Открыть в стране более пяти тысяч психолого-педагогических классов к 2024 году — такая задача была поставлена перед российским минпросвещения в позапрошлом году. При этом 120 классов должны появиться на территории нашей республики.
Удастся ли решить поставленную задачу и, самое главное, почему вдруг в них возникла столь острая потребность, пытался разобраться наш журналист в ходе республиканского семинара «Проектная деятельность в рамках реализации психолого-педагогических классов БГПУ имени М. Акмуллы».
Для начала — небольшой экскурс в историю. Профильное обучение в российских школах ввели в 2004 году. Тогда старшеклассникам предлагалось выбрать один из 12 профилей: физико-математический, химико-биологический, филологический, универсальное обучение… Спустя полтора десятилетия их число урезали до пяти. И вот — опять! Зачем вдруг стране понадобились психолого-педагогические классы (ППК)? Все очень просто — России очень нужны учителя. При этом желательно, чтобы в педагогические вузы шли не те абитуриенты, которым больше «нечего ловить», а юноши и девушки, сознательно избравшие эту профессию. Для этого в стране и начали открываться ППК.
Обучение в них идет в рамках основной образовательной программы. Однако при этом, помимо элективных курсов по гуманитарным дисциплинам, усиливаются дисциплины основной программы, которые потребуются выпускникам для поступления на педагогические специальности.
Поэтому и семинар было решено провести на базе школы, которая уже наработала определенный опыт в этом направлении. Выбор пал на туймазинскую школу № 7. Сюда приехали представители БГПУ, директора школ Башкирии, где имеются подобные классы. По словам первого проректора университета по стратегическому развитию Алмаза Мустаева, сотрудничество в этом направлении именно с туймазинской школой оказалось наиболее удачным. И сейчас, выстраивая работу в масштабах республики, пришло время поговорить о возникающих проблемах и наметить пути их решения.
— Готовых моделей и методических рекомендаций на уровне России и министерства просвещения пока не существует. Мы их еще только отрабатываем, и в этом вся сложность, — подчеркнул Алмаз Флюрович.
В свою очередь, директор школы Андрей Михеев сообщил, что в 2021 году было подписано трехстороннее соглашение между школой, БГПУ имени М. Акмуллы и центром по развитию «Аврора» по теме реализации профильных классов психолого-педагогической направленности. Как результат, вскоре в учебном заведении были разработаны локальные акты, учебный план в 10-х и 11-х классах пополнился 34-часовыми элективными курсами «Компетенции XXI века». Со своей стороны университет предоставил школе подготовленные им конспекты занятий, демонстрационно-раздаточный материал.
— В рамках проекта в такие учебные предметы, как русский язык, литература, история, обществознание, мы добавили модули, связанные с педагогической направленностью, — отметил Михеев. — К примеру, в курс литературы включили произведения, в которых поднимаются вопросы образования и личностных качеств педагогов. На уроках русского языка для анализа используем тексты психолого-педагогической тематики. А на уроках истории знакомим школьников с личностями выдающихся отечественных и зарубежных педагогов.
Как уже говорилось, в числе учеников психолого-педагогических классов руководители образовательных учреждений хотят видеть наиболее одаренных подростков. Поэтому участники семинара с интересом слушали доклад Михеева о проектной деятельности в рамках школы, которая позволяет выявлять талантливых ребят и целенаправленно развивать их таланты. Как результат, на протяжении пяти лет школа является лучшей в районе по результативности олимпиад и научно-практических конференций. А по результатам организации научно-исследовательской деятельности входит в 100 лучших школ России.
г. Туймазы.