Все новости

Усталость металла

Как будут решать кадровый вопрос российские машиностроители, если последние профессионалы уйдут на пенсию?

Александр ДАНИЛОВ  Наставник сам раскрывается навстречу благодарному ученику.
Наставник сам раскрывается навстречу благодарному ученику.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Концерн «Инмаш» в Стерлитамаке трудно не заметить. Вывеска на многоэтажном здании до сих пор как напоминание о былом величии памятного всем стерлитамакцам завода высокоточных станков.

О его судьбе то и дело с сожалением вспоминают жители города. Стройка, которая кипит в некогда многолюдных гигантских производственных цехах, к нынешним единственным производителям в России шариковинтовых передач не имеет отношения. «Инмаш» в буквальном смысле слова сидит на чемоданах, собираясь переехать на новую производственную площадку.

Пока добираемся до производственных помещений, где находятся сохраненные в непростые времена глобализации станки и оборудование, сотрудники «Инмаша» комментируют процесс переделки цеховых помещений.

— Здесь разместится торгово-развлекательный центр с аквапарком, поэтому строители нас торопят, а наша будущая площадка еще готовится. Но и мы не вправе срывать поставки заказчикам, которые ждут наши изделия в оборонке и авиастроении. Поэтому, по оптимистичным прогнозам, переберемся на новое место до конца года, — говорит директор по развитию предприятия Павел Виноградов.

Пока завод, фактически сконцентрировавший самую рентабельную часть многотысячного производства ВТС, где в свое время выпускали самые известные в СССР роботизированные промышленные комплексы, находится в стадии переезда, его работники продолжают делать свое дело. Линии работают, участки выставляют упакованную продукцию для отправки заказчикам.

— Вот, посмотрите, эта деталь будет установлена в самолете, сами понимаете, какая точность необходима в авиастроении. А наше дело — сделать качественное изделие, за это я несу ответственность, — Андрей Сазонов, токарь высшего разряда и мастер смежных специальностей, рассказывает нам о том, почему он два десятка лет проработал на одном предприятии.

Количество работников на сегодняшнем «Инмаше» невелико, около сотни. Но это отборные кадры.

— От нас уходят преимущественно только на пенсию, хотя, может быть, в других местах им и предлагают финансово выгодные условия. Более того, к нам снова просятся те, кто уходил лет пятнадцать назад, говорят, очень нравится коллектив, — признается Павел Владимирович.

Наследник уникальных компетенций, «Инмаш» остро нуждается в новых кадрах. Зарплаты готов платить рыночные, условия труда обещает приличные, станки и оборудование — классные. А где взять квалифицированных рабочих при назревшем дефиците?

— Мы готовы обучать прямо на производстве, но приток кадров, к сожалению, не такой большой. Молодежь, думаю, пока не перестроилась, все стараются получить престижные, по их мнению, специальности. И у нас в городе не осталось профессиональных учебных заведений, где бы готовили токарей, и по механообработке почти нет специалистов. А если привлекать кадры из других городов — значит, надо решать проблему предоставления жилья, а какое машиностроительное предприятие это массово потянет? — делится Павел Виноградов.

Мы же цепляемся за прозвучавшее «научим прямо здесь, наставники, слава Богу, у нас есть».

Андрей Давыдович смотрит с хитринкой, он вообще не упустит момента, чтобы не пошутить. Но как только дело касается работы, серьезнее его человека не найти. Наставничество для него — дело привычное, у самого первые ученики появились, когда ему было лет 25, а если учесть, что за токарный станок он встал в 1985 году, делайте выводы сами, каков его опыт.

— Я своего первого наставника хорошо помню. Ох и гонял он нас, парней, на знаменитых пермских мотовилихинских заводах, но именно там научил зуборезке. Причем не криком и понуканием, а ответственным отношением к делу. Так, что нам и самим хотелось подтянуться и соответствовать. Наверное, и мой принцип наставничества стал таким. Основные заказчики «Инмаша» — станкостроительные и станкоремонтные предприятия. Мы ведь делаем не только шариковинтовые передачи, но еще и продукцию, которую используют оборонка и авиакосмическая промышленность, — разговор не мешает Андрею Сазонову внимательно наблюдать за учеником.

