко мне пришли пятеро малышей. Смотрю на них и думаю: «Какими же вы будете, когда подрастете…» Невозможно предсказать, как раскроется ребенок. Он может вовсе не блистать способностями вначале, но потом преподнести сюрприз. Как Диана, у которой со временем проявилась музыкальность. А как красиво она делала пиано! — говорит преподаватель, которая за 25 лет педагогической деятельности выпустила десятки учеников, но помнит фамилию каждого ребенка, потому что пропустила их через себя.
Илоне Викторовне сейчас даже трудно представить себя в другой профессии, хотя преподавателем фортепиано она стала вовсе не по своему желанию. Ее родной город в Узбекистане у каждого советского жителя ассоциировался в первую очередь с музыкой, а точнее, с известной эстрадной песней. Помните игривую восточную «В Намангане яблочки зреют ароматные, на меня не смотришь ты, неприятно мне!»? Позитивная, смешливая Илона Яхина как будто аккумулирует в себе жизнерадостный посыл этой песни. Когда-то и ее тоже заставляли ходить в музыкальную школу. Сначала девочка училась хорошо, но когда уехал первый преподаватель и началась бесконечная смена наставников, интерес к учебе исчез, и Илона начала прогуливать занятия. Но «музыкалку» все-таки окончила. И только-только вздохнула с облегчением, как отец, мечтавший, чтобы дочь стала музыкантом, объявил, что она поступает в музучилище. Протесты привели только к тому, что папа, а он был для дочери большим авторитетом, стукнул кулаком по столу, и вопрос был решен.
То, что обучать детей музыке — это ее, поняла на втором курсе, когда попала на педагогическую практику в детдом. Домашнюю девочку он впечатлил. Особенно дети: своеобразные, но способные и желающие заниматься музыкой даже больше, чем дети из обычных семей. И когда эти ее ученики вскоре заиграли (одна девочка даже несмотря на травму кисти и операцию), это Илону окрылило. Печально было только, что ее учениц, которые после этих уроков стали мечтать о музыкальной школе, в отличие от детей из обычных семей некому было в нее отвести.
После окончания училища Илона устроилась в местную музыкальную школу, где проработала семь лет. Вышла замуж, родила сына. Но к этому времени Узбекистан уже кипел от народных волнений и националистических настроений. Молодой преподаватель столкнулась с тем, что элементарно общаться с учениками стало проблемой: она не знала узбекского, они — русского. Язык музыки, конечно, помогал, но не настолько, чтобы можно было чувствовать себя комфортно, тем более что в окна домов уже летели камни. Русские стали разъезжаться. Один из родственников Илоны, побывав в гостях у друга в Уфе, так позитивно отзывался о городе, что она, никогда не бывавшая в Башкирии, подумала: а почему бы и нет? В 2002 году с мужем, сыном, беременная вторым ребенком, она приехала в Уфу, как сейчас шутит, «поправлять демографическую ситуацию».
Работа для мужа нашлась в Чишмах, купили дом неподалеку, в селе Еремеево, получили гражданство, да так и остались. И хотя музыканту из мегаполиса поначалу было тоскливо в деревенской тиши, где к тому же приходилось сажать грядки и красить заборы, позитивная натура взяла свое. В Башкирии Илона впервые увидела настоящую зиму, снег хлопьями, которому радовалась, как ребенок. Потом, будучи в Узбекистане в гостях, ей уже было тяжело выдерживать его сухую жару, и хотелось обратно в Башкирию. Уже 18 лет Яхина преподает фортепиано в чишминской Детской школе искусств.
Старое пианино, скучные гаммы — даже для меня, которая пришла в «музыкалку» уже в средней школе, мечтая научиться играть на фортепиано, начало обучения не было особенно увлекательным. Что уж говорить о пятилетних малышах, которых родители приводят сюда исключительно по собственному желанию. О мотивации к освоению музыкальной грамоты говорить не приходится. Однако рано или поздно кто-то из этих ребят становится лауреатом конкурсов, а кто-то просто уходит. От чего это зависит? Зарыть талант в землю или раскрыть его помогает педагог.
— Первый год я стараюсь заниматься с детьми в игровой форме. Мячики, к примеру, помогают ребенку понять, как держать руку. А чтобы погрузиться в мир музыки, мы представляем себе путешествие в волшебную страну, — рассказывает педагог. — Но даже такой подход может не сработать, когда у ребенка в руке гаджет — в таком случае то, что происходит в классе, его как будто не касается: какая еще музыка, о чем вы вообще?! Большую роль играет и отношение родителей к учебе ребенка. Иногда ведь считают: лишь бы ребенок занимался, не важно, чем. Отправляют его «на кружок» — вот у него и отношение соответствующее. А какой же это кружок, это — школа!
Еще один бич для преподавателя игры на фортепиано оказался совершенно неожиданным — цифровые пианино. Казалось бы, удобная мобильная вещь, можно играть в наушниках, регулировать громкость.
— Но это же не дерево, а пластмасса! Деревянную клавишу надо еще правильно нажать, здесь другая техника, звучание. Детям, конечно, легче играть на цифровом. Но потом на уроке в классе, играя уже на деревянном инструменте, они как будто впервые себя слышат. Но что делать, новое деревянное фортепиано стоит 250 — 300 тысяч рублей, а самое дешевое электронное — 15 — 20. Некоторые покупают деревянные б/у, кто-то даже отдает их даром, но перевозка фортепиано из Уфы в Чишмы, например, стоит те же 15 тысяч рублей… — говорит преподаватель.
Конкурсы, конкурсы, конкурсы — для чего их так много и почему преподаватели всегда за участие?
— Потому что это большой стимул к развитию и шанс раскрыться, показать себя, а для преподавателя — показать проведенную им работу, — объясняет Илона Викторовна. А на вопрос «Что вам больше всего нравится в вашей работе?» отвечает с подступившими слезами: «Когда дети после выступления в эйфории кричат «Ура!» и обнимают меня, это прямо бальзам на душу. Мы сделали это! Ребенок счастлив, и я счастлива. Когда стоишь за кулисами в то время, как играет твой ученик, кажется, будто играешь сам, и очень волнуешься. В этот момент вспоминаю все молитвы на русском и татарском (у моей мамы татарские корни).
И, конечно же, любой конкурс, даже местный — это путешествие. Не только музыкальное.
— Мой папа любил путешествовать, поэтому у меня это, наверное, в крови. Стараюсь вывезти своих учеников, в том числе и для того, чтобы помимо участия в конкурсной программе, они познакомились с городами, в которые приезжают. Мы были в Златоусте, Перми, в Чайковском, в Москве и не хотим на этом останавливаться.