Краснохолмский — настоящая педагогическая терра инкогнита. Для тех, конечно, кто далек географически или от школьной темы в принципе. Зато жители Калтасинского района, порой живущие в двух десятках километров от села, изо всех сил стараются пристроить свое чадо именно сюда, в школу № 2, и никого не смущают ежедневные поездки на занятия.
Потому что сильный состав педагогов? Безусловно. Но ко всему прочему здесь создана атмосфера особого отношения к ребенку. Впрочем, тут много интересного и особенного.
Директор школы № 2 Марина Владимировна Никитина преподает историю и общест-вознание. В наши дни оба предмета — особенно первый — в прицеле жгучего интереса властей и общественности. Разрабатывается единый учебник. Ждут, что история будет учить патриотизму.
Это сложный предмет не только потому, что требует знать наизусть массу дат. Просто история как таковая менее интересна, чем программирование. Из-за тех же скучнейших дат. Помню, брат учился радиоконструированию в политехническом институте, высшую математику сдал на «отлично», а историю КПСС заваливал раз за разом. Интерес к истории еще со школьной парты ему отбил учитель, признававший только даты и твердивший, что все у нас более или менее, а впереди — светлое будущее.
Любить советский период или эпоху Ивана Грозного необязательно. Обязательно знать, почему, например, началась Великая Отечественная война — нравственно это очень важная тема, влияющая на мозги и эмоции ученика, осознающего, что лихое время испытаний и к его семье имеет непосредственное отношение. А вот как пробудить интерес к развитию общества в мирное время?
Марина Владимировна категорична:
— Нельзя зацикливаться только на уроках, на подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. У нас в школе самые веселые праздники, самые яркие дискотеки, в которых обязательно участвуют учителя. Так было на дискотеке в стиле 80-х годов, которые запомнились не только самой танцевальной и зажигательной музыкой улетных АВВА или «Доктора Ватсона».
Я тут же вспомнил дворовых королев с пышными прическами, в свитерах из ангорки и вареных джинсах в компании патлатых принцев в мешковатой одежде, кроссовках «Москва» и спортивных кепи.
— Да, все так, — охотно подтверждает Марина Владимировна, — а девочки еще предпочитали яркую косметику, бижутерию из пластмассы и разноцветные браслеты.
— Но 80-е для нынешнего поколения школьников — это же пещерный век! Что они знают о той эпохе?
Как же я был неправ, наивно предположив, что речь идет о банальном «дискаче». Оказалось, не так все просто. Чтобы весело провести время, школьникам пришлось одеться по моде на излете века, тормошить расспросами родителей, перетряхивать гардероб с вышедшей из моды одеждой, исподволь окунаясь в культуру того периода.
Так здесь учат историю — не только по учебникам и заоблачным примерам из литературы. Дети приносят фотографии родителей и бытовую утварь. Родителям приходится выступать в роли консультантов или интервьюеров, отвечая на вопросы, что такое видеомагнитофон или проигрыватель, а если у кого-то сохранилась навороченная аппаратура «старины далекой», то она обязательно появится в классе на очередном уроке. А еще старшему поколению приходится напрячь память, чтобы рассказать о том, как проходили праздничные демонстрации и чему они были посвящены.
По первой специальности Марина Владимировна учитель русского языка и литературы. Может, еще и поэтому ее подопечные часто пишут сочинения — о своих бабушках и дедушках, о родном поселке. То есть история — вот она, рядом, события происходят не за тридевять земель, и предки твои, и ты сам — ее творец. Осознание этого — не отклик на мантры учителей: подготовка к той же дискотеке предполагала заинтересованный разговор на равных и на понятном для молодежи языке.
История — это еще и масса поводов для дискуссий. И я не устоял перед соблазном задать непраздные вопросы. Картинки событий двадцатого века еще можно откопать в «сундуках» семейной памяти, пусть даже они окажутся изрядно побиты молью. Но глупо надеяться, что предки сохранили, например, воспоминания о преобразованиях Петра I. И как оценивать его реформы? Надеяться только на учебник можно было полвека назад. Сейчас он лишь ручеек в половодье изданных энциклопедий, справочников, научно-популярных телепрограмм и книг.
— Учит всегда учитель, а учебник — средство методической поддержки преподавателя, — считает Марина Владимировна. — Если зрить в корень, как наставлял Козьма Прутков, то можем обнаружить весьма интересные факты, которые не умаляют заслуг императора, но свидетельствуют, что реформы его вызрели не на пустом месте. Ученик должен входить в храм истории не только со ступенек парадного подъезда. Вот за Петром I закрепилась слава корабела. Но корабли строили на Руси задолго до него — это ремесло наши пращуры развивали с XII века. А в ХV веке даже выделялись деньги на постройку верфи в Соловецком монастыре. То, каким будет новое поколение, для меня очень важно. Представляю человека прежде всего думающего, анализирующего, рассуждающего, причем взвешенно.