Тимуру Хасанову в очередной раз потребовалась консультация мастера. И хотя молодой токарь уже третий год работает на «Инмаше», все равно ему полагается наставник — парень повышает квалификацию, идет на четвертый разряд. У Тимура есть ряд ограничений из-за нарушений слуха, но завод давно работает с техникумом-интернатом для инвалидов имени И. И. Шуба, и немало его выпускников перебывало за этими станками, а некоторые и остались среди станочников предприятия.

— «Шуба» дает хороших специалистов по металлообработке, а ведь в Стерлитамаке был когда-то крепкий станкостроительный техникум, теперь остался только политехнический колледж. А вот эти ребята, кроме того что хорошие станочники, еще и упорные, доброжелательные, терпеливые люди, — замечает Павел Виноградов.

— Вот Тимур нетерпеливый. Не успеешь дать ему новый чертеж, как подходит, просит, чтобы именно он сам нарезал резьбу, спешит освоить новые операции. Я ему говорю: не спеши. Выверяй, проверяй, осваивай пошагово. Я его поругиваю, он, наоборот, палец вверх показывает. Дескать, понял, сделаем, — смеется Андрей Давыдович.

— Сам много лет работаю, — продолжает Сазонов. — Сначала училище, потом армия, и вот в 1985 году устроился на машзавод. Я токарь-зуборезчик, сверловщик, фрезеровщик, шлифовщик — весь пакет профессий освоил, в Перми выучился по направлению от завода. Потом устроился на ишимбайский завод болотоходов. Но вот переманили обратно в Стерлитамак, и на этом производстве я уже больше двадцати лет, прикипел, никуда не ухожу, хотя и сманивают периодически.

— А вам ваша профессия еще не наскучила? — спрашиваем недоверчиво.

— Да нет же! Еще и не научился всему, — удивляется в ответ Андрей Давыдович и, начав перечислять своих учеников, сбивается на третьем десятке и машет рукой. Многих из своих ребят он потом встречает в других местах — кто в полиции работает, кто в бизнесе.

— Какие ученики самые трудные?

— Если у человека есть желание работать, то ничего сложного нет. Не мешает поругать немного, быть построже, и, глядишь, все начинают соображать. Надо просто суметь замотивировать , чтобы человек сам стремился развиваться, кормить семью. Я и парней учил, и девушек. Однако бывают детали до 80 кило весом, поэтому работают у нас больше мужчины. И все-таки вот учишь молодежь, а потом смотришь, из десяти готовых токарей остается работать один, остальные разбегаются, — с легким оттенком грусти резюмирует Сазонов.

Компетентно

Александр ШЕЛЬДЯЕВ, вице-премьер — министр промышленности, энергетики и инноваций РБ:

— Инвестиции в проект по увеличению объемов производства высокоточных шариковинтовых передач составляют более 1,3 млрд рублей. Срок реализации — до 2025 года. Кроме того, как резидент машиностроительного кластера «Инмаш» участвует в совместном инвестиционном проекте на сумму около 1,5 млрд рублей с федеральной господдержкой. Концерн «Инмаш» включен в перечень системообразующих организаций российской экономики как единственный в стране производитель ШВП. Они крайне востребованы крупными промышленными компаниями. Поставки ведутся более чем на 6000 промышленных предприятий России, а также в Белоруссию, Казахстан и Узбекистан.

На машиностроителей сегодня возлагают надежды, а поддержка со стороны правительства дает им возможность конкурировать.

СПРАВКА

Концерн «Инмаш» в Стерлитамаке образовался в девяностых на производственной базе бывшего завода высокоточных станков, построенного в 1981 году. Здесь производят механизмы рулевого управления, шариковинтовые передачи, мачтовые конструкции, баки трансформаторов и многое другое. В России только на «Инмаше» производится такой импортозамещающий продукт, как шариковинтовые передачи (ШВП). Их применяют в станкостроении, авиационной, судостроительной и автомобильной промышленности, а также используют при ремонте и модернизации станков отечественного и зарубежного производства. Сегодня многим промышленным гигантам без них просто не обойтись, при этом поставки из зарубежных стран из-за сложностей в логистике значительно сократились.

Автор:Денис БОРОДИН
Читайте нас: