Делить людей на физиков и лириков уже не актуально. Талантливые люди успешно совмещают науку и творчество. Яркий тому пример — доктор химических наук, академик АН РБ Ильдус Бариевич Абдрахманов.
Он не только выдающийся химик, но и талантливый поэт. Сегодня Ильдус Бариевич — гость газеты «Республика Башкортостан».
— Ильдус Бариевич, почему все-таки вы выбрали химию?
— Прошло уже 64 года с тех пор, как я получил аттестат зрелости, но в моей памяти хорошо сохранились мотивы принятого мною решения стать химиком. Надо сказать, выбор профессии для меня, как и для многих, был непростым вопросом.
Мой отец Барей Абдрахманович Абдрахманов работал первым секретарем райкома КПСС Салаватского и Чекмагушевского районов. Как фронтовик он был достойным примером служения Отечеству. Поэтому я интересовался общественно-политическими процессами, протекающими в тот период, и полюбил историю. Однажды к нам домой вместе с отцом заглянул один из руководителей нашей республики. Он расспросил меня, тогда еще пятиклассника, об учебе и моих интересах и увлечениях. Помнится, я его тогда сильно удивил своей искренней заинтересованностью судьбой Троцкого.
В нашей стране и республике тогда только создавалась мощная химическая индустрия. В центральной и местной прессе широко пропагандировались ее достижения. Отец всецело поддержал мое решение стать химиком и посвятить себя служению химической науке. В итоге документы были поданы на химфак БГУ. Конкурс был колоссальный — 13 человек на место!
— Кто-то повлиял на ваш выбор?
— Мои школьные учителя. Особенно хотелось бы отметить учительницу химии Ирину Михайловну Терещенко. Настоящий учитель должен уметь привить любовь к своему предмету, и у нее это получалось замечательно. Ведь роль химии в современном мире огромна. Она тесно связана с физикой, биологией, медициной, а теперь еще с квантовой генетикой и генной инженерией. Если человек пытлив, если он пытается понять, как возникла Вселенная, как появилась жизнь на земле, то наука будет ему интересна.
— Назовите самые важные, на ваш взгляд, этапы вашей жизни.
— Я думаю, это период моего научного становления. Это аспирантура. Я был одним из первых аспирантов химического факультета, когда мой руководитель доцент Юрий Владимирович Светкин заложил первые основы научной работы на кафедре органической химии. Поначалу предложенная тематика оказалась весьма бесперспективной. То же самое было и с другой предложенной темой. Лишь после того, как я сам выбрал научное направление исследований, мне удалось завершить работу и через год защитить диссертацию. Кстати, ее итоги и выводы в виде обзора были опубликованы за рубежом. Следующий этап — годы работы в БашГАУ, где с 1973 по 1993 год заведовал кафедрой общей химии и одновременно исполнял обязанности проректора по учебной работе. Несмотря на большую административную занятость, мне удалось создать на кафедре необходимую производственную базу для научных исследований, совместно с Институтом органической химии УНЦ РАН научную лабораторию. Впервые в мировой практике были проведены полномасштабные исследования ароматической амино-перегруппировки Кляйзена и разработан оригинальный автокаталитический вариант ее осуществления. Разработан и предложен синтез целого ряда новых веществ с практически полезными свойствами: ингибиторов кислотной коррозии, соединений с ростостимулирующей, гербицидной и антигельминтной активностью, разработано и нашло практическое применение средство борьбы с бактериозом пчел «Апифлоцид».
Успешно проработав в БашГАУ 20 лет, я был уверен, что уже не сменю место своей работы. Но случилось непредвиденное. Моего учителя, директора ИОХ УНЦ РАН академика Генриха Александровича Толстикова, пригласили в Новосибирск на должность директора института органической химии. Перед отъездом он пригласил меня на должность замдиректора. Уважая его, я не смог отказаться и с 1993 года по сей день работаю в этом институте, сначала — заместителем директора, а с 2005 года — главным научным сотрудником.
— Вам попадались талантливые студенты?
— Я много лет преподавал студентам БашГАУ органическую химию. Если студенты очного отделения сдавали экзамены по химии на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», то заочники в основном на «удовлетворительно». Однажды один студент поразил меня на экзамене не только глубокими знаниями предмета, но и своим общим развитием. И впервые я поставил студенту-заочнику «отлично»! Предложил ему перейти на очное обучение. Константин Тамбовцев полностью оправдал мое доверие, окончив с отличием зооинженерный факультет по специальности «Пчеловодство». Позднее он успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Ныне он — доктор сельскохозяйственных наук, преподает в Бирске. Успешно проводит научные исследования по пчеловодству. Я был хорошо знаком с двумя выпускниками химфака, способными студентами Вакилем Шарафутдиновым и Ахатом Мустафиным. После окончания БашГУ они стали первыми аспирантами нашей кафедры. Оба успешно защитили кандидатские диссертации.
— Еще одна ваша страсть — это поэзия. Откуда ее истоки и чем вы вдохновляетесь?
— Поэзию я полюбил в школе. Творчество наших великих классиков — Пушкина, Блока, Тютчева — до сих пор в моей памяти. К тому же этому поспособствовали мои прекрасные учителя из Малоязовской и Чекмагушевской средних школ, где я когда-то учился. Это Нина Константиновна Сидоренко и Виктория Григорьевна Митяева. В моих стихах — любовь к отчему краю, к той самой малой родине, где я родился и вырос, к родителям, друзьям, учителям. На сайте есть моя литературная страничка, где неравнодушные к поэзии люди могут познакомиться с моим творчеством, стоит только набрать «Стихи ру. Ильдус Кутуев». Ильдус Кутуев — мой псевдоним.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Стаж Ильдуса Бариевича насчитывает более полувека. Он опубликовал более 430 научных работ, подготовил 25 кандидатов и двух докторов наук, получил 30 патентов на изобретения.
Удостоен звания «Заслуженный деятель науки Башкирской АССР», награжден орденом Салавата Юлаева.