Спустя несколько дней на эту же тему размышляла другой преподаватель — учитель истории и обществознания нефтекамской школы № 16 Инна Валерьевна Цедилкина. Моей собеседницей она стала не случайно. Открою секрет в последнем абзаце.
Главное для учителя истории, считает она, докопаться до правдивой информации. Черпать ее приходится из различных источников. Говорящий бренд ее внеурочной деятельности — «Истина где-то рядом». Чувствуете, без дискуссий, полемики, сопоставлений различных взглядов не обходится? В этом и кроется смысл настоящего учительского творчества.
Причины для споров самые разные, порой неожиданные. Вот пришла же кому-то из ребят мысль покопаться в генеалогическом древе Ивана Грозного, выяснить, кто он по крови. Не иначе фейков нахватались в интернете. А это зловредная бактерия — стерилизовать ее можно, призывая в помощь авторитеты масштаба Ключевского, Карамзина. Проще загуглить, но Инна Валерьевна признает только информацию из солидных изданий, настаивает на чтении книг, справедливо полагая, что многие события в изложении «летописцев», трубадурящих в социальных сетях, не более чем фантомы.
В итоге спонтанно возникший вопрос проявил на суровом полотне исторических фактов весьма затейливую и разветвленную родословную: в жилах Ивана Васильевича, первого царя Руси, текла все же русская кровушка, но изрядно разбавленная отпрысками властной верхушки Византии, Литвы, Швеции, Греции. Озорные раскосые очеса, половецкая смуглость ланит нет-нет да и выдавали родство с Великой степью.
Всего лишь один пример из практики Инны Валерьевны, а какой красноречивый! Ее методика мне показалась если не схожей, то подозрительно параллельной той, что практикуют в Краснохолмской школе № 2.
— Так она же выпускница нашей школы! — ведать не ведая о моих «подозрениях», воскликнула Марина Никитина. Заявила об этом с гордостью и совершенно по другому поводу.
Поставить знак равенства между математикой и историей никому в голову не придет. А между учителями этих предметов? Я бы поставил. Резон есть: формальный повод — оба преподавателя стали лауреатами прошедшего республиканского конкурса «Учитель го-да». Инна Валерьевна Цедилкина и Татьяна Николаевна Здорова — выпускники одной и той же Краснохолмской школы № 2, одного и того же вуза — Бирского пединститута (так в пору их студенчест-ва именовался нынешний филиал УУНиТ).
Месяца полтора назад в одном из чатов был размещен призыв: «Голосуйте за Здорову Татьяну Николаевну». Грешен: вникать, куда выдвигается дама и какова процедура самого голосования, счел излишним. Но фамилия запомнилась и тут же всплыла в памяти, когда стали известны лауреаты конкурса «Учитель года». Татьяна Николаевна обошлась и без моего голоса…
Думаю, в день нашего приезда восьмиклассники могли обидеться: я сорвал урок математики. В любой другой школе ученики могли возликовать из-за отсутствия учителя. Когда такое случалось с моими одноклассниками, все парили в небесах от счастья. Не помню, чтобы кто-то кроме Славы Каляева, будущего студента мехмата МГУ, питал пристрастие к царице наук.
— Вот нет у меня предрасположенности к точным наукам. Я гуманитарий. Сяду за парту, и вы меня будете мучить? Как меня заставить полюбить логарифмы и вызубрить аксиомы стереометрии?
— Не буду заставлять и мучить тем более. Постараюсь, чтобы вам понравилось, попытаюсь раскрыть ваши склонности. Может, в вас таится лучший в мире сварщик. Как сварщику без знаний основ геометрии? На одном из последних уроков мы изучали среднюю линию треугольника. Можно вызубрить: средняя линия треугольника — отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника. А как порезать торт на четыре равных кусочка? Между тем все довольно просто: провели три средние линии и разделили треугольник на четыре равные части. Геометрия от жизни неотделима.
Наш учитель математики торты делить не учил. Торт вообще был роскошью запредельной. Мы тупо зубрили: «Три средние линии треугольника делят его на четыре равных треугольника, подобных данному, с коэффициентом подобия 1/2». Пробубнили — и все выветрилось из головы. Вот и сейчас трижды прочитал ссылку из справочника и поймал себя на мысли, что пересказать могу с трудом, да еще и привирая. А за торт спасибо, Татьяна Николаевна. В ближайший праздник устрою семейный экзамен — кто не сдаст, тот без торта останется.
Меня терзал вопрос: бывает так, что в ребенке до поры до времени дремлет склонность к математике? Возможно ли ее «разбудить»? Как это сделать? У Татьяны Здоровой рецепт универсальный: заинтересовать, разглядеть способность к нестандартному мышлению, создать ситуацию успеха, обязательно похвалить, увлечь.
— Один пятиклассник первое время на моих уроках просто лежал на парте. Но он способный — быстро считает в уме. Как калькулятор: щелк, щелк — и ответ готов. Я к нему стала чаще обращаться: «Только ты сможешь быстро подсчитать!»
Ему это так понравилось, стал с еще большим азартом включать «калькулятор» в своей голове.
— И что, абсолютно все попадают под ваши педагогические чары?
— Не все. Я одну семиклассницу уговаривала перейти в пролицейский класс с углубленным изучением математики, она — ни в какую! Говорит, буду ветеринаром.
— Не могу удержаться от коварного вопроса: нет ли у вас тайного замысла сформировать из лицеистов команду олимпиадников?
— Этот коварный план у нас всегда в голове. Всегда! Потому что в этих классах мы можем по дополнительной программе заниматься. Видели бы вы, как ребята спорят при доказательстве теорем. Предлагают свои пути решения. Порой спорные и даже тупиковые. Я в роли дирижера. И когда такое случается — это такой кайф! На муниципальном уровне наши ребята постоянно в победителях и призерах, но хочется, чтобы дальше продвигались.
— Известный педагог Шалва Амонашвили утверждал, что без любви к ребенку в школе делать нечего. Вы разделяете его взгляды?
— Недавно по телевизору интервью с ним смотрела. Полностью согласна с тем, что он говорит о гуманной педагогике. Нет бесталанных детей. Может, ребенок не раскрылся из-за того, что замкнут. Мы же не всегда знаем, что в его семье происходит — приходится и этот фактор учитывать, хотя кто нас обязывает? Но я вникаю. С другой стороны, математикам приходится вести себя с детьми строже.
— Значит, двойки ставите?
— Куда же без них!
— Амонашвили устал доказывать, что ни в коем случае нельзя этого делать!
— Я откровенна с учениками. Говорю: «Ты не справился с заданием, ставлю два. Если ты что-то не понял, давай разберемся. Если времени не хватило выучить, вот тебе шанс: подготовься к следующему уроку». Когда у человека появляется возможность исправить оценку — он воспользуется. Поставить двойку и махнуть рукой — это самая что ни на есть антигуманная педагогика.
Преподавать в родной школе и стены помогают. Привычная обстановка. Знакомые лица. Другое дело — республиканский конкурс, чужая школа, отсутствие контакта с классом и вполне объяснимое волнение, которое зашкалило, едва участники разошлись по учебным кабинетам: по громкой связи объявили эвакуацию!
— Я в шоке! Заявляю: никуда не пойду, у меня конкурс, — со смехом рассказывает о невольном приключении Татьяна Николаевна.
Она дала обычный классический урок. Могла придумать что-то оригинальное. Например, предстать в облике последовательницы пифагорийских математиков, нарядившись в архаичный хитон. Или объявить себя ученицей школы Платона, процитировав его нетленное «Незнающий геометрии да не войдет сюда». Она отвергала эту идею: танцы с бубнами… нет, это не ее стиль.
— Почему же тогда говорят: пришел на урок — первое, что надо сделать, чтобы привлечь к себе внимание детей, — удивить?
— Я бы иначе сформулировала: не поразить, не удивить — зацепить! Мне, кстати, это удалось. Хотя напряженность во взглядах учеников читалась, что объяснимо: они же меня первый раз в жизни видят, а их еще, наверное, и проинструктировали. Надо было разрядить обстановку. Я попросила похлопать в ладоши тех, у кого хорошее настроение. Отреагировали не все. Предлагаю обладателям хорошего настроения поделиться эмоциями с друзьями. Ребята заулыбались, раскрепостились, юмор оценили, можно было излагать тему урока «Неравенство треугольника». Раздала наборы палочек определенной длины. Попросила из каждого набора составить треугольник. У одного получилось, у другого нет. И пошла работа: а почему не получается? Задача была — создать проблему. А в чем проблема, почему не получается? Давайте обоснуем. Стали размышлять, делиться мыслями… Знаете, чем была тронута: после урока они подходили, благодарили, желали удачи.
В трактовке устоявшегося мнения математика — наука абстрактная и сухая. Великая Софья Ковалевская тщетно пыталась опровергнуть эту точку зрения, заявив, что «нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».
Татьяна Здорова — пример математика, который пишет стихи. Пишет в стол. Все же математика на первом месте.
Прошлым летом на медкомиссии психолог поинтересовался: «Какое у вас хобби?» Она развела руками: не вяжет, не шьет, бабочек не коллекционирует. Нет никакого хобби!
— Татьяна Николаевна, — укоряю я ее, — это же секрет Полишинеля: вы пишете стихи, увлечены литературой — даже мне об этом известно.
— Случается такое, когда хорошее настроение, чем-то воодушевлена. Мысли сами по себе складываются в лирические строчки. Пишу в надежде перечитать, когда выйду на пенсию.
Она так шутит. Это реакция чрезмерно скромного человека, берегущего тонкую душу от нечаянного чужого вторжения в самые сокровенные, самые недоступные рощи внутреннего мира. Эта догадка сама собой всплыла, когда она заговорила о том, что перечитывает поэзию русских классиков и каждый раз открывает что-то новое. К современным литераторам относится настороженно. Зарубежных после «Портрета Дориана Грея» чурается. Чем же ей насолил Оскар Уайльд и его герой?
Объясняет: не устроила мрачная тональность текста, хотелось света в конце тоннеля. А в конце тоннеля герой получил то, что заслужил за разгульную жизнь. В «Коньке-Горбунке» царь, конечно, тоже получил свое. Но Ершов русский автор, а у нас с весельем все в порядке. Человек в котле сварился? Так он же царь! Поделом, значит.
Вот такой у нас получился «разбор полетов».
Калтасинский район.
Марина НИКИТИНА:
Камиль Шаехмурзинович Ахияров, ректор Бирского пединститута, частенько приглашал в свой кабинет членов студенческого самоуправления, общественного деканата, в котором я состояла и отвечала за успеваемость. Первичные навыки руководства коллективом были заложены в институте.
Галина Иосифовна Хильманович была куратором нашей группы, буквально нас пестовала. Она была примером практического проявления гуманной педагогики наряду с требовательностью.
Сергей Николаевич Лаврентьев читал лекции в БАГСУ. Мы выходили из аудиторий — волосы стояли дыбом! Боже, что он говорит, это же крамола! Учил мыслить раскованно, смелости, принципиальности.
Татьяна ЗДОРОВА:
Люза Богдановна Хайруллина, когда я вернулась в родную школу после учебы и отработки, встречала меня как истосковавшаяся мама: «Я так тебя ждала!» Она была примером для подражания. И я с девятого класса занималась с теми, кому трудно давалась математика, — очень хотелось походить на любимую учительницу.
О ЧЁМ РЕЧЬ
Краснохолмская школа № 2 объявила набор в пролицейские 5 — 7 классы и лицейские 8 — 9 классы технической направленности с углубленным изучением математики, физики, информатики.
Ксения ЛОБИНА (6 Б класс):
— Степан Андреевич Завьялов классный, прикольный и харизматичный. Теперь история и обществознание — мои любимые предметы. Мы понимаем друг друга с полуслова. Хочу надеяться, что он пробудет в нашей школе как можно дольше и как можно больше учеников сможет с ним сдружиться.
Анна БУТУСОВА (8 Б класс):
— Учитель английского языка Яна Мукимовна Аюпова требовательная, строгая, но справедливая. На ее уроках не бывает скучно. Она также является руководителем объединения юных журналистов СТУДИИ 5+. Раньше я и подумать не могла, что журналистика меня зацепит, но благодаря ей я знаю, чего хочу в будущем. Она в каждом из нас раскрывает талант и находит дело по душе в нашей дружной команде. Оптимист по жизни, крутой наставник, замечательный педагог и просто прекрасный человек.
Самира ГАЛЛЯМОВА (2 А класс):
— Не могу не рассказать о моем любимом учителе — Ирине Валерьевне Яныбаевой. Не зря говорят, что школа — второй дом! Я прихожу в школу с радостью, зная, что меня в классе доброй улыбкой встретит мой учитель, настроит на учебный день, полный новых открытий! Я поражаюсь, откуда она берет столько времени и сил, чтобы помочь всем нам: кто не понял материал, она дополнительно объяснит, кто хочет узнать больше и участвовать в олимпиадах, она отдельно с нами позанимается. А какие фотозоны она устраивает на каждое мероприятие! Вот такая у нас Ирина Валерьевна — скромная, но очень ответственная, творческая, заботливая!
Софья ЛОБИНА (6 А класс):
— Галина Ивановна Ахунова — прекрасный педагог. Всегда знает, у кого что-то не получается, и всегда готова прийти на помощь. Мне кажется, я только недавно пошла в первый класс и вот уже учусь в шестом. Так быстро летит время! За эти школьные годы я узнала много нового и интересного благодаря моим учителям. Но рассказать хотела именно о Галине Ивановне. Я люблю ее уроки! Посещать ее занятия было удовольствием